Премия АПКиТ ориентирована на оценку успехов в сериальном производстве

Премия АПКиТ ориентирована на оценку успехов в сериальном производстве Родион Павлючик
14.04.2018

Наш собеседник - Родион Павлючик, продюсер, учредитель и президент группы компаний «Приор».

«Кинобизнес сегодня»: Возглавляемая вами компания «Приор Продакшн» была организатором первых четырех Премий АПКиТ. Расскажите, пожалуйста, как родилась идея об учреждении Ассоциацией продюсеров кино и телевидения своего профессионального приза.

Родион Павлючик: Идея учреждения профессиональной Премии продюсеров обсуждалась на общих собраниях Ассоциации почти два года. Во многих странах мира гильдии или ассоциации продюсеров вручают свои профессиональные призы, а в российском киносообществе такого конкурса не было. Хотя именно продюсеры в современных реалиях являются инициаторами кинопроектов и их главными «худруками». В США премию Гильдии продюсеров вообще называют «репетицией «Оскара», поскольку зачастую мнения продюсеров и киноакадемиков совпадают.

Также было очевидно, что в нашей стране практически нет телевизионных премий, хотя именно телевизионное производство являлось основным местом работы практически для всех кинематографистов страны. Заслуги многочисленных профессионалов в этой области никак не отмечались, и это было несправедливо, ведь кинорынок - гораздо более узкая сфера деятельности - изобиловал десятками разнообразных фестивалей.

Когда решение о необходимости создания Премии АПКиТ было принято, наша компания, как один из членов Ассоциации, приняла на себя «общественную нагрузку» по ее разработке и проведению.

- Какими были первые Премии - в плане номинаций, с точки зрения присутствовавших в зале гостей, как реагировали лауреаты на присуждение им награды?

- Конечно, первая Премия была довольно камерной, пробной. Все приходилось разрабатывать с нуля - от регламента голосования до графического оформления, поскольку в тот момент даже собственного логотипа у Ассоциации еще не было, он появился как раз во время работы над Премией. Дизайн приза, ролики номинантов, видеоподводки, ведущие, фотографы, кейтеринг, логистика - в списке дел на контроле у нашего исполнительного продюсера Оли Кочетковой было более 90 пунктов.

На первую премию мы пригласили всего 300 гостей, номинаций было чуть больше десяти - только самое основное, и вся церемония уложилась в полтора часа. Может, именно поэтому она получилась очень эмоциональной, легкой, дружеской. Впервые вручались призы представителям многих узких киноспециальностей, люди принимали эти первые в своей жизни награды очень близко к сердцу, волновались буквально до слез. После окончания церемонии гости еще полтора часа не могли разойтись из зала, делились эмоциями, впечатлениями, планами на будущее, обменивались контактами...

Мне кажется, такую неформальную атмосферу Премии удается сохранить до сих пор, что очень ценно, поскольку это объединяет профессиональное сообщество и помогает зарождаться новым проектам.

- Как эволюционировала Премия?

- Уже ко второй Премии у киноиндустрии сложилось совершенно другое отношение. Мероприятие сразу превратилось в заметное, знаковое, состав гостей стал более «звездным», и интерес прессы резко вырос. Количество гостей приблизилось к 500, но достать билетик на церемонию все равно было большой проблемой. И эта тенденция только нарастает.

- Были ли какие-нибудь курьезы в истории Премии - при голосованиях, на организационных этапах или в ходе самого мероприятия, - которые впоследствии оказали на него «судьбоносное влияние», благодаря которым Премия качественно росла?

- Был жуткий случай за сутки до первой церемонии. Изготовители призов опрокинули поддон с готовыми статуэтками. Поскольку призы изготовлены в том числе и из стекла, все разлетелось вдребезги. Это было фиаско. Чудом удалось за ночь воссоздать то, на что перед этим понадобилось две недели.

Вообще, надо сказать, каких-то особо «судьбоносных» моментов в развитии Премии я не припомню - она именно эволюционировала, отсеивала ненужное и неудачное, добавляла полезное и актуальное. Этот процесс продолжается, Премия еще очень молода, она экспериментирует и с форматом, и с набором номинаций.

- Почему число номинаций из года в год менялось? Например, не сразу стали награждаться актер и актриса второго плана...

- Таков был изначальный план развития. По мере того как Ассоциация и Премия набирали силу, список номинаций расширялся. Мы начали с основ и постепенно стали углубляться в детали.

- На второй Премии АПКиТ были введены специальные призы. Чем это было обусловлено?

- Мы заметили, что в индустрии случаются яркие события или наблюдаются тенденции, которые очень существенно влияют на ее развитие, но при этом не подпадают под стандартные номинации Премии. И если у продюсеров есть желание обратить внимание кинообщественности на какой-либо тренд, мероприятие, событие или фигуру, то мы вручаем спецприз.

- С тех пор специальные призы вручаются ежегодно, но каждый раз за абсолютно разные достижения. Как продюсеры, входящие в АПКиТ, выбирают, за что их присуждать?

- Так ведь и значимые для индустрии события разнятся каждый год. Любой из присутствующих на общем собрании членов Ассоциации может предложить событие прошедшего года, которое, по его мнению, достойно специального приза. В общей дискуссии обсуждаются плюсы и минусы всех вариантов. Далее окончательный набор лауреатов определяется открытым голосованием.

- В течение года в индустрии происходит достаточно много знаковых событий, а специальных призов всегда два-три, не более - почему?

- Речь не просто о заметных, а об индустриально значимых событиях, меняющих вектор развития отрасли, открывающих (или закрывающих) рынки. Таких событий редко бывает много. Не исключено, что в какой-то год обойдется и вообще без спецприза.

- Некоторые считают, что в Премии АПКиТ нужно сокращать количество номинаций, поскольку вручение идет больше двух часов. Другие уверены, что «резать» номинации ни в коем случае нельзя, наоборот - стоит начать отмечать заслуги всех основных участников съемочного процесса, а значит, число призов может еще вырасти. Вот, например, с этого года введена категория «Лучший исполнительный продюсер». Какой точки зрения придерживаетесь лично вы?

- Когда Премия затевалась, одним из главных мотивов было отметить заслуги тех, кого не видно на экране, - создателей фильмов. Ведь, кроме продюсера, мало кто вообще может оценить работу разнообразных цехов кинофабрики. И именно продюсеры формируют состав творческих групп фильмов, от которых в итоге зависит результат. Кому, как не продюсеру, этот результат оценивать? Поэтому я - за участие в конкурсе большого количества самых разных профессионалов. А хронометраж мероприятия можно сократить за счет музыкальных номеров и текста ведущих. В конце концов, церемонию можно просто пораньше начинать, чтобы она не завершалась ближе к полуночи: многих утомляет не продолжительность действа, а именно поздний час его окончания.

- В Ассоциацию входят кинокомпании, которые снимают и полнометражные художественные картины, однако для них сегодня существует только одна номинация - «Лучший фильм», все остальные касаются сериалов, вышедших в телевизионный эфир. Почему так сложилось? Стоит ли ждать, что число номинаций для «полного метра» вырастет?

- Не думаю. Во-первых, как я уже говорил, кинопремий существует огромное множество, десятки - при относительно небольшом количестве выходящих в прокат лент. Зачем в этом многообразии оценок немногочисленных кинопроектов еще и наш голос? Во-вторых, АПКиТ все-таки в первую очередь - сообщество телепродюсеров. И наша Премия тоже является наградой за успехи в сериальном производстве. В номинации «Лучший фильм» мы отдаем дань уважения коллегам и бросаем свой специфический продюсерский взгляд на их «поляну». Ведь при оценке проекта мы учитываем не только художественные достоинства картины, но и такие факторы как зрительский успех, открытие новых рынков, международные продажи, соотношение потраченных и заработанных денег. Поэтому наше мнение о лучшем фильме года может существенно разниться с оценками фестивалей и кинокритиков.

- Только один раз церемония вручения Премии АПКиТ транслировалась по телевидению. В этом году в режиме онлайн ее можно было посмотреть благодаря онлайн-телегиду «Вокруг ТВ» на Rutube. Как вы думаете, когда настанет тот момент, чтобы мероприятие в прямом эфире показывал один из центральных телеканалов? Что, на ваш взгляд, для этого нужно предпринять в плане организации церемонии?

- Сейчас мероприятие уже достигло того размаха, когда с телеканалами можно вести переговоры о трансляции. Другое дело, что для каналов показ подобных церемоний малорентабелен, поэтому на быстрый успех в переговорах рассчитывать не приходится.

- Как финансируется Премия?

- Первые Премии финансировались исключительно за счет целевых взносов членов АПКиТ. По мере роста популярности мероприятия подключаются и спонсорские деньги. Один раз премию поддержал Российский союз правообладателей - этот взнос и был потрачен на организацию телесъемки.

- Как, по вашему мнению, сегодня Премию АПКиТ воспринимает профессиональное сообщество - актеры, режиссеры, операторы, композиторы, гримеры и другие представители индустрии?

- Думаю, лучше спросить у них напрямую. Особенно у призеров!

- В этом году вы сменили статус организатора Премии на роль гостя. Как, на ваш взгляд, изменилось мероприятие?

- Должен сказать, что быть на Церемонии гостем значительно приятнее, чем организатором. Премия «заматерела», набрала статус, информационных и коммерческих партнеров. Количество номинаций увеличилось практически вдвое. Несмотря на трехчасовой хронометраж мероприятия, желающих попасть на него намного больше, чем билетов. Это не может не радовать. Наверное, схожие ощущения бывают у родителей, наблюдающих за успехами своих детей.        


Кто:  Родион Павлючик

Возврат к списку