Самая большая опасность — не угодить юному зрителю
19 февраля на экраны по всей стране выходит фильм для всей семьи «12 месяцев. Новая сказка». Об особенностях производства детского кино и о трудностях в поисках подснежников рассказывает генеральный продюсер картины Игорь Калёнов.
Kinobusiness.com: Как вы, продюсер артхаусного кино, пришли в детский кинематограф?
Игорь Калёнов: Во-первых, я снимал не только арт-хаус, но и такие народные хиты, как «Операция «С Новым Годом» и «Особенностии национальной рыбалки» Александра Рогожкина, «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана. Ну и, конечно, долгие годы занимался фестивальным кино: всеми любимые «Увлечения» Киры Муратовой с Ренатой Литвиновой, с Александром Сокуровым мы сняли две картины, «Солнце» и «Отец и сын», с Дмитрием Месхиевым - «Над тёмной водой». А недавно произошло радостное и вполне естественное событие: у меня родился сын. Когда ему исполнилось два года и он заговорил, он у меня спросил: «Папа, а что я буду смотреть в кино?». Вот так два года назад мы начали снимать сказку и делать пластилиновые мультики.
- Какие основные различия в производстве арт-кино и кино для детей?
- Это две принципиально различные вещи. Кино для детей отличается от всего остального кинематографа двумя особенностями. Первая заключается в том, что не существует детей-актеров. Дети — они просто дети до определенного возраста. Бывают дети, у которых есть некий талант играть, но это не профессия. Ребёнка невозможно заставить играть: он либо органичен, либо неорганичен. Найти двух таких замечательных детей на главные роли — это была самая большая сложность. Вторая особенность — трудности в прокате. Ребенка можно заставить пойти в кино, но если ему там скучно, он встанет и уйдет. Если родитель, взрослый человек, еще размышляет о том, что деньги потратил на билет, то у ребёнка этих мыслей еще в голове нет. Он просто встаёт и уходит. По крайней мере так поступает мой сын Федя. И таких детей сейчас большинство.
- Уже прошли предпремьерные показы, вы довольны их результатами?
- Да. Полные залы, которые мы получили на предпремьерных показах, доказали, что мы не ошиблись. Хотя это и есть самая большая опасность — не угодить юному зрителю. Очень хорошо сказал один родитель, мой знакомый, который выходил с показа. Я его спросил, как ему понравилось кино. Он сказал: «Какая мне разница, спроси у Коли». И счастливый мальчик Коля пяти лет сказал, что ему понравилось. На что знакомый ответил, что, значит, и ему понравилось.
- Как вы думаете, почему в России так мало сейчас снимают для детей?
- Мало детского кино потому, что его не может финансировать государство, в силу отсутствия денег. Сделать такое киное окупаемым очень сложно, так как все делают кино, к которому дети привыкли - сказки и фэнтези, а это очень дорогое удовольствие. Год-два назад были попытки снимать что-то детское, но все неудачные. Денег выдали недостаточное количество, чтобы выглядело по-настоящему сказочно, а свои деньги никто не хотел тратить, естественно. Посмотрим, сколько в этом году еще выйдет детских фильмов. Я думаю, что один или два в лучшем случае.
-В каких городах и на каких площадках можно будет посмотреть «12 месяцев»?
- Наш партнер — замечательная компания «Люксор», на момент интервью у нас расписано 800 экранов. Разумеется, вся страна, все сети, что нам очень приятно. Здесь, мне кажется, сыграли роль две вещи. Первая — это некоторые остатки патриотизма у наших кинопрокатчиков, а вторая — что они все-таки поверили, что мы можем сделать и хорошую рекламу, и, самое главное, хорошее популярное зрительское кино.
- Почему именно «12 месяцев», как возникла такая идея?
- Я очень хорошо помню то утро. Я позвонил Денису Елеонскому, нашему режиссёру, мы с ним планировали один проект. Я ему говорю: «Денис, все отменяется, мы делаем сказку». Он сказал, что не против, но удивился, почему сказку. Я сказал: «Потому что их нет, а твои детям и Феде надо что-то показывать». Это, конечно, шутка, а если серьезно, то мы с Денисом просто сидели и перебирали самые популярные сказки. «Золушка», «Гадкий утёнок», «Оловянный солдатик». Те сказки, на которых мы все с вами воспитывались, которые все нормальные дедушки и бабушки читали нам на ночь. И когда в списке прозвучали «12 месяцев», мы поняли, что это то, что надо. Эта сказка постановочна: тут есть и замок, и принцесса, и натурные съёмки. И история такая хорошая, правильная. Во всех сказках, конечно, есть мораль, но у нас никогда не было идеи сделать ремейк, ни в коем случае. Мы придумали абсолютно новый сюжет, в нём есть основополагающие вещи: 12 месяцев, подснежники, которые помогают совершить некий волшебный поступок. Но при этом это абсолютно оригинальный сюжет.
- Большая часть съёмок проводилась в Чехии. Как проходили поиски натуры и почему именно Чехия?
- Чехия — очень удобная натурная площадка, у нас давние дружеские связи. Я там снимаю уже не первую картину. Мы там снимали «Александр.Невская битва», «Золото Трои», теперь сказку. Там совершенно великолепные киносъёмочные группы. Когда в своё время туда стал ездить снимать Голливуд, чешских кинематографистов научили очень хорошо и правильно работать. Я могу сказать не в упрёк, а, скорее, в обучение нашим коллегам, что чехи работают лучше, качественнее, быстрее и, что самое интересное, дешевле. Это действительно довольно забавно. Из своих мы брали туда только главные творческие единицы, постановщиков. Мы остались очень довольны и обязательно еще раз туда съездим.
В Чехии очень много замков. Это же самый центр Европы, и там они на любой вкус: маленькие, большие, разбойничьи, гламурные...Мы нашли самый лучший, сказочный, в городе Оломоуц.
- Наверняка у есть какой-нибудь анекдот о съёмочном процессе?
- Был у нас один анекдот, мне чуть плохо не стало. Локальная съёмка зимой в Лапландии. Там, где мы находим подснежники. Подснежники первый раз фигурировали еще в Чехии, в замке. Где-то за два дня до выезда в Лапландию мне говорят : «Игорь Евгеньевич, а подснежники-то мы не взяли из Чехии». «Как не взяли?». Так не взяли. Не поверите, купить подснежники в ноябре можно, есть специальный магазин в Москве, где продают копии цветов. Мы, конечно, сильно все поднапряглись. Забыть подснежники в Чехии на фильме «12 месяцев» могли только русские кинематографисты.
- У вас получился целый квест за подснежниками, как и в фильме.
- Ну да, слава Богу, управились своими силами, без 12 месяцев. Хотя у нас уже были взяты билеты в Прагу, но в итоге все прошло хорошо.
- Мы слышали о планах снимать вторую часть фильма. Есть уже какие-то мысли по поводу сюжета?
- Мысли по поводу сюжета, естественно, не расскажу, а вот дату 20 февраля будущего года прокатчиков прошу не занимать. Я вам гарантирую, что к этому времени мы подарим зрителям новую красивую сказку.
Кто: Игорь Калёнов