«Пленочная дистрибьюция закончится везде и одновременно»
Компания Asia Cinema, прочно вошедшая в тройку главных игроков на рынке интеграторов кинооборудования, готовится в следующем году отмечать 10-летний юбилей. Учитывая серьезный опыт компании (в активе Asia Cinema инсталляция около 110 пленочных и более 300 цифровых кинозалов) и высокую степень доверия участников рынка к ее сотрудникам, мы попросили руководителя Asia Cinema Арсения Кузьминича прокомментировать текущую ситуацию на рынке и дать прогнозы на будущее.
Компания Asia Cinema, прочно вошедшая в тройку главных игроков на рынке интеграторов кинооборудования, готовится в следующем году отмечать 10-летний юбилей. Учитывая серьезный опыт компании (в активе Asia Cinema инсталляция около 110 пленочных и более 300 цифровых кинозалов) и высокую степень доверия участников рынка к ее сотрудникам, мы попросили руководителя Asia Cinema Арсения Кузьминича прокомментировать текущую ситуацию на рынке и дать прогнозы на будущее.Евгений Володин: Начнем сразу же с главного. Все мы понимаем, что в крупных городах пленочные проекторы доживают последние дни. Как вы считаете, насколько долго пленка продержится в регионах?
Арсений Кузьминич: Пленочная дистрибьюция заканчивает свою эру, и это бесспорный факт. Владельцам же малозальных региональных кинотеатров, которые до сих пор не перешли на цифру, предстоит сделать выбор - либо искать инвестиции на проведение цифровизации, либо закрывать бизнес. Я считаю, что пленка в последнюю очередь уйдет из крупных городов, потому что, чем меньше коммерческий потенциал кинотеатра, чем меньше его сборы, тем менее выгодно дистрибьютору давать в этот кинотеатр пленочную копию фильма. Стоимость такой копии существенно выше цифровой, к тому же саму пленку скоро попросту негде будет взять: компания Kodak - банкрот, а Fuji объявила о прекращении выпуска кинопленки. Наверное, я выражу общее мнение участников киноиндустрии, если выскажу предположение, что в 2014 году пленочная дистрибьюция полностью уйдет в историю.
- Как этот факт отразится на вашем бизнесе?
- Мы ожидаем повышения активности со стороны кинотеатров в вопросе перехода на цифровой показ во второй половине 2013 года. В стране еще действует более 1 000 залов с 35-мм пленкой, а рынок кинопоказа тем временем продолжает расти, большое количество проектов стоят в планах реализации в текущем году. Поэтому вполне вероятно существенное увеличение спроса на цифровую проекцию к концу 2013 года и в первой декаде 2014-го. Мы активно расширяем свою техническую базу и готовы работать с запросами наших старых и новых клиентов, традиционно сохраняя высокое качество работы и сервиса.
- У производителей кинопроекционного оборудования еще не так давно существовали определенные квоты на поставки техники в Россию. Они сохранились сегодня?
- Нет, на сегодняшний день таких ограничений нет. Все основные поставщики – Christie, Barco и NEC – готовы поставить на наш рынок столько комплектов оборудования, сколько будет необходимо дистрибьюторам.
- Почему, на ваш взгляд, на российском рынке кинопроекционного оборудования до сих пор не присутствует компания Sony?
- Наверное, потому, что у этой компании на сегодня нет продукта, который был бы конкурентоспособен и востребован на нашем рынке. Представленный ею не так давно новый цифровой проектор обладает, безусловно, целым рядом преимуществ, но высокая цена не оставляет ему шансов на то, что кто-либо им всерьез заинтересуется.
- Как вы оцените перспективы технологии Dolby Atmos на российском рынке? На сегодняшний день в стране таким звуком могут похвастать всего два зала.
- Думаю, что не ошибусь, если скажу, что в настоящее время в процессе проектирования находится порядка 50 залов, в которых планируется установка звуковых систем Dolby Atmos. Где-то 12-14 залов проектируем мы, остальные – наши коллеги. Спрос на эту технологию сегодня очень высок, проблема некоторого дефицита оборудования, которая имела место быть в самом начале, уже решена, так что сейчас интеграторам остается только работать в усиленном режиме. К слову, проектирование залов под Dolby Atmos оказалось на деле очень трудоемким процессом, но весьма интересным с технической точки зрения.
- Насколько оборудование Dolby Atmos дороже традиционных звуковых систем?
- Примерная стоимость такого оборудования для зала на 150-300 мест составляет около 130-150 тыс. евро, тогда как «обычный» звук обходится в 30 тыс. евро.
- Те залы, в которых ваша компания планирует установку оборудования Dolby Atmos, находятся в крупных индустриальных центрах?
- Заказы поступают как из крупных городов, так и из регионов. Преимущества нового звукового формата - это серьезный инструмент в конкурентной борьбе, и наличие залов, оснащенных звуком Dolby Atmos, безусловно, привлечет в кинотеатр кинозрителей всех категорий.
- Какие еще новые технологии пользуются сегодня повышенным вниманием кинотеатров?
- Наверное, к таким технологиям можно отнести поляроидные пассивные технологии 3D с использованием серебряного экрана. В Америке такие системы уже получили самое широкое распространение. На нашем же рынке первыми появились как раз активные системы от европейских производителей и пассивная система со спектральным фильтром – у отечественных кинотеатров, по сути, не было выбора. Несмотря на довольно распространенное (и совершенно ошибочное) мнение, что серебряный экран чем-то плох для 2D-показа, я считаю, что пассивные 3D-системы имеют в нашей стране большие перспективы. На сегодня ни один клиент из тех, кому мы установили пассивные 3D системы с серебряным экраном, не жаловался на то, что его в этих системах что-то не устраивает.
- А чем может быть плох серебряный экран для 2D-показов?
- Абсолютно ничем. Это надуманная проблема, которая не грозит спроектированным с соответствии с современными требованиями залам. В помещениях с нестандартной конфигурацией, когда в широком зале установлен маленький экран, зрители, сидящие по краям, могут видеть изображение с неравномерной яркостью в отличие от зрителей, сидящих ближе к центру. Однако современное качество производства серебряных экранов даже эту проблему делает малозначимой.
- Какие виды работ вы считаете наиболее интересными в настоящее время для своей компании?
- Интегратору сложно выделить какую-то часть из своей работы и сказать, что проектировать акустику в зале нам очень интересно, а монтировать проектор – уже не то. Наша работа тем и замечательна, что интересна вся в комплексе – от проектирования до запуска оборудования и его обслуживания. Конечно же, есть разница – работать в уже готовом помещении в заданных рамках или проектировать кинотеатр с нуля. Работа с нуля более трудоемкая, но и более эффективная, она позволяет максимально точно реализовать все пожелания заказчика, проявить не только технические навыки и опыт, но и наш огромный творческий потенциал.
Кто: Арсений Кузьминич