Прежние подходы к организации кинорынков сейчас не работают
Итоги прошедшего в конце июня Летнего выпуска Московского Международного кинорынка и форума комментирует организатор мероприятия Екатерина Бордачева.
Евгений Володин: Чем «Летний выпуск» отличается от «традиционного» МКиФ?
Екатерина Бордачева: «Летний выпуск» был задуман как один партнерский день, в рамках которого дистрибьюторские компании, принявшие решение провести презентации и показы фильмов, обращались к кинопоказчикам, онлайн-платформам и другим партнерам. В итоге сложился двухдневный кинорынок с интенсивной программой. Мы не ставили перед собой цели собрать максимальное число участников, как на наших системных мероприятиях. Большая часть затрат легла на плечи прокатчиков-партнеров. Это не только традиционные расходы, связанные с арендой залов, подготовкой презентаций и т.п., но и оплата кейтеринга, плюс расходы, которые покрыли стоимость аккредитации большинства представителей кинотеатров. Мы совершенно иначе построили работу команды. Персонально обращались к каждому делегату, участнику, подбирали различные решения. Не хочу вдаваться в подробности - это, что называется, наши skills. Но прежние подходы к организации кинорынков сейчас не работают, тогда как сами рынки, как мы видим, остаются эффективным инструментом позиционирования бизнеса.
- Почему была выбрана именно эта площадка? Аренда «Художественного» сравнима с арендой «Формулы кино на Кутузовском»? И что с логистикой? Припарковаться у «Художественного» нереально.
- Организационно любая площадка отличается от другой. «Формула кино» в ТРЦ «Океания» была выбрана под зимний формат (по мнению большинства и нашему - удачно), учитывая множество факторов: доступность, погода, технические решение, большая вместимость залов, специфика программы. «Художественный» - прекрасная локация для летнего варианта. Мероприятие посетили за два дня более 500 участников из 43 городов России, Беларуси, Казахстана и Узбекистана. Москвичи чаще встречаются с историческим кинотеатром - как минимум, на премьерах. Многие гости форума из других городов впервые посетили Художественный, или после реконструкции вновь открыли для себя этот кинотеатр.
- И все же - какова динамика посещаемости по сравнению с зимой?
- В новейшей истории московского кинорынка наиболее посещаемые ноябрьские смотры (хотя если вспомнить постпандемийный апрельский 2021 год - 1221 человек, тоже внушительно). Весомую роль в формировании пула участников играют вместе с прокатчиками и интеграторы рынка, поставщики услуг и оборудования. Наша программа #ПОИСК привлекает продюсеров, в том числе начинающих, из различных регионов РФ, и даже из других стран. На площадке «Цифровое деловое пространство» у нас всегда больше рекламно-выставочных форматов, чем на других локациях. Задействованы лектории, малые залы. В 2021 году мы, например, придумали трансляцию деловой программы из кинотеатра «Москино Звезда» на видеоэкраны ЦПД, которые размещены в выставочной зоне компаний «Деловая Русь», «Кинокомфорт» / Cinionic и «Техника+». Таким образом мы создавали сеть интересов. Представители компаний, которые работали на стендах, и их гости одновременно смогли общаться и наблюдать за происходящим. Еще раз хотелось бы отметить существенную деталь: представители кинотеатров и онлайн-сервисов обращают особое внимание на сценарий презентаций кинопрокатчиков. Когда прокатчик приглашает создателей картин, актеров, «звезд», критиков, блогеров и т.п., или делится маркетинговой стратегией, уровень интереса, доверия и лояльности к проекту существенно выше.
- Как меняется ценообразование?
- Как я упомянула, на июньском слете основная финансовая нагрузка была распределена между продавцами. В первую очередь - дистрибьюторами. Также наше мероприятие поддержала компания «Азия Синема». Благодаря изменению карты затрат нам удалось освободить от оплаты аккредитации большинство представителей кинотеатров. По регламенту, для одного участника (букера, директора кинотеатра, владельца) бейдж предоставлялся без оплаты, стоимость второго и последующих составляла 5000 руб. без НДС. На ноябрьском кинорынке мы рассчитываем вернуться к традиционной системе и условиям работы.
- Деловая программа - было впечатление, что она меньше, чем зимняя. Это впечатление или реально так? И почему?
- На «Летнем выпуске» мы не планировали круглых столов или больших обсуждений. Программа презентаций и показов сложилась интенсивная, наполненная инфоповодами, событиями. Кроме того, у нас были ограничения по времени для репетиций, а наполнение и конфигурация многих презентаций требовали и времени, и дополнительного оборудования, более сложных технических решений. В то же время мы не могли обойти тему изменений репертуарной политики кинопоказа, организовав дискуссию между представителями кинотеатров, онлайн-сервисов и прокатчиками. Разговор открыл программу форума и стал основой повестки рынка в целом.
- По ощущениям все были очень рады встрече. Может быть, со временем стоит вспомнить о проведении Форума на курорте?
- Непростой вопрос. «Форум на курорте» должен быть чем-то большим, чем деловой ивент. Как и во всем мире, такие форматы работают при условии расширения границ бизнеса. Если оглянуться назад, на наш опыт проведения кинорынков в Сочи, вспоминается, кроме основной программы рынка, фестивальная программа, панорама лучших российских фильмов с участием съемочных групп и звездных гостей, вечерние ивенты. Сейчас мы наблюдаем тенденцию, когда чуть ли не каждый регион вдруг решил, что ему нужно делать кинофестиваль или кинофорум. Мероприятия, которые базируются на государственном финансировании, множатся, копируют концепции друг друга, тогда как сфера кинобизнеса, наоборот, старается консолидироваться, образуются новые союзы, чтобы выживать и не потерять все, что создано за десятилетия. Нам поступают предложения от некоторых фестивалей, в том числе с большой историей. Но на сегодняшний день для нас важно сохранить планку и уровень наших московских форумов, следуя в одном направлении с нашими постоянными партнерами, и вместе содействовать развитию отрасли.
- Были планы провести мероприятие в Казахстане. Вы отказались от этой затеи?
- Не только не отказались, но и заручились поддержкой новых международных компаний и институтов. Eurasian Film Market действительно дважды менял даты проведения. В первую очередь это было связано с планами наших казахстанских коллег и календарем международных рынков, так как внушительная часть делегатов EFM - представители зарубежных фондов, компаний, сейлз-агентств, дистрибьюторов и кинопроизводителей. Eurasian Film Market во многом вырос из деловой площадки Almaty Film Festival, который дважды организовывался группой талантливых креативных кинематографистов Казахстана в 2018 и 2019 году, до начала пандемии. Фестиваль уже на старте отличался сильной бизнес-площадкой, которую, кстати, посетили десятки представителей российской киноиндустрии и медиа. Как и в рамках Almaty Film Festival, я и моя команда курируем участие и работу представителей киноотрасли России и Беларуси и ряда других стран. Кинорынок в Алматы пройдет с 11 по 14 сентября 2023 в киноцентре «Арман», мы в активной подготовительной фазе. Блок международных компаний и делегатов практически сформирован. Безусловно, ожидается масштабное представительство кинобизнеса стран Центральной Азии. Мы с большими надеждами и ожиданиями участвуем в этом проекте!
- Относительно недавно вы начали продюсерскую деятельность. Если можно, расскажите об этом поподробнее.
- Я продюсирую исключительно мероприятия - такие, как наш форум, или совместно с коллегами ивенты в Казахстане, фестивальные форматы (программа в рамках МФКД «Дух огня», например) и так далее. Но в прошлом году я и моя команда освоили новую профессию продюсера дистрибьюции. С марта по октябрь 2022 года мы выпустили в прокат семь проектов Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и кинокомпании «Стелла». Самостоятельно по соглашению с правообладателями мы разрабатывали концепт постеров, трейлеров (часто совместно с режиссерами - дебютантами), создавали контент и размещали его в социальных сетях, вели переговоры и заключали соглашения с кинотеатрами и дистрибьюторами. Например, фильм Бориса Акопова «КЭТ» мы выпускали в прокат совместно с компанией «Ракета Релизинг», поделив зоны ответственности, релиз дебютной работы Рената Махмудова «На выдохе» поддержала и выпустила «Кинологистика». Такие проекты, как «Я иду искать» режиссера Евгения Дудчака, «У самого белого моря» Александра Зачиняева, новый детский фильм Александра Галибина «Приключения маленького Бахи» мы выпускали в прокат самостоятельно, что называется «под ключ»: роспись копий, договоры и отчеты, курировали фестивальное продвижение и промо-компании и многое другое. Этот опыт в том числе помогает нам сегодня организовывать кинорынки, учитывая множество деталей ведения бизнеса.
- В каком формате пройдет следующий форум?
- Предновогодний форум пройдет 27-29 ноября в инновационном хабе Цифровое деловое пространство на Покровке. Этой весной мы заморозили подготовку на этой площадке, но подтвердили договоренности с рядом кинопрокатных компаний и партнеров. В ЦДП традиционно будут размещены, как мы их называем, стенды - офисы компаний «Деловая Русь», «МТД Медиа», «Техника+», «Азия Синема» и других интеграторов, будет задействована вся площадка - цифровые панели, медиаколонны и экраны для промо-кампаний кинопроектов, в Лекториях пройдет деловая программа, #ПОИСКу мы традиционно отвели Малый зал, и уже отбираем проекты. Также планируем развивать программу презентаций кинематографа отдельной страны. В 2021 году в фокусе были кинопроекты стран Центральной Азии (кстати, многие из презентованных впервые в рамках нашего форума фильмов вышли в кинопрокат и на онлайн-платформах в РФ: «Лето 1941 года», «Молочная девочка», «Паралимпиец», «Время патриотов» и др.).Кто: Екатерина Бордачева