«Помилование» - это очень необычное произведение о войне
О новой экранизации классика башкирской литературы Мустая Карима, военной драме «Помилование», выходящей в прокат 4 мая, мы поговорили с продюсером картины Дмитрием Фиксом.
Евгений Володин: Как родилось решение экранизировать повесть «Помилование»? Связано ли оно с успехом фильма «Сестренка»?
Дмитрий Фикс: Конечно, это связано и с успехом «Сестренки», но в первую очередь - с потенциалом, заложенным в произведениях Мустая Карима. Повесть «Помилование» занимает очень важное место в его наследии. Это очень необычное произведение о войне, где войны как таковой нет, боевые действия героев еще не коснулись. Но война где-то рядом, и человеческая трагедия разыгрывается из-за нее. Для экранизации эта повесть невероятно интересна.
- Сколько времени заняла работа над картиной? Где проходили съемки - в тех же местах, в которых происходят события, описанные в повести?
- Картина начала сниматься прошлым летом, и весь июнь мы снимали в Белоруссии, а в феврале этого года закончили съемками зимнего блока в Выборге и в Ленинградской области.
- Как подбиралась команда (продюсеры, режиссер, оператор-постановщик и другие)?
- Вся продюсерская команда - Тимербулат Каримов, Михаил Курбатов и Сергей Орлов - это команда фильма «Сестренка». Режиссер Айнур Аскаров к своим 35 годам имеет интересную фильмографию, и «Помилование» - его второй фильм по Мустаю Кариму. Он большой профессионал, очень тонко чувствующий и эмоциональный человек.
С оператором Андреем Макаровым я много работал и знал, что он как никто другой может придать военной драме чувственность, эмоциональность и лирику, необходимые картине. Художник Вячеслав Виданов и художник по костюмам Яна Боуден работали с нами на «Сестренке».
- По какому принципу подбирались актеры на главные роли? Джамиля Мударисова - невероятная находка!
- Принципиальным было решение пригласить на главные роли совсем юных артистов. Даже если бы мы выбрали на главные роли выпускников театральных вузов, мы не получили бы ту наивность, простоту и трогательность, которые были необходимы фильму. Поэтому поиск артистов был подчинен этой задаче. Как всегда, это было очень долго, больше восьми месяцев, но мы справились. Когда мы начали снимать картину, Саше Новикову было 17, а Джамиле Мударисовой - 15.
- Сложно ли было получить от Фонда кино безвозвратные 50 миллионов? Удалось ли получить господдержку сразу или вы представляли картину на питчингах неоднократно?
- Мы получили поддержку в Министерстве культуры в 2021 году с первого раза. Самое главное было добраться до питчинга, так как эксперты проявляют больше интереса к авторским и экспериментальным фильмам. Наш фильм мог показаться старомодным, и мы волновались. Но у нас была очень интересная и убедительная презентация, над которой мы долго работали.
- Из каких источников складывалось финансирование остальной части производственного бюджета?
- Весь девелопмент, подготовку и постпродакшен мы сделали внутри компании на свои средства. А поддержка Министерства культуры и Фонда имени Мустая Карима позволила картину снять.
- Фактически ваш проект укладывается в рамки понятия «Региональное кино». Сотрудничали ли вы при его создании с Фондом поддержки регионального кино?
- Мы не сотрудничали с Фондом поддержки регионального кино, но выход картины в прокат получает разнообразную поддержку в Башкирии, на родине Мустая Карима, и в соседнем Татарстане.
- Проводились ли тестовые показы для каких-нибудь фокус-групп или показ на ММКФ будет реально первым?
- Поскольку мы закончили съемки только в феврале этого года, нам пришлось очень поторопиться, и, как это часто бывает, на конкурс пришлось представить версию, которую мы еще продолжали рихтовать. А финальная версия появилась только пару недель назад. И нам очень приятно, что фильм понравился и был отобран в конкурс «Русские премьеры», поэтому показ на ММКФ будет первым.
- Вы сразу решили отдать свой фильм на дистрибьюцию «Нашему кино» или выбирали из нескольких прокатчиков? Если выбирали, то почему выбрали именно эту компанию?
- Мы успели отправить фильм только двум дистрибьюторам. Из компании «Наше кино» нам позвонили уже на следующий день и предложили очень подходящую дату релиза и интересный план продвижения. Мы почувствовали, что они очень верят в картину, и с благодарностью за интерес и веру подписали с ними контракт.
- Планируете ли вы какую-то новую экранизацию или сейчас отдаете приоритет фильмам другого жанра?
- У любого продюсера в портфеле должно быть много проектов. В нашем есть и экранизации, и проекты других жанров. Что-то актуально сегодня, а что-то должно полежать. Летом мы планируем снять две комедии - «Моя ужасная сестра-2» с Владимиром Яглычем и Глюкозой и «Любви не бывает» с Виктором Хориняком и Анной Чиповской. Но экранизации нас тоже интересуют, и у нас есть опционы на несколько литературных произведений.Кто: Дмитрий Фикс