Съемки в Венгрии коренным образом отличаются от работы в других европейских странах
Специфику кинопроизводства в Венгрии и успешный опыт совместной работы над несколькими громкими российскими проектами мы обсудили с продюсерами компании Eurasian Films Михаилом Коромом (Венгрия) и Ольгой Слабовой (Россия).
Евгений Володин: Расскажите, пожалуйста, о своей компании. Когда она была создана и для чего?
Михаил Кором: Я пришел в киноиндустрию в 2005 году, когда Венгрию открыли для себя западные кинематографисты и в страну впервые приехало много съемочных групп из США и Великобритании. Несколько лет я работал на различных должностях и в 2013 году получил предложение возглавить киностудию Origo Studios.
Под моим руководством на студии был проведен ряд реформ, направленных на расширение международного сотрудничества и привлечение в Венгрию иностранных съемочных групп. В 2014 году мы зарегистрировали компанию Eurasian Films, одной из главных задач которой стало развитие связей с кинематографистами из России, в том числе благодаря моим личным контактам в вашей стране.
Первым крупным российским проектом, снимавшимся в Венгрии, стала телепрограмма Первого канала «Большие гонки» производства компании «Красный квадрат». Съемки длились примерно месяц и проходили в одном из самых больших павильонов студии площадью 4 300 кв. м и высотой до 20 м. После успешного завершения этого проекта, начиная с осени 2014 года я стал рассказывать своим друзьям и знакомым в России о том, насколько выгодно размещать производство кино- и телепродукции в Венгрии, где законодательно принятая ставка рибейта была выше, чем в других европейских государствах.
- Закон о рибейтах тогда уже был принят или находился в стадии разработки?
- Закон о рибейтах венгерский парламент принял еще в 2004 году, то есть десятью годами ранее. Ставка рибейта для иностранных киногрупп составляла 25%, а в июле 2018-го была поднята до 30%. Российские продюсеры тогда предпочитали организовывать съемки либо в России, либо в странах СНГ, и нам шаг за шагом предстояло убедить их в преимуществах работы в Венгрии.
К сожалению, из-за событий на Украине и последовавшего за ними изменения курса евро этот процесс в 2014 году оказался приостановлен: стоимость съемок за границей, оплачивавшихся валютой, мгновенно выросла для ваших кинематографистов почти вдвое.
Ситуация стабилизировалась лишь спустя полтора года, и к концу 2016-го у нас появились первые клиенты, которые приехали в Будапешт на «поиск натуры». Город их буквально потряс, и после оценки возможностей и преимуществ работы в Венгрии продюсеры компании «Нон-Стоп Продакшн» решились на производство ленты Владимира Хотиненко «Демон революции». Эта картина создавалась сразу в нескольких вариантах: четырехсерийный проект телеканала «Россия» назывался «Демон революции», восьмисерийная режиссерская версия носила название «Меморандум Парвуса», а чуть позже был закончен полнометражный художественный фильм «Ленин. Неизбежность». В течение двух недель в 2017 году в Будапеште были сняты все «западные» сцены этого проекта, происходившие по сюжету в Берлине, Берне, Копенгагене, Цюрихе и других европейских городах.
- Как вы пережили полтора года, в течение которых российские кинематографисты не могли себе позволить снимать в Европе?
- Мы с моим другом, театральным продюсером Дмитрием Богачевым, основателем международной компании Stage Entertainment, организовали в шестом павильоне студии Origo репетиции большого российского ледового шоу «Аладдин и Повелитель огня». Само шоу проходило в Лужниках, но практически вся программа была организована и «поставлена на лед» здесь, в Будапеште. Кстати, следующее российское ледовое шоу - «Синдбад и принцесса Анна» - было переведено на венгерский язык и поставлено в Будапеште. Мы переоборудовали свой большой павильон, превратив его в ледовую арену, и шоу имело здесь большой успех: оно выдержало более 30 показов, и в общей сложности его посмотрело больше десяти тысяч зрителей. С Дмитрием Богачевым мы продолжаем сотрудничество по ряду направлений по сей день. Мы были в числе продюсеров венгерского «Синдбада», что позволило нам безболезненно пережить тот период, когда российским кинопродюсерам было накладно работать с европейскими компаниями.
- Что вам дал первый опыт сотрудничества с российскими продюсерами?
Ольга Слабова: Сериал «Демон революции» стал своего рода лакмусовой бумажкой, пройдя все стадии процесса, необходимого для частичного возмещения производственных затрат, и был первым российским фильмом, получившим рибейт в Венгрии. Результатом этого опыта стало значительное расширение совместной деятельности российских и венгерских кинематографистов.
Стоит отметить, что, несмотря на небольшое количество съемочных дней, качество подготовки и организации съемок оказалось на самом высоком уровне. Тем, кто смотрел сериал, может показаться, что большинство сцен были сняты в Западной Европе, хотя в реальности съемки в Венгрии заняли всего две недели. Продюсеры высоко оценили эту работу и в результате спустя некоторое время вернулись к нам с режиссерским проектом Данилы Козловского «Чернобыль», премьера которого состоится в апреле 2021 года.
- Давайте подробнее остановимся на процедуре получения рибейта. Что должен сделать российский продюсер, чтобы рассчитывать на компенсацию части производственных расходов?
М.К.: Система рибейтов в Венгрии достаточно проста. Первым делом иностранный продюсер должен найти венгерского партнера - либо сопродюсера, либо сервисную компанию.
О.С.: Представлять интересы нерезидента в Венгрии может только резидент, поэтому одним из вариантов может стать регистрация в этой стране компании формата ООО на венгерского партнера специально для выполнения представительских функций.
М.К.: Но гораздо проще и быстрее заключить контракт с уже существующей венгерской компанией, которая будет представлять интересы иностранного продюсера в венгерском Фонде кино. Это второй шаг, в ходе которого необходимо заплатить небольшой сервисный сбор (порядка двухсот евро).
Третий шаг - это так называемый культурный тест. Претенденту на получение рибейта надо ответить на 30-40 вопросов, чтобы доказать, что продукт, который он намерен снимать в Венгрии, не является порнографией или пропагандой экстремизма. Кроме того, рибейты не положены производителям рекламных материалов.
Получив положительный ответ на культурный тест, продюсер регистрирует свой проект в Фонде кино, заплатив еще один небольшой сбор, размер которого рассчитывается в зависимости от бюджета.
Четвертый и последний шаг - отправка в Фонд кино копии контракта между российской и венгерской компаниями и подтверждения венгерской части производственного бюджета. Спустя 30 дней подписывается договор с Фондом кино, и можно начинать работу, будучи уверенным в том, что венгерское государство возместит установленную законом часть расходов на производство через шесть-восемь месяцев после завершения съемочного процесса.
О.С.: Очень важно отметить один фактор, который коренным образом отличает съемки в Венгрии от работы в других европейских странах: хотя Венгрия и является частью Евросоюза, она не входит в еврозону и продолжает использовать национальную валюту - форинт.
Будучи знакомой с Михаилом с юности, я присоединилась к компании в 2015 году. Ее первый совместный проект с российскими кинематографистами - сериал «Демон революции» - рассчитывался в евро, что требовало конвертации рублей в форинты через евро. Представьте себе процесс, в ходе которого рубли надо конвертировать в евро, отправить их в Венгрию, далее конвертировать евро в форинты, расплатиться ими за работу, затем получить рибейт в форинтах, конвертировать их в евро и отправить в Россию, где евро будут переведены в рубли. Такая схема предполагает весьма существенные риски потерь на курсовой разнице, а продюсеры, как известно, считают каждую копейку. Поэтому уже на следующем нашем совместном с Россией проекте, фильме Федора Бондарчука «Вторжение», мы смогли впервые подписать контракт в рублях, которые сами в Венгрии конвертировали в форинты. Колебания курса форинта по отношению к рублю значительно меньше, чем у евро и доллара, и исключение евро из договора позволило существенно минимизировать продюсерские риски.
В этом и заключается уникальное отличие Венгрии от других европейских стран, использующих общую европейскую валюту. Сегодня аналогичную схему хотят ввести в Чехии, но пока они вынуждены использовать для взаиморасчетов евро, так что Венгрия остается единственной страной, признающей рублевые контракты.
М.К.: В Венгрии есть филиалы Сбербанка, что еще более упрощает процесс взаиморасчетов в рублях. Благодаря долгосрочным контрактам между Венгрией и Россией на покупку газа и нефти курс форинта к рублю намного стабильнее, чем курс евро, и расчеты в национальных валютах удовлетворяют интересам обоих государств.
О.С.: Вспоминается один проект, который мы не смогли снять в Венгрии, из-за того что евро на тот момент стоил 90 рублей, а возможность взаиморасчетов в национальной валюте отсутствовала. После 2017 года, когда венгерское правительство пошло нам навстречу и разрешило рублевые контракты, подобных проблем больше не возникало.
- Следующим вашим совместным с Россией проектом стало «Вторжение». Расскажите поподробнее о венгерской части съемок.
- Федор Бондарчук уже работал с нами на сериале «Демон революции», где он блистательно исполнил главную роль «продюсера русской революции» Александра Парвуса, о деятельности которого больше известно на Западе, чем в России. На этот раз Федор приехал в Венгрию в качестве режиссера, а вместе с ним прилетели молодые продюсеры из компании «Водород», всегда готовые к любым экспериментам и нестандартным, смелым решениям.
Стоит добавить, что начали мы наше общение в Москве еще за полгода до подписания контракта и продолжили на камера-тестах в Мюнхене, перед тем как приехать в Будапешт. Наш партнер по многим проектам, «Арри Рентал - Будапешт» в лице Клеменса Данцера, организовал для российских кинематографистов возможность протестировать новейшее специальное оборудование и технику, в том числе для подводных съемок. Съемками подводных сцен знаменита Мальта, но небезызвестный режиссер и продюсер Ридли Скотт предпочел для своего фильма «Бегущий по лезвию 2049» построить специальный бассейн на государственной венгерской студии Mafilm в Будапеште. В этом же бассейне и с той же командой вскоре снимались и подводные сцены для российского «Вторжения». В России такого рода сложнейшие съемки никто не смог бы организовать.
Для съемок сцены, в которой уходит под воду герой Олега Меньшикова, мы затопили специально построенную на студии Origo декорацию, а в одном из павильонов установили гимбал и зеленые экраны.
В это же время в соседнем павильоне снимали боевик «Терминатор: Темные судьбы», и наши съемочные группы постоянно пересекались и даже тайком, конечно же, заглядывали друг к другу «в гости». И для нас, и для американцев такое соседство было чем-то очень необычным.
- Невозможно представить, как этому были рады венгры!
М.К.: Да, безусловно, для нас это тоже был огромный позитивный опыт организации параллельных съемок для групп из разных стран. Одной из главных целей, которую я ставил перед компанией Eurasian Films, было открытие восточного направления и содействие в организации совместных проектов. Первые шаги в эту сторону уже сделаны: у нас в Будапеште встречаются кинематографисты со всего мира. Наша инфраструктура, оборудование и квалификация наших специалистов позволяют снимать в Венгрии проекты любой сложности. Второй фактор, привлекающий в Венгрию зарубежные киногруппы, - это солидная государственная поддержка.
Мы гордимся тем, что именно наша компания смогла первой привлечь в Венгрию такие крупные российские кинопроекты, как упомянутые «Вторжение» и «Чернобыль».
Венгрия отличается высокой культурой подводных съемок. Благодаря совместной работе с американскими партнерами две команды наших специалистов обучились специфике и всем тонкостям подводных съемок и сегодня могут конкурировать с лучшими мировыми студиями. Сегодня мы располагаем возможностями организации съемок в бассейнах любого размера, включая и самый большой бассейн площадью более 3 000 кв. м и глубиной до восьми метров, что позволяет работать над самыми сложными сценами.
- Если я правильно понял, ваша компания позиционирует себя в качестве сервисной, обеспечивающей производственный процесс, или продакшен, говоря кинематографическим языком. А есть ли в Венгрии возможности для организации постпродакшена?
- Да, частично и постпродакшен «Вторжения» был выполнен в Венгрии, для чего мы заключили с продюсерами отдельный контракт. Надо отметить, что рибейт можно получить за любой этап проекта, реализуемого на венгерской территории, будь то производственная часть, постпродакшен или и то, и другое вместе. В Венгрии есть две компании мирового класса, выполняющие постпродакшен на голливудском уровне, которые наработали богатейший опыт, разрабатывая анимацию для видеоигр на различных платформах. Одна из этих компаний, собственно, и занималась постпродакшеном «Вторжения».
О.С.: К сожалению, венгерская сторона выполнила лишь очень небольшую часть работы по постпродакшену из-за сложности первой сделки. Руководитель студии Main Road Post Арман Яхин и его коллеги очень высоко оценили работу венгерских специалистов, которые впервые участвовали в постпродакшене российского фильма, и мы очень надеемся, что их опыт и квалификация будут востребованы на будущих совместных проектах.
- После «Вторжения» был «Чернобыль». Какие сцены из этого проекта снимались в Венгрии?
- Еще до завершения работы над «Вторжением» продюсеры «Чернобыля» услышали о бассейне в Будапеште и живо заинтересовались возможностью подводных съемок там. Дело в том, что в «Чернобыле» очень большая часть действия происходит под водой в затопленном реакторе. Для этих съемок, которые оказались намного труднее, чем во «Вторжении», был построен специальный бассейн с декорацией затопленного реактора и сформирована команда специалистов-подводников с венгерской и российской стороны. Сложности проекту добавляла необходимость наличия дайверских сертификатов и специальных медицинских справок у всех участников процесса, занятых в подводных сценах, но в итоге нам удалось преодолеть все препятствия и получить необходимые разрешения к началу съемок. Отдельно хотелось бы отметить уникальную систему работы актеров под водой, которую специально для этого проекта начали разрабатывать президент клуба «Русский дайвинг» Игорь Галайда и постановщик трюков Александр Самохвалов, в настоящее время активно внедря-ющие ее в кинопроцесс.
- Вы сказали, что в 2018 году ставка рибейта для иностранных киногрупп выросла с 25% до 30%. Какой российский проект первым получил повышенное возмещение?
- Это было «Вторжение». Вся подготовительная работа была проведена до момента подписания основного контракта, которое мы специально подгадали под повышение ставки рибейта.
М.К.: Надо понимать, что ставка рибейта регулируется законодательно, и мы, зная о том, что парламент рассматривает вопрос о ее повышении, специально дожидались окончательного принятия соответству-ющего закона, чтобы подписать договор на более выгодных для продюсеров условиях.
О.С.: Несмотря на то что контракт еще не был подписан, подготовка, как я уже упомянула, велась полным ходом: была набрана команда, строились декорации. Даже инопланетный летательный аппарат, пилотируемый героем Риналя Мухаметова, был изготовлен в Венгрии местными специалистами и после съемок перевезен в Москву. Производство работ до заключения договора несло для обеих сторон определенные риски, но в итоге овчинка стоила выделки - контракт мы подписали с повышенной ставкой.
М.К.: Во время работы над «Вторжением» в 2019 году я решил превратить Eurasian Films из сервисной компании в полноценную продюсерскую, чтобы иметь возможность участвовать в производстве наравне с зарубежными продюсерами. Первым большим совместным проектом, в котором мы выступили продюсерами, стал мини-сериал немецкого подразделения Netflix «Варвары». Вы знаете, что Netflix производит для каждого большого рынка местный контент, и «Варвары», рассказывающие о древней истории Германии, стали одним из ярких примеров локального производства. С немецким партнером, с которым мы работали над этим сериалом, мы планируем осуществить ряд других совместных проектов. Также я хотел бы принять участие в совместных российско-немецких постановках в качестве одного из продюсеров с венгерской стороны.
- Вы могли бы раскрыть количество этих проектов или какие-нибудь их подробности?
- Да, конечно. Я в качестве продюсера разрабатываю проекты кинокомедии и полнометражного исторического фильма о войне. Обе эти ленты задуманы как копродукция России, Венгрии и, возможно, Германии: над привлечением немецких партнеров я сейчас активно работаю.
О.С.: Мы протестировали свои возможности как продюсеров на «Чернобыле» и поняли, что готовы к дальнейшим совместным постановкам. Несмотря на то что контракт с нами был подписан как с сервисной компанией, мы профинансировали половину венгерской части производства, а сегодня при поддержке Фонда кино Венгрии готовы взять на себя организацию совместного производства кинопродукта трех стран.
- У вашей компании три завершенных совместных фильма с Россией. Есть ли сегодня в работе новые проекты или все они на стадии планов?
М.К.: Мы хотим подождать окончания пандемии. Я надеюсь, что эпидемиологические ограничения скоро снимут, и через три-четыре месяца мы сможем начать активные переговоры, которые предполагают личное общение, а значит, и перелеты через закрытые сегодня границы.
- Хорошо, когда у компании есть возможность приостановить свою деятельность на какой-то период без потерь для бизнеса…
- Мы стараемся диверсифицировать риски и параллельно занимаемся несколькими разными видами бизнеса. Когда один из них встает на паузу, мы зарабатываем на чем-то другом. Свою карьеру в киноиндустрии я начинал с небольшой транспортной компании, предоставлявшей в аренду автомобили и трейлеры, эта компания жива до сих пор и помогает нам поддерживать другие формы бизнеса.
- Михаил, вы планируете развивать продюсерское направление. Какие жанры в кино вам более других интересны как продюсеру?
- Я увлекаюсь историей, особенно интересуюсь периодом Второй мировой войны и ролью Венгрии в этой войне. На венгерских фронтах происходило очень много значимых событий, о которых, к сожалению, еще не снято ни одного фильма. Очень хочется рассказать кинематографическим языком о Будапештской операции, об освобождении страны от фашистов, об их последнем контрнаступлении, которое произошло именно на территории Венгрии. Здесь велись очень тяжелые бои, но ни на Западе, ни на Востоке никто в кино об этом не рассказывал.
Кроме того, я упомянул комедию. Я считаю, что юмор объединяет людей, и сегодня нам всем не хватает хороших международных кинокомедий. Я знаю, что в России снимается много успешных лент этого жанра, и хочу найти партнера в вашей стране, с которым можно было бы создать крепкую интернациональную смешную картину, рассказать с юмором о том, как живут люди в разных странах.
- Комедия - это жанр, позволяющий при относительно небольших бюджетах добиться высоких кассовых сборов, как показывает опыт нескольких недавних российских постановок. Вместе с тем юмор - субстанция очень национально ориентированная, юмор одной страны мало понятен жителям другой…
- Вы правы, сделать международную комедию, одинаково понятную и смешную для жителей разных стран, достаточно сложно. Но я верю в творческий потенциал российских и венгерских авторов, которые вполне способны создать именно такое кино. Мы не боимся трудностей!
- Нет ли у вас планов работы над самостоятельными проектами в качестве продюсерской компании «полного цикла»?
- Конечно, я об этом думаю. Создание кино от идеи до премьеры в прокате - это очень сложный и трудоемкий процесс, и я считаю, что к своей цели надо идти медленно, но уверенно. Просуммировав свой опыт в сервисных сферах, мы начали заниматься копродукцией, а в дальнейшем планируем выйти на тот уровень, когда будем сами организовывать весь процесс. Сегодня нас от этого момента, по моим оценкам, отделяет от трех до пяти лет, потому что для самостоятельного продюсера важнейшую роль играет репутация, которую мы сейчас зарабатываем, и финансы, которые нам необходимо аккумулировать.
Вы наверняка помните основателя кинокомпании Carolco Эндрю Дж. Вайну, с которым мы много беседовали о том, как стать успешным продюсером. Вайна рассказывал, как никто не верил в проект «Рэмбо», с каким трудом ему удавалось находить финансирование для этой ленты, ставшей невероятно прибыльной. Бокс-офис фильма «Рэмбо: Первая кровь» превысил производственный бюджет почти в десять раз - а ведь картину снимала новая, никому не известная компания!
О.С.: Хотелось бы добавить, что наша компания пока не имеет амбиций по части глобализации и вхождения в огромные интернациональные проекты. Мы хотим использовать свои сильные стороны, знание венгерского, европейского и российского рынков и специфики международного кинопроизводства, чтобы накопить опыт, заработать репутацию и постепенно расширить свою специализацию и экспертизу в разножанровых и разноплановых проектах.
В 2020 году мы стали партнерами российской компании Inside Promotion, которая специализируется на маркетинге в кино, в том числе на разработке контента. И уже сейчас мы готовы рассматривать проекты для совместного международного производства с подтвержденным российским бюджетомКто: Михаил Кором и Ольга Слабова