Работать надо быстро, но быстро не значит плохо!

Работать надо быстро, но быстро не значит плохо! Владимир Алеников
19.08.2024

Известный сценарист, драматург, режиссер, продюсер и писатель Владимир Алеников       поделился с нами некоторыми подробностями своей богатой биографии и историей создания драмы «Мятежники».

Евгений Володин: Вы - автор книг, сценариев и пьес, у вас богатое творческое воображение. Откуда вы черпаете идеи для своих произведений?

Владимир Алеников: Это хороший вопрос. Первый толчок к созданию истории обычно абсолютно непредсказуем. В качестве примера приведу один эпизод. Однажды мне на глаза попалась картина «Комитас» армянского художника Геворга Григоряна (Джотто), на которой был изображен странный лысоватый человек в черной сутане с безумным взглядом.  Картина настолько мне понравилась, что я заинтересовался ее героем, узнал, что это великий армянский композитор с трагической судьбой - и все кончилось тем, что я надолго поехал в Армению, чтобы написать о нём сценарий и снять кино. К сожалению, картина была запрещена советской властью и смыта, мне удалось чудом спасти некоторые сцены. Несколько лет назад один из моих учеников Ярослав Осетров снял художественно-документальный фильм «Спасая Комитаса» об этом периоде моей жизни.  Фильм, в который, к слову, вошли и снятые мною сцены, уже получил немало наград на фестивалях. Так идея одной из важных для меня картин родилась при взгляде на художественное произведение - и я могу рассказать откуда что возникло обо всех моих книгах, пьесах и киносценариях, это всегда происходит по-разному.

- В 1970-е годы вы работали с детским киножурналом «Ералаш». Что, по вашим наблюдениям, за прошедшие полвека изменилось в индустрии кино для детей?

- Детское кино в Советском Союзе и в России невозможно сравнивать. При всех своих минусах советская власть понимала, что детское кино - одно из важнейших направлений идеологической работы. На детское кино выделялось значительно больше средств, чем на взрослое, подготовительный период для детской картины длился полгода, тогда как для взрослой ограничивался двумя-тремя месяцами, пленка для детских фильмов выдавалась не на три-четыре дубля, а на все 15, и так далее. Мало того - каждая из 15 студий страны была обязана снимать каждый год по три-четыре детские картины, не говоря уже о студии им. М. Горького, снимавшей 35 детских лент в год, и Одесской киностудии, выдававшей ежегодно 25 фильмов. Естественно, при таком огромном количестве производимых в стране детских проектов возникала довольно серьезная конкуренция, и это одна из причин появления выдающихся фильмов, актуальных и любимых по сей день.

С распадом СССР и упразднением Госкино ситуация радикально изменилась: кино для детей и юношества лишилось огромной государственной поддержки, и за последние 30 лет индустрия детского кино в нашей стране была практически полностью уничтожена. После смерти Ролана Быкова я был избран председателем Комитета по детскому и юношескому кино Союза кинематографистов России - я пытался что-то сделать, но не смог ничего добиться, впустую потратив два года жизни. На протяжении последних 30 лет Минкульт выделял на поддержку производства детского кино на порядок меньше, чем на «взрослое» кино - это абсолютный нонсенс, ибо хорошую детскую картину сделать неизмеримо сложнее, чем фильм для взрослой аудитории, и стоить это производство должно, разумеется, дороже.

Более или менее серьезная поддержка кино для детской аудитории со стороны государства началась пару лет назад. Фактически можно констатировать, что в течение последних 30 лет национального детского кино в России по большому счету не существовало. Нашим кинематографистам невозможно было конкурировать с качественными западными фильмами для детей, которые прекрасно финансируются, тогда как российские фильмы для детской аудитории создавались буквально «на коленке».

- В вашей биографии есть период, в течение которого вы были профессором Лос-Анджелесского университета. Расскажите, пожалуйста, как это стало возможным.

- Совершенно неожиданно для меня мой драматический мюзикл «Биндюжник и Король» стал большим, если не главным событием Лос-Анджелесского Международного кинофестиваля. Впервые оказавшись с этой картиной в Америке, я сразу после успеха фильма на фестивале получил с полдюжины предложений, подписал свой первый зарубежный контракт и начал работать в Лос-Анджелесе. После первой картины у меня возникла пауза, так что я с интересом принял предложение преподавать кинорежиссуру в университете и проработал там несколько лет. Этот опыт оказался для меня крайне полезным, потому что в процессе преподавания я и сам очень многому учился.

- То есть фактически вы пришли преподавать в американском университете приемы и правила съемок советского кино.

- Не совсем так. Я ведь самоучка, по образованию театральный режиссёр. Кинематографического образования у меня нет. Всему, что я умею, я научился сам. Я практик, а не теоретик. Этому и учил американцев. По итогам этой моей работы я, вернувшись, написал книгу «Свой почерк в режиссуре», по которой учатся во многих российских киношколах. Она периодически переиздается, так как я все время вношу туда дополнения, пишу новые главы. Недавно вышло новое издание в моем любимом издательстве «РИПОЛ. Классик». Это действительно весьма полезное пособие для начинающих режиссеров. А в те годы я опубликовал статью под названием «Уроки Голливуда» в журнале «Искусство кино», в которой попытался сформулировать и подытожить некоторый полученный там опыт.

Вспоминается, в частности, такой эпизод. Однажды в разговоре с моим продюсером я начал по советской привычке рассказывать ему, на какие фестивали мы сможем отправить нашу новую картину, но он прервал меня и заявил, что, если он еще раз услышит слово «фестиваль», нашим отношениям немедленно придет конец. Продюсера не интересовала фестивальная судьба картины, он думал лишь о том, как заработать на ней деньги.

- Вы сами пишете сценарии, сами ставите свои фильмы и часто сами их продюсируете. Где вы находите деньги на производство?

- Действительно, я обычно существую, можно сказать, в трех ипостасях, будучи одновременно сценаристом, режиссером и продюсером. Производство кино делится на три сложнейших этапа. На первом этапе надо запустить картину в производство, то есть написать хороший сценарий и найти на него деньги. Это безумно тяжело, и иногда этот этап растягивается на годы.

На втором этапе надо сделать хорошее кино - снять, озвучить, смонтировать, добавить музыку и спецэффекты, и так далее. Как вы понимаете, хорошее кино сделать тоже очень трудно, и это далеко не у всех и всегда получается.  И на третьем, не менее сложном этапе надо продать это кино, донести его до широкой зрительской аудитории.

Ответить на конкретный вопрос, где я беру деньги на свои постановки, однозначно невозможно: каждый раз это происходит по-разному. Последние несколько моих картин финансировались министерством культуры, за что я ему очень признателен, а в других случаях приходилось искать средства самыми разными способами - бывало, что приходилось вкладывать и свои, но часто удавалось привлечь частные инвестиции.

- Задача продюсера - уложиться в смету, тогда как режиссер стремится максимально реализовать свои творческие задумки, не оглядываясь на бюджет. Как в вас уживаются продюсер и режиссер, кто обычно побеждает?

- Я привык делить свою работу на три этапа. На первом этапе я пишу сценарий либо адаптирую для кино свою книгу, и на этом этапе я запрещаю себе думать о том, как я буду это снимать - потому что, если с этой точки зрения рассматривать каждую сцену, это сильно ограничит мой полет фантазии.

На втором этапе я уже работаю со своим сценарием как режиссер, в результате чего сценарий начинает претерпевать значительные изменения - я что-то сокращаю, что-то меняю, что-то убираю. Режиссерский взгляд подсказывает, что в истории наиболее выразительно, что в ней особенно важно, а чем можно пожертвовать - и на этом этапе сценарий претерпевает наибольшее количество изменений: иногда бывает до двадцати разных версий.

Когда я понимаю, что режиссерская версия сценария готова, я начинаю думать о его реализации как продюсер. Бывает, что и на этом этапе какие-то элементы фильма сокращаются или вовсе убираются, потому что к этому моменту я представляю, сколько у меня есть денег и что сколько стоит. Вообще киноискусство - это искусство компромиссов, потому что между фильмом, который рождается у тебя в голове, и тем, что выходит на экран, всегда огромная разница. Вопрос лишь в том, как далеко ты можешь зайти в поисках этого компромисса. Чем-то можно пожертвовать, а чем-то ни в коем случае нельзя. Это и есть главный секрет кинорежиссуры.

- Предыдущий ваш фильм, выходивший в прокат - драма «Небесная команда»...

- Я вас поправлю, это не совсем так. Только что (интервью состоялось в первой декаде июля - Прим. ред.) вышел в прокат мой фильм «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром», его премьера прошла в кинотеатре «Октябрь» в конце мая.

Возвращаясь к вопросу, откуда берутся идеи для фильмов. Я руковожу Музыкально-драматическим театром АNTE, аналогов которому в Москве нет. Во всех наших спектаклях мы соединяем ведущих оперных солистов - из Большого театра, из музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, из театра имени Наталии Сац - с выдающимися драматическими артистами. Наши спектакли всегда сопровождает прекрасная живая музыка - в театре свой симфонический оркестр. И вот на одну из наших постановок под названием «Горгона Медуза» (это моя пьеса, вдохновленная знаменитым античным мифом) однажды пришел генеральный директор канала Культура Сергей Шумаков, который был настолько впечатлен спектаклем, что предложил снять его для показа по ТВ. Но при этом заметил, что спектакль настолько необычный, что и снять его надо необычным образом, это не должен быть стандартный телеспектакль. Я написал специальный сценарий, и мы вместе с каналом Культура сняли по нему художественный фильм, который в конце прошлого года на Лондонском международном кинофестивале SIFFA получил целых три приза - за лучший актерский ансамбль, за лучшую музыку (композитор Варвара Рогович), а я был награжден кинопремией «Ирида» за вклад в киноискусство. И вот буквально на днях этот фильм вышел на экраны.

- Видимо, эта ваша картина прокатывается в рамках какой-то спецпрограммы, потому что данных о ее прокате нет ни в ЕАИС, ни в comScore.

- Да, этот фильм прокатывает компания КАРО.Арт, и это особая программа. Кстати, сейчас я заканчиваю роман о горгоне Медузе. Хочу восстановить историческую справедливость по отношению к этой несчастной нимфе, из которой тысячелетиями делали монстра.

- Замечательно, что такие спецпроекты находят своего зрителя, который может посмотреть их на большом экране. «Небесная команда» - ваш предыдущий фильм, вышедший в широкий прокат, и было бы интересно узнать, что послужило толчком для начала работы над этой лентой - какие-то личные переживания?

- Несколько лет назад я работал в Ярославле, ставил спектакли в Российском академическом театре драмы имени Ф. Волкова. Эта работа требовала немало времени, и я какое-то время, по сути, жил в Ярославле.

А надо сказать, что это очень «хоккейный» город, в котором все - таксисты, продавцы, официанты - всегда готовы поговорить о хоккее и о любимой команде, ярославском «Локомотиве», трагически погибшей в 2011 году в авиакатастрофе, так что я невольно погрузился в эту историю. Мой друг, замечательный ярославский предприниматель и меценат Олег Жаров, восстановивший уникальное село «Вятское» и превративший его в красивейшую деревню России, предложил мне сделать к десятилетию трагедии фильм о команде, и я стал готовиться к работе - встречаться со всеми, кто знал погибших хоккеистов.

Оказалось, что на 2011 год было намечено сразу шесть свадеб игроков команды, и некоторые невесты из этих шести так по сей день и не вышли замуж. Я встречался с невестами и женами игроков, с их отцами, матерями и друзьями, и записывал их рассказы, которые и стали в конечном счете основой сценария этой картины. Чем больше я узнавал о погибших хоккеистах, тем больше проникался к ним уважением - это были не просто выдающиеся спортсмены, но и замечательные люди. Преданный поклонник ярославского «Локомотива» Олег Жаров стал генеральным продюсером проекта, помог с финансированием, и в 2021 году фильм вышел в прокат.

Надо заметить, что это не спортивная картина в традиционном смысле. Спортивные фильмы, как правило, делаются по достаточно простому лекалу, в котором герои сражаются за победу, что-то им мешает, но в конце концов они побеждают. А основной темой моих фильмов, книг и спектаклей всегда были истории любви. Любовь - главная человеческая эмоция, это то, что меня интересует больше всего: всю жизнь я рассказываю необычные истории любви. И в «Горгоне Медузе», и в «Странниках терпения», и в «Биндюжнике и Короле», и в «Небесной команде», и даже в «Мятежниках». «Небесная команда» - кино о любви, которая рождалась у ее игроков, а также об удивительной любви к этой команде ее болельщиков, с которыми я тоже очень много общался.

- Вы снимаете кино, руководите театром, пишете книги, преподаете, состоите в нескольких Киноакадемиях и в руководстве нескольких благотворительных организаций. Как вы успеваете все это делать?

- (смеется) Я всегда говорю своим студентам, что все надо делать быстро. Хотя быстро - не значит плохо или халтурно: работать надо быстро и хорошо. Видимо, я так устроен, что мне действительно удается делать все быстро, хотя при этом я считаю себя достаточно ленивым человеком. Над прозой, конечно, работа идет долго, там важно каждое предложение, а сценарий, в отличие от книги, я могу написать достаточно быстро. Главное точно понимать, о чем я буду писать. Если я четко представляю себе своих героев, их характер, поступки, мотивацию, то я просто следую за ними и записываю, что они говорят и делают.

- Как родилась идея «Мятежников»?

- Однажды один из моих друзей рассказал мне историю о том, как воспитанники-инвалиды спасали здание своего интерната от сноса. Меня тронула эта тема, я попытался выяснить, где это произошло, и с этой целью начал обзванивать интернаты, разговаривать с их руководством и сотрудниками. Я потратил довольно много времени, но так и не нашел источник этой истории, и когда задал прямой вопрос другу - а точно ли она происходила на самом деле? - он пожал плечами и ответил, что не уверен в ее подлинности, возможно, это и миф.

Но к этому времени я уже настолько проникся этой темой, что стал ездить в подобные интернаты, знакомиться с персоналом и с детьми, и уже не мог остановиться. Я узнал столько подробностей, как ужасающих, так и прекрасных, что загорелся желанием рассказать людям об этих детях, и начал писать одноименную книгу, которая вышла в прошлом году все в том же моем издательстве «РИПОЛ. Классик», и довольно быстро разошлась.

Все истории, рассказанные в книге, невыдуманные - я просто записывал то, что слышал от воспитанников интернатов. Эти дети с ограниченными возможностями, больные и физически, и морально, фактически выброшены из жизни: от них отказались родители, и то, как они живут, мало кого интересует. Но при всем при том они все равно остаются детьми, многие из которых прекрасны, у них есть свои мечты и надежды - несмотря на тяжелейшие судьбы, они сохраняют оптимизм и веру в лучшее будущее.

Прожив на свете достаточно долго, я понял, что не хочу тратить силы на что-то проходное: хочется работать над тем, что действительно важно, что сделает жизнь хоть чуточку лучше. Я очень надеюсь, что благодаря моей книге и фильму, который мы в итоге сняли, нам удастся привлечь серьезное внимание к этой проблеме людей, которые в своей жизни не пересекаются с благотворительными или социальными проектами. Фильм должен обратить внимание общества на те сферы жизни, которые находятся за пределами его интересов, изменить его отношение к этим детям, которые по большому счету ничем не отличаются от обычных детей, живущих дома, в семьях. Они точно так же имеют право на любовь, заботу, свой дом. И в силах общества сделать так, чтобы эти дети не чувствовали себя расходным материалом, создающим проблемы.

Недавно «Мятежники» участвовали в конкурсе Международного кинофестиваля «Кино - детям», проходившего в Самаре. Этот фестиваль отличается тем, что фильмы в нем оценивает детское жюри, и наша картина получила Специальный приз, который присудили дети. Во время обсуждения после показа один мальчик, которому недавно исполнилось 13 лет, признался, что до этого дня относился к детям-инвалидам с долей неприязни, но после того, как увидел наш фильм, он уже никогда не будет так к ним относиться. Для меня эти его слова очень важны - значит, у нас получилось, мы снимали это кино именно для того, чтобы не оставить зрителя равнодушным.

- В числе производителей этой картины упоминается кинокомпания «Зрительный контакт» и ваш театр АNTE. Вы проводили кастинг в театре среди своих артистов?

- В АNTE работает довольно много моих учеников, в частности, по Академии Н.С. Михалкова, где я помимо режиссуры жанрового кино веду уникальный, не побоюсь этого слова, курс «Специфика работы актеров в кино». Многие из них приняли участие в фильме «Мятежники».

- Главную роль в картине сыграла Василиса Коростышевская, которая прямо сейчас блистает на экране в фильме «Мой любимый чемпион» (картина вышла в прокат 27 июня - Прим. ред.). Василиса - будущая звезда?

- Вася - безусловно, очень талантливая юная актриса. В нашем фильме ей досталась сложнейшая роль: она практически почти ничего не говорит, но при этом ей прекрасно удалось воплотить на экране весь шквал эмоций, который ее периодически захлестывает. Это была очень сложная, но, я думаю, счастливая для нас обоих работа. Уверен, что у Васи огромное будущее.

- А что вы скажете об остальных актерах?

- Обычно в моих картинах принимают участие достаточно известные, если не сказать знаменитые артисты. Начиная работу над «Мятежниками», я сразу решил, что не буду привлекать к съемкам известных, медийных актеров. Замечательная Ольга Волкова, великолепно сыгравшая директрису интерната, стала единственным исключением.

Мне хотелось показать на экране свежие лица, чтобы зритель искренне поверил в происходящее. Я добивался ощущения документальности в этой работе. Все, о чем мы рассказываем с экрана - правда, и ничто не должно было мешать зрителю воспринимать эту правду. В фильме снималось немало реальных воспитанников интернатов для детей с ограниченными возможностями, которые фактически играли сами себя. Кстати, Ольга Волкова тоже играла роль реального человека - я познакомил ее с настоящей директрисой такого интерната Линой Салтыковой, и через пару минут они уже общались, как две сестры. Вообще в картине много ярких актерских работ и среди юных артистов, и среди профессионалов, которые я уверен, зритель оценит по достоинству.

Поскольку мы заговорили о съемочной группе, считаю своим долгом упомянуть превосходную работу оператора и моей ученицы Любови Князевой. Фактически весь фильм был снят с рук, что было очень непросто, особенно в больших сценах с внутрикадровым монтажом. Она блестяще справилась с камерой, и я обязательно продолжу с ней работать на моих будущих проектах.

- «Мятежники» - это кино для детей или кино про детей, но для взрослых?

- Это кино и для тех, и для других. Я уже рассказал, как 13-летний мальчик отреагировал на картину, и не раз видел во время показов на фестивалях заливающихся слезами и взрослых, и подростков. Минкульт дал этому фильму рейтинг 12+, и это абсолютно правильно, потому что он ориентирован на подростков и их родителей. Взрослые тоже обязательно должны увидеть эту картину: я верю, что она сможет что-то изменить в их сознании.

Как ни странно, когда мы искали референсы для презентации, нам не удалось найти ничего похожего. Фильмов про детские дома снято немало, но картин о детях с ограниченными возможностями практически нет - возможно, наша картина станет первым таким фильмом в истории мирового кино.

- В начале июля ваша картина получила Приз за социально значимый сценарий на фестивале «Литература и кино» в Гатчине. Где еще вы ее показывали?

- Премьера «Мятежников» состоялась в Российской программе Московского Международного кинофестиваля. Потом был фестиваль «Кино - детям» в Самаре, а мировая премьера только что прошла на Шанхайском Международном кинофестивале. Меня поразило, что многие зрители пришли с плакатиками фильма, чтобы получить мой автограф. Я был удивлен, как они хорошо подготовились. Но потом все разъяснилось - одна из зрительниц вручила мне конверт с письмом, и когда я его прочитал, оказалось, что она пришла на фильм второй раз, чтобы увидеть его и поблагодарить меня. То есть все эти люди, а их было не менее двух десятков, пришли на фильм второй раз. Я был очень тронут этим фактом, значит, мы не зря старались.

В принципе, фестивальная жизнь фильма только начинается - после «Литературы и кино» нас пригласили поучаствовать в конкурсе на Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, который пройдет в конце июля на Алтае.

- Как вы планируете показывать «Мятежников» широкой публике - выпустите картину в прокат или сразу на цифровых платформах?

- Кинопрокат нашей картины готовит компания Matrix Studio, и я надеюсь, что к началу осени она появится в кинотеатрах. А в сентябре-октябре состоится премьера на цифровых платформах - у нас уже подписан договор с онлайн-кинотеатром KION.                                                        

Кто:  Владимир Алеников

Возврат к списку