Политика компании - искать путь к зрителю в зависимости от ситуации и спроса
Особенности работы независимого дистрибьютора в современных условиях нам прокомментировал руководитель отдела закупок компании «Русский Репортаж» Роман Дорофеев.
Евгений Володин: Вы работаете на российском рынке кинопроката больше 20 лет. Менялась ли за это время идеология компании?
Роман Дорофеев: Компания существует с 1991 года, а лично я работаю в ней уже 17 лет. Идеология, безусловно, менялась - в зависимости от вкусов зрителя и приоритетных направлений развития. Изначально работа была нацелена в большей степени на приобретение ТВ-контента, а с моим приходом начал развиваться кинотеатральный прокат, концепция которого складывалась исходя из возможностей и спроса. Все эти годы мы зарабатывали репутацию, и сейчас, когда участники рынка знают нас как надежных партнеров, мы стараемся ставить перед собой новые цели.
- Ваша компания известна на рынке как прокатчик интеллектуального кино. В 2024 году вы выпустили детский мультфильм и корейский экшн-триллер. Компания планирует двигаться в сторону «более зрительского» кино?
- Движение это началось уже давно. Конечно, при этом мы не отказываемся и от интеллектуального кино - ведь оно тоже может приносить прибыль и быть зрительским. Но движение в сторону мейнстрима необходимо для развития. Политика компании - не стагнировать, а искать путь к зрителю в зависимости от ситуации и спроса, повышая доход и расширяя аудиторию.
- Самым коммерчески успешным проектом «Русского Репортажа» стал новый фильм Миядзаки. Поделитесь, пожалуйста, историей его приобретения.
- Как я уже сказал, компания в течение долгого времени устанавливала связи, зарабатывала репутацию. На момент приобретения фильма у нас уже были установлены давние дружеские отношения с международным дистрибьютором картины. В свое время мы одними из первых приобретали права на отреставрированный фильм «Навсикая из долины ветров». В нашем каталоге долгое время был большой пакет фильмов Хаяо Миядзаки, который мы успешно реализовывали на VOD. Думаю, все эти факторы и то доверие, которое мы завоевали своей работой, повлияли на то, что новый проект достался именно нам.
Конечно, цена тоже имеет значение: она была высока, и мы рискнули. Ведь до «Мальчика и птицы» ни один фильм этого режиссера не показывал таких ошеломляющих результатов, и на момент приобретения картина еще не выходила ни на одной территории. Оглушительного успеха в Азии, а затем и во всем мире картина добилась уже после того, как мы ее приобрели - поэтому могу сказать, что доля риска в этой покупке была довольно велика.
- Расскажите о принципах отбора картин. Какими качествами должен обладать полнометражный фильм, чтобы вы обратили на него внимание?
- На данный момент, безусловно, один из главных критериев - имя, известный режиссер, звездный состав, и в меньшей степени - наличие у проекта призов на различных фестивалях (хотя это тоже важно). Безусловно, есть определенные жанры, которые хорошо работают на нашей территории. Очень важны интересный сценарий - а сейчас большинство проектов покупается на стадии пре-продакшена - и востребованность на рынке (и не только кинотеатральном). Далее приобретение контента влияет множество случайных факторов, которые от нас могут не зависеть - такие, как, например, желание международного дистрибьютора работать с конкретной компанией. Иногда к процессу подключаются продюсеры и режиссеры, мнение которых также способно повлиять на выбор дистрибьютора.
- Ваша компания весьма успешно работает на телевизионном и цифровом рынках дистрибьюции. Можете оценить доли различных каналов дистрибьюции (кино, ТВ, цифра и т.д.) в пироге доходов компании?
- Каждый фильм индивидуален, какой-то больше дохода приносит на одном виде прав, какой-то на другом, какой-то одинаково хорошо работает на всех каналах.
- За последние несколько лет в мире произошли существенные перемены, коснувшиеся и нашей страны, в том числе ужесточились правила допуска на российский рынок аудиовизуальной продукции. Насколько новые законодательные акты сузили выбор для закупщиков?
- Безусловно, новые законы сократили возможность выбора. Приходится смотреть на каждый проект с оглядкой на возможные ограничения, и обязательно включать этот пункт в договор. Не секрет, что около 90 процентов зарубежной продукции выходит в прокат в измененном или сокращенном виде - на данный момент это единственный выход, если мы хотим показать кино российской аудитории. Что поделать, мы обязаны следовать букве закона.
- Многие компании за последние пару лет переориентировались на российскую продукцию. Почему вы до сих пор фокусируетесь на зарубежном кино?
- У нас был опыт работы с российским контентом, и мы всегда открыты к сотрудничеству. Но найти достойный продукт крайне сложно - вернее, сложно даже не найти, а договориться о работе на устраивающих продюсеров и прокатчиков условиях. Ведь если у продюсеров нет амбиций выйти на 1000 копиях, они вполне могут сами более-менее широко прокатать свой проект и не делиться доходом с прокатчиком. Осложняет дело еще и то, что самый доходный вид прав - VOD - продюсер продает самостоятельно заранее, а мы предпочитаем работать со всеми видами прав. Но мы открыты к предложениям и сами активно следим за новинками, отсматриваем российское кино в обязательном порядке. Поэтому, уверен, рано или поздно российский фильм появится в каталоге «Русского Репортажа».
- Вы отвечаете за фестивальные показы. А есть ли у вас какой-то «свой» фестиваль (или планы создания такового)?
- Я уже пятый год являюсь программным директором кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и авангард» в Оренбурге. В рамках прокатной деятельности «Русского Репортажа» мы проводили фестиваль итальянского кино, ретроспективы Леоса Каракса, Ингмара Бергмана, скоро планируется фестиваль документального кино. Фестивали подбираются в зависимости от контента, с целью привлечь внимание аудитории к пакету. На заре кинотеатральной деятельности я делал фестиваль фильмов «Русского Репортажа», тогда еще компании нужно было заявить о себе, как о кинопрокатной. Сейчас же все нас хорошо знают, и мы сосредоточились на фестивалях, которые представляют разнообразие каталога компании. Ведь любой фестиваль - это прежде всего шаг к тому, что о твоих фильмах узнают больше людей, больше зрителей будет ждать их выхода в прокат и на цифровых платформах. Соответственно, участие наших картин в кинофестивалях дает нам больше возможностей работать с пакетом по всем видам прав.
- Поделитесь, пожалуйста, ближайшими планами.
- В 2024 году компания впервые попала в 10-ку лидеров по сборам среди прокатчиков РФ, думаю лучший план - попасть в пятерку! В этом направлении нужно двигаться - наверное, это и есть самый лучший план.
Что касается ближайших релизов «Русского Репортажа», то 25 июля мы выпускаем трогательную комедию «Хвостатый переполох» о дружбе людей с их очаровательными питомцами-собаками (интервью состоялось в середине июля - Прим. ред.). В начале августа на экраны выйдет хит Берлинского кинофестиваля «Империя» - фантастическая пародия режиссера Брюно Дюмона на «Звездные войны» и «Игру престолов». К 100-летнему юбилею Марчелло Мастроянни мы готовим к прокату очаровательную комедию «Мой Марчелло», своего рода трогательное признание в любви дочери Кьяры Мастроянни легендарному отцу. В сентябре мы выпустим «Ле-Ман '55. Тайная катастрофа» - документальный фильм о самой смертоносной автогонке, о тайнах и попытках разоблачения засекреченной трагедии. А для широкой семейной аудитории осенью на экраны выйдет очаровательный мультфильм «Лесные спасатели».Кто: Роман Дорофеев