Проблематика «Медеи» может возыметь терапевтический эффект

Проблематика «Медеи» может возыметь  терапевтический эффект Роман Борисевич
13.03.2023

16 марта в прокат выходит хоррор Игоря Волошина по сценарию Василия Сигарева «Медея». Особенности этой картины мы обсудили с продюсером Романом Борисевичем.

Евгений Володин: Кто был автором идеи «Медеи»?          

Роман Борисевич: Это проект Василия Сигарева. В 2015 году на «Кинотавре» Василий рассказал, что хочет написать сценарий фильма ужасов, и раскрыл фабулу картины. Я в тот момент подумал, что сделать из этой достаточно «бытовой» истории хороший жанровый фильм, который по-настоящему пугал бы зрителя, будет весьма непросто. В то же время, спродюсировав две картины Сигарева «Волчок» и «Жить», я понимал, что фильм ужасов по сценарию Сигарева должен получиться очень страшным.

- Василий Сигарев отличается собственным уникальным режиссерским почерком.

- Мне кажется, все, кто любят картины Сигарева, останутся довольны «Медеей» - его почерк чувствуется в каждом кадре. Фильм страшный не потому, что в нем присутствуют характерные для жанра «скримеры» - в нем постоянно нагнетается атмосфера саспенса и страха. В финале, уверен, зритель будет шокирован - настолько это не похоже на традиционный российский хоррор. Надеюсь, что картина будет интересна как любителям жанра, так и просто поклонникам хорошего кино.

Надо отметить, что, безусловно, в картину многое привнес и режиссер Игорь Волошин, также обладающий своим, хорошо узнаваемым почерком. Совмещение драматургии Сигарева и режиссуры Волошина позволило получить крайне интересный фильм.

- В вашей фильмографии - драмы и комедии, ни одного хоррора. Почему вы заинтересовались этим жанром? Потому что это был проект Сигарева?

- У меня нет ограничений по жанрам: как вы знаете, недавно на Кинорынке мы презентовали, кроме «Медеи», фантастический фильм о выживании в космосе «Свободное падение» и молодежное фэнтези Алексея Попогребского «Самая большая луна». Во главе угла для меня стоят идея и качественный сценарий. Признаюсь, я люблю жанр ужасов и давно искал подходящий материал, но до сих пор мне не попадалось сценария, который был бы достаточно самобытен, интересен и нес бы определенное социальное высказывание. В сценарии все это есть: это не простая жанровая история, страшилка - там присутствует социальный призыв. Мы оставили название «Медея», которое было придумано в процессе написания сценария, несмотря на то, что год назад в России вышла картина с таким же названием. Кстати, эта история повторяется во второй раз: сценарий фильма Сигарева «Жить» был написан до того, как вышла одноименная лента Юрия Быкова. Василий тогда настаивал именно на таком названии, которое, по его замыслу, должно было утверждать, что необходимо ЖИТЬ дальше, несмотря на трагедию, связанную с потерей близких.

- Вы давно сотрудничаете с Василием Сигаревым. Вас связывает личная дружба?

- Нас с Василием связывают скорее приятельские, доверительные отношения. Мы вместе сняли две его первые картины, и это дало нам обоим больше, чем обычное сотрудничество продюсера и сформировавшегося режиссера. Я не могу сказать, что мы друзья, но совместная работа над двумя первыми картинами существенно облегчила наше дальнейшее общение и взаимопонимание.

- Для Сигарева это тоже первый опыт полнометражного хоррора. Почему он не стал снимать картину сам?

- Изначально режиссура входила в его планы. Но в подготовительном периоде у Василия возникли сомнения в том, что он сможет удержать картину в рамках заданного им же жанра. Кстати, его фильм «Жить» тоже многие называли социальным хоррором. В процессе обсуждения кандидатов Василий предложил Игоря Волошина. Игорю понравился сценарий, а любовь и трепет, проявленные им к сценарному материалу, подтвердили правильный выбор режиссера.

Интересно, что, познакомившись с Игорем Волошиным в 2000 году, мы ни разу не пересекались с ним в творчестве, но с тех пор лелеяли надежду вместе снять фильм ужасов. И вот сегодня, спустя двадцать с лишним лет, благодаря Василию Сигареву наша мечта сбывается.

- У вас, опытного продюсера, новый для вас жанр не вызвал сложностей с реализацией?

- Пожалуй, в этом конкретном фильме для меня не было ничего необычного и нового. Материал построен таким образом, что пугает зрителя сюжетными поворотами и нагнетанием атмосферы страха, в картине практически не используются традиционные для жанра приемы. Работая с профессиональной командой, никаких сложностей для себя я не увидел.

- В последнее время рынок явно перенасыщен фильмами ужасов, в том числе российскими. Нет ли опасений, что по этой причине «Медея» не получит должного внимания, потерявшись на фоне этого изобилия?

- Могу сказать совершенно определенно: фильм Василия Сигарева и Игоря Волошина стоит в стороне от этого потока и, безусловно, будет выделаться на общем фоне «традиционных» ужастиков.

- На недавнем кинорынке прокатчики утверждали, что зритель устал от негативных эмоций, вызванных новостями, и в обществе есть запрос на семейное развлекательное кино. Можно ли причислить вашу картину к развлекательным фильмам?

- Безусловно, «Медея» - не развлекательное кино. Я понимаю и разделяю запрос аудитории, люди действительно устали от негатива. Наше кино призывает к осознанию определенных проблем и, как это ни покажется странным, в текущей ситуации может стать своего рода терапией. Лично для себя я соединяю три фильма авторства Василия Сигарева - «Волчок», «Жить» и «Медею» - в трилогию, все эти фильмы так или иначе перекликаются друг с другом в определенных мистических моментах. Так вот, спустя несколько лет после выхода фильма «Жить» мы узнали, что картину часто показывали на фестивалях и мероприятиях, посвященных психологии, и многие психологи демонстрировали ее своим пациентам, переживавшим потерю близких, в качестве терапии! Мне кажется, проблематика, которая поднимается в «Медее», тоже может возыметь некий терапевтический эффект, и просмотр картины поможет кому-то выйти из похожей кризисной ситуации.

- Как вы оцениваете свой опыт продюсирования хоррора? Будете и далее снимать фильмы этого жанра или подождете «правильного» материала?

- Буду ждать хороший сценарий. Главным для меня всегда была и остается история - насколько она мне близка и можно ли с ее помощью поднять какие-то актуальные вопросы. Все мои картины так или иначе вскрывают проблемы, которые интересны мне самому. Я не собираюсь снимать хоррор ради хоррора или комедию ради комедии. Кстати, сейчас в разработке у меня находится одна романтическая комедия с очень серьезным посылом, который, я уверен, сейчас жизненно важен для многих людей.

- На презентации «Атмосферы кино» вашим работам был посвящен отдельный блок. Вы подписали долгосрочное соглашение о сотрудничестве?

- Пока мы работаем с «Атмосферой кино» в рамках трех картин, и я надеюсь, что их прокат пройдет по верхней планке наших ожиданий. Мы давно знакомы с Вадимом Ивановым, выпустили с Universal шесть картин, и благодаря опытнейшей команде прокат этих фильмов оставил самые лучшие воспоминания. «Атмосфера кино» представила очень мощный пакет разноплановых проектов, и я уверен, что появление такого мощного прокатчика пойдет индустрии на пользу. Чем больше на рынке таких опытных компаний, уделяющих исключительное внимание каждому проекту, тем лучше!

- Почему вы не работаете с платформами? После начала пандемии многие продюсеры сместили сферу своих интересов в сторону онлайн-кинотеатров, а в вашей фильмографии я не нахожу картин, сделанных совместно с платформами или для них.

- У меня есть свое представление о продюсировании. Я считаю, что продюсер должен взять идею на этапе написания сценария, осуществить поиск финансирования, обеспечить творческий контроль во время съемок и довести проект до реализации в прокате. В моем представлении при работе с платформами я выступал бы в роли исполнителя, а платформа - в роли заказчика. Меня такое распределение ролей не устраивает, для меня важна творческая составляющая и свобода принятия решений.

- Почему вы не снимаете сериалы?

- Пока у меня есть одна задумка, но она пока еще очень далека от реализации. На сегодняшний момент, можно сказать, кино - по форме подачи, по формату - мне ближе. Если честно, я и сам не большой поклонник сериалов, и пока мне не попадалось проекта сериала, который смог бы меня заинтересовать.

- Расскажите, если можно, о ближайших планах.

- В самых ближайших планах - довести до готовности два текущих проекта, «Свободное падение» и «Самая большая луна». Надеюсь, что получится запустить уже упоминавшуюся романтическую комедию с интересной концепцией. Пожалуй, это все, что мы планируем на 2023 год.              

Кто:  Роман Борисевич

Возврат к списку