«Останавливаться на достигнутом не собираемся!»

«Останавливаться на достигнутом не собираемся!» Леонид Огородников
29.12.2009

О влиянии экономического кризиса на индустрию кинопоказа, о планах реконструкции кинотеатра «Пушкинский» и о многом другом в режиме блиц-интервью рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» председатель правления некоммерческого партнерства «Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», председатель совета директоров группы компаний «КАРО» Леонид Огородников.


О влиянии экономического кризиса на индустрию кинопоказа, о планах реконструкции кинотеатра «Пушкинский» и о многом другом в режиме блиц-интервью рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» председатель правления некоммерческого партнерства «Сообщество национальных кинотеатральных организаций «Киноальянс», председатель совета директоров группы компаний «КАРО» Леонид Огородников. 

Сергей Некрасов: В 2009 году некоммерческому партнерству «Киноальянс» (учреждено в апреле 2004 года) исполнилось пять лет. Как бы вы охарактеризовали итоги его деятельности за этот период? 

 Леонид Огородников: Пока каких-либо итогов мы не подводили, поэтому сейчас лучше сказать о текущей деятельности, которую осуществляет «Киноальянс». В общих чертах, она связана с выработкой рекомендаций и консультацией властных структур по части законодательства, затрагивающего сферу кинобизнеса, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Так, например, нами был подготовлен и передан компетентным органам государственной власти и местного самоуправления целый ряд предложений по разработке и совершенствованию нормативных актов, имеющих отношение к кинопрокату и кинотеатральному показу. 

- Как экономический кризис сказался на работе партнерства? 

— Никак, поскольку экономической составляющей в деятельности «Киноальянса» нет никакой. Скорее, он сказался на бизнесе членов партнерства – крупнейших киносетей, которые создали «Киноальянс». 

 - Кстати, какие кинотеатральные сети входят в «Киноальянс» сегодня? 

 — Состав участников «Киноальянса» не менялся ни разу. В партнерство по-прежнему входят кинотеатральные сети «КАРО Фильм», «Парадиз», «Формула Кино», «Центрфильм», «КиноМакс», «Кронверк Синема», «Kinostar De Lux» и «Люксор». 

- Какие преимущества сулит российским деятелям индустрии кинопоказа членство в «Киноальянсе»? 

— Наше партнерство всеми доступными средствами представляет и защищает интересы своих участников. Например, «Киноальянс» входит в Российский союз кинопромышленников (РСКП), а РСКП, в свою очередь,— в Российский союз промышленников. Таким образом, защита интересов участников «Киноальянса» опосредованно осуществляется, в том числе, и через Российский союз промышленников, к мнению которого прислушиваются в высших эшелонах власти. 

- 20 ноября Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 259698–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», одна из частей которого посвящена нормативно-правовому обеспечению внедрения и функционирования на территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах. Как «Киноальянс» относится к этой законодательной инициативе? 

 — И сеть «КАРО Фильм» в частности, и «Киноальянс» в целом это начинание поддерживают. Его своевременность очевидна, в первую очередь, тем из кинопредпринимателей, в чью сферу деятельности входит не только кинопоказ, но и производство и дистрибьюция фильмов. Ведь производитель, безусловно, чувствует себя гораздо более защищенно, если обладает оперативной и достоверной информацией о том, как идет его картина в кинотеатрах. Предоставление отчета о проданных билетах уполномоченным государственным органам и внедрение так называемого «единого электронного билета» является приоритетным направлением для сети кинотеатров «КАРО Фильм». Мы принимаем активное участие в мероприятиях по созданию автоматизированной системы учета кинопоказа. На базе двух наших кинотеатров проходит отлаживание технического и программного обеспечения, и в настоящее время вся необходимая информация передается в Министерство культуры Российской Федерации. Кстати, я считаю, что государству достаточно провести сертификацию уже имеющегося в кинотеатрах оборудования, предназначенного для контроля и учета информации о продажах билетов, а не устанавливать новое. Так можно будет и расходы сократить, и быстрее реализовать намеченную программу действий. Кроме того, хочу отметить, что, на мой взгляд, в господдержке сегодня нуждаются не только кинопроизводящие структуры, но и отечественные предприятия кинопоказа. Вообще для кинобизнеса кинотеатры первичны. Можно снимать сколько угодно фильмов, но если их негде будет показывать, процесс просто потеряет смысл. Помощь сетям, строящим кинотеатры, в наше нелегкое время жизненно необходима. Это может быть как непосредственная материальная поддержка, так и, скажем, погашение государством процентов по кредитам. Надеюсь, справедливость и оправданность такого подхода станет очевидна парламентариям и чиновникам в самое ближайшее время. 

- Свое предыдущее интервью вы дали нашему журналу в феврале 2007 года. Одной из наиболее актуальных проблем в то время было урегулирование отношений между предприятиями кинопоказа и РАО. Каких результатов удалось добиться в этой сфере «Киноальянсу» за прошедшее с тех пор время? 

— Речь здесь идет главным образом о выплате вознаграждения авторам музыкальных произведений, исполняемых в фильмах. Ее механизм регулируется Постановлением № 218 Правительства РФ от 21.03 1994 года. Автор получает вознаграждение по двухступенчатой схеме: первый раз — при создании картины, а затем администрация каждого отдельно взятого кинотеатра обязана отчислять композитору 3% от валового сбора ленты на их площадке. «Киноальянсом» был подготовлен проект постановления об уменьшении объема отчислений, производимых кинотеатрами авторам музыкальных произведений. По нашему мнению, он должен составлять не более 1%. Документ был передан на рассмотрение в Министерство культуры еще в начале текущего года (интервью состоялось 9 декабря 2009 года. – Прим. ред.), однако в настоящее время вопрос пока остается открытым. 

- Если я не ошибаюсь, в 2009 году кинотеатральная сеть «КАРО Фильм» пополнилась лишь двумя площадками: восьмизальником «КАРО Фильм Теплый Стан» в столице и однозальником в гостинично-деловом центре «Москва» в Санкт-Петербурге… 

— Да, в 2009 году нами были открыты только эти два кинотеатра. Мы решили, что при сложившейся на рынке экономической ситуации будет правильнее инвестировать средства не в строительство большого количества залов, а в качество обслуживания и кинопоказа. Поэтому в текущем году мы начали переоборудовать кинозалы для показа контента в формате 3D. Также планируется, что в 2010 году в кинотеатрах «КАРО Фильм» для истинных ценителей высокого искусства, учитывая повышающуюся востребованность арт-хаусного кино, будет значительно расширен соответствующий репертуар. Кроме того, сейчас в рабочем режиме проводится модернизация наших киноплощадок. Так, например, в 2010 году начнется реконструкция кинотеатра «Киргизия» (без его закрытия), в результате которой будут дополнительно открыты два кинозала. Сейчас «КАРО Фильм Киргизия» — пятизальный мультиплекс. Чтобы нашим зрителям было максимально удобно смотреть кино, сейчас в наших кинотеатрах тестируются новые кресла повышенной комфортности. Если результаты нас удовлетворят, они будут установлены по всей сети. Не забываем мы и о совершенствовании работы concession-зон. Например, теперь мы предлагаем посетителям расширенный ассортимент попкорна с различными вкусовыми добавками. Надеемся, это нововведение заинтересует наших зрителей. 

- Сколько кинотеатров входит сейчас в состав сети «КАРО Фильм» (в т. ч. в Москве, Петербурге и регионах)? 

— Тридцать три. В Москве и Московской области расположены 19 кинотеатров, в Санкт-Петербурге — восемь, в Нижнем Новгороде — три и по одному в Казани, Калининграде и Самаре. Общее число зрительных залов в них составляет 163 (на 29 077 мест в общей сложности). 

- Один из наиболее актуальных трендов в развитии российского бизнеса кинотеатров сегодня – это «цифровизация» кинопоказа. Сколько залов в кинотеатрах «КАРО Фильм» сейчас оборудованы проекционным оборудованием для демонстрации киноконтента в формате Digital Cinema? 

 — Сейчас цифровыми проекторами оснащены 10 наших кинозалов. В Москве они расположены в кинотеатрах «КАРО Фильм Октябрь», «КАРО Фильм Атриум», «КАРО Фильм на Вернадского», «КАРО Фильм Щука» и «КАРО Фильм Теплый Стан»; в Санкт-Петербурге – в «КАРО Фильм Варшавский экспресс», «КАРО Фильм Атмосфера» и «КАРО Фильм Континент»; в Нижнем Новгороде — «КАРО Фильм Шоколад». Кроме того, в начале декабря открыт цифровой зал в калининградском кинотеатре «КАРО Фильм Калининград Плаза». До 15 декабря 2009 года перейдут на цифровой показ залы в «КАРО Фильм на Московском» (Самара), «КАРО Фильм Иридиум» (Зеленоград), «КАРО Фильм Кольцо» (Казань), «КАРО Фильм Континент» (Санкт-Петербург), «КАРО Фильм Мытищи», «КАРО Фильм на Каширке» (Москва) и «КАРО Фильм Киргизия» (Москва). По одному дополнительному залу для демонстрации контента в формате Digital Cinema появится в московских кинотеатрах «КАРО Фильм Октябрь» и «КАРО Фильм Атриум» — в дополнение к уже действующим цифровым кинозалам. Таким образом, к концу 2009 года в сети «КАРО Фильм» будет 18 цифровых кинозалов. Их число будет расти и в дальнейшем. 

- Верна ли информация о том, что из первого зала кинотеатра «Октябрь» был снят цифровой кинопроектор? Если да, то почему было принято такое решение? 

— Да, действительно, цифровой проектор из этого зала сняли, поскольку наши специалисты решили, что в другом зале это оборудование будет работать более эффективно. Однако сразу скажу, что к релизу новой картины Джеймса Кэмерона «Аватар» в первый зал «Октября» будет установлен новый цифровой проектор с возможностью показа фильмов в 3D. То есть в этом кинотеатре, как и прежде, будет два комплекта цифрового проекционного оборудования. 

- 27 декабря 2006 года ООО «СП КАРО» стало единственным владельцем кинотеатра «Пушкинский». Тогда предполагалось, что эта площадка превратится со временем в мультиплекс. Однако в предыдущем интервью нашему журналу вы сказали, что, вероятно, «Пушкинский» останется однозальником. Какой из концепций отдается предпочтение сейчас? 

 — В итоге предпочтение мы все-таки решили отдать варианту, предусматривающему создание мультиплекса на базе «Пушкинского» (с увеличением изначальной площади кинотеатра). К сожалению, из-за общей экономической нестабильности в стране реализация данного проекта (стоимость которого по докризисным расценкам должна была бы составить свыше $50 млн) пока приостановлена. Но, думаю, начало реконструкции не за горами. Пока же могу сообщить вам, что в новом кинотеатре будет не менее восьми кинозалов. 

- 26 декабря 2006 года концерн КАРО, владеющий сетью кинотеатров «КАРО Фильм», разместил на ФБ ММВБ дебютный облигационный заем в размере 700 млн рублей. Что принес вашей компании выход на рынок ценных бумаг? 

— Мы привлекли деньги достаточно дешево – под 12,5%. На эти средства компания развивалась (с 2005 года ее активы выросли более чем в три раза); было открыто много региональных и московских кинотеатров. Сейчас мы лидируем в рейтинге кинотеатральных сетей, превышая показатели ближайшего конкурента примерно в 1,5 раза, и останавливаться на этом не собираемся. Что же касается собственно облигационного займа, то нами были успешно пройдены две оферты (в июле 2008-го и в июле 2009 года), о чем в соответствующих СМИ была размещена официальная информация. Сейчас, в декабре, пройдет погашение этого облигационного займа. Мы к нему полностью готовы. Готовы мы выполнить и свои обязательства перед всеми держателями облигаций как в части основного долга, так и в части купона. И рассматриваем на будущий год возможность размещения очередного облигационного займа для дальнейшего развития сети. Но, конечно же, это будет возможно лишь при условии общей стабилизации рынка. 

- Насколько вы довольны работой компании «КАРО Продакшн», первый фильм производства которой вышел на экраны России и СНГ в 2008 году? 

— Текущая ситуация на рынке предполагает аккуратное, четкое и своевременное выполнение бизнес-планов, с чем кинокомпания «КАРО Продакшн» вполне справляется, поэтому мы ее работой довольны. В прошлом году в прокат вышел наш первый фильм «Господа офицеры. Спасти императора». Наша компания «КАРО Продакшн» продюсировала эту картину. Получился качественный истерн. Хорошо отнеслись к фильму зрители в возрасте старше тридцати, но мы несколько просчитались с предпочтениями наиболее активной киноаудиторией, то есть зрителей в возрасте от 18 до 30 лет. Но все равно судьба фильма сложилась нормально. Денег мы не потеряли; даже немного заработали. Сейчас на экранах России и СНГ идет второй наш фильм — «На игре». В нем мы сделали попытку как-то иначе взглянуть на такие общечеловеческие понятия как нравственность, свободная воля, принятие на себя ответственности за свои поступки. При этом мы всячески стремились избежать морализаторства и просто дать зрителю возможность задуматься о том, как сложно порой бывает сделать правильный выбор. «На игре» — фантастический боевик. В нем много весьма динамичных сцен: кулачные поединки, перестрелки, покушения, аварии. Хочется отметить отличный актерский ансамбль, удачно сформированный как из опытных, так и из начинающих актеров. Кроме того, фильм изобилует отличными шутками, а саундтрек поддерживает и дополняет атмосферу этой зрелищной картины, многие фрагменты которой стилистически напоминают динамичную онлайн-игру. Лента предназначена как для молодежи, так и для семейного просмотра. Надеемся, что зрителей заинтересует и ее продолжение — фильм «На игре. Новый уровень», который выйдет в прокат в феврале 2010 года 

- Каковы ближайшие планы холдинга «КАРО»? 

— Наша задача – вести бизнес стабильно и ровно. Сейчас мы приостановили гонку за увеличением числа площадок и экспансию в регионы, где во время кризиса наш бизнес заметно «просел». Теперь для нас гораздо важнее окончательно довести до ума те кинотеатры, которые у нас уже имеются – в частности, максимально оснастить их цифровым оборудованием и улучшить качество предоставляемых в них услуг. Однако если нам будут подворачиваться суперпроекты в сфере открытия новых мультиплексов, то отказываться от них мы, естественно, не станем. Словом, сеть «КАРО Фильм» будет продолжать развиваться. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся!

Кто:  Леонид Огородников

Возврат к списку