Сеть Star Cinema: «Мы открыты для вас!»

Сеть Star Cinema: «Мы открыты для вас!» Тагер Садеков
23.03.2011

В 2010 году кинотеатр Star Cinema в ТРЦ Mega Alma-Ata был вторично награжден Национальной премией за достижения в кинобизнесе, учрежденной журналом «Кинобизнес сегодня» и Форумом и выставкой «Кино Экспо». Корреспондент журнала встретился с президентом компании Star Cinema Тагером Садековым и его супругой Натальей, генеральным директором управляющей компании сети кинотеатров Star Cinema, чтобы побеседовать о проблемах кинопроката Казахстана.


В 2010 году кинотеатр Star Cinema в ТРЦ Mega Alma-Ata был вторично награжден Национальной премией за достижения в кинобизнесе, учрежденной журналом «Кинобизнес сегодня» и Форумом и выставкой «Кино Экспо». Корреспондент журнала встретился с президентом компании Star Cinema Тагером Садековым и его супругой Натальей, генеральным директором управляющей компании сети кинотеатров Star Cinema, чтобы побеседовать о проблемах кинопроката Казахстана.

  «Кинобизнес сегодня»: Расскажите о вашей компании. Когда была создана сеть Star Cinema? Сколько залов она насчитывает сегодня?

Тагер Садеков: Мы не новички в киноиндустрии, у нас огромный опыт строительства кинотеатров. Я пришел в кинобизнес задолго до создания сети Star Cinema. Еще в 1997 году, работая в «КАРО», я принимал непосредственное участие в реконструкции кинотеатра «Пушкинский», в строительстве мультиплексов на Шереметьевской и Каширке, реконструкции кинотеатра «Колизей» в Нижнем Новгороде и постройке «Атриума» в Москве на площади Курского вокзала. В 2002 году меня пригласили в компанию «ПрофМедиа», где я занимался разработкой концепции сети кинотеатров «Синема Парк». Получив солидный опыт в организации кинотеатров, я решил создать свою собственную сеть, большинство объектов которой расположены в Республике Казахстан. В 2006 году мы открыли там первые два мультиплекса на восемь и четыре зала, а спустя два года вышли и на российский рынок с трехзальным кинотеатром в Альметьевске.
В 2010 году в сети Star Cinema было открыто сразу три мультиплекса. В мае начал работу семизальник в ТРК Prime Plaza (Алматы) на 750 мест с concession-зоной, в том числе с рестораном в английском стиле и игровыми залами площадью 800 кв. метров. В начале июля в Астане был открыт крупнейший в Средней Азии торгово-развлекательный центр «Хан Шатыр», созданный по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера, и в состав этого грандиозного сооружения вошел наш шестизальный кинотеатр на 450 мест. Право организации мультиплекса в этом имиджевом проекте мы выиграли в ходе тендера, где нам пришлось соревноваться со многими компаниями. Открытие кинотеатра и всего ТРЦ было приурочено ко дню рождения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, на празднование которого собрались главы многих государств (в том числе президент России). И, наконец, в конце сентября мы открыли еще один семизальный кинотеатр на 1130 мест в самом крупном молле страны — ТРЦ A’port. На все недавние церемонии открытия наших кинотеатров мы приглашали представителей прессы, кинодистрибьюторов и других участников кинопрокатного бизнеса, заказывали специальный самолет и оплачивали проживание, чтобы продемонстрировать свои возможности и привлечь всех желающих к сотрудничеству. 1 июля 2010 года Россия и Казахстан упразднили таможенные границы, что существенно упростило перемещение граждан и доставку различных грузов, в том числе фильмокопий, рекламной продукции, оборудования и т. д.
Сегодня в нашей сети работают 39 залов, 36 из которых расположены в шести казахстанских кинотеатрах. По динамике развития мы, пожалуй, опередили все другие компании — насколько мне известно, даже в России ни одна сеть не может похвастать такой скоростью строительства новых современных многозальников. На сегодняшний день доля кинотеатров нашей сети в бокс-офисе Казахстана составляет 35-45% — к сожалению, более точно этот процент подсчитать невозможно, поскольку дистрибьюторы, владеющие этими данными, крайне неохотно их раскрывают. Кроме управления кинотеатрами, наша компания представляет в Казахстане российскую дистрибьюторскую компанию «Наше Кино». Мы сами привозим, расписываем и показываем российские фильмы этой компании на всей территории Казахстана, причем не только в наших кинотеатрах — мы открыты для сотрудничества со всеми кинопрокатчиками. Несколько лет назад российское кино практически исчезло с экранов Казахстана — считалось, что на нем нельзя заработать приличные деньги. Нам удалось сломать этот стереотип, и сегодня российские фильмы показывают весьма неплохие результаты по наработке на копию.

- Однако российские дистрибьюторы, предоставляя отчеты по кассовым сборам нашему журналу, крайне редко выделяют сборы в Казахстане из общей суммы…

Наталья Садекова: К сожалению, это так. Мы не знаем, почему дистрибьюторы не хотят провести статистику по Казахстану, хотя наша компания — одна из крупнейших сетей кинотеатров, действующих на территории этой страны,— совершенно прозрачна и готова отчитаться за каждый проданный билет в реальном времени.

- Каково соотношение пленочных и цифровых залов в вашей сети?

— На сегодняшний день в сети Star Cinema насчитывается 10 цифровых кинозалов в Казахстане (это 44% от всех цифровых залов в стране) и один — в российском кинотеатре в Альметьевске. Переход на цифровое оборудование в нашей сети был приурочен к премьере фильма «Ледниковый период-3: Эра динозавров», нам удалось достаточно быстро переоборудовать существовавшие на тот момент залы для установки в них цифрового оборудования. Новые кинотеатры мы строили уже с расчетом на обязательное наличие в них «цифры», в среднем по два цифровых зала на мультиплекс.

- Расскажите о планах развития российской части сети. 

— Нам пока не хотелось бы указывать конкретные названия, но у нашей компании есть ряд подписанных контрактов на оборудование кинозалов в российских городах. Большинство новых мультиплексов сегодня открывается в торговых центрах, и строительство многих из них было заморожено или приостановлено в связи с кризисом. Сегодня этот рынок начинает потихоньку оживляться, и мы рассчитываем на то, что уже в конце 2011 — начале 2012 года сможем отрапортовать об открытии новых российских кинотеатров сети.

- Компания Star Cinema не только управляет собственной сетью кинотеатров, но и предлагает услуги на рынке проектирования и оборудования кинотеатров. Как часто вы работаете для сторонних заказчиков?

— Действительно, к нам нередко обращаются руководители других сетей и владельцы отдельных кинотеатров, включая однозальники, с просьбами о содействии в переоборудовании и комплексной реконструкции существующих зданий. Мы создали дочернюю компанию «Star Cinema Проект», которая занимается исключительно проектными и дизайнерскими работами. География деятельности этой компании не ограничивается Россией и Казахстаном: например, недавно к нам приезжали владельцы кинотеатра из Таджикистана. Организаций, которые занимаются поставкой и установкой кинооборудования, сегодня достаточно много, конкуренция велика, поэтому компания «Star Cinema Проект» в последние годы сосредоточилась на проектных и дизайнерских услугах.

- Если доля вашей сети в кинопрокате Казахстана составляет до 45%, то, наверное, можно говорить о том, что Star Cinema — крупнейшая киносеть этой страны?

— Кроме нашей компании, которая зарегистрирована в России, в Казахстане действуют много однозальных независимых кинотеатров и одна местная, казахстанская сеть, которая начала работу в 2008 году. Однако мы смело можем заявить, что наша компания первой начала строить в Казахстане современные мультиплексы.
Тагер Садеков: Первый кинотеатр, открытый нами в Казахстане,— восьмизальник Star Cinema в ТРЦ Mega Alma-Ata — дважды, в 2007 и 2010 годах, награждался Национальной премией за достижения в кинобизнесе в категории «Лучший кинотеатр стран СНГ (кроме России)», которую учредили ваш журнал и «Кино Экспо». Следовательно, высокое качество наших кинотеатров было по заслугам оценено представителями индустрии, дистрибьюторами, предоставившими нам свои ленты, и зрителями, купившими билеты именно в наш кинотеатр.
Наталья Садекова: Да, мы можем гордиться работой своих кинотеатров: например, лидер прошлого года, фантастическая лента «Аватар» показала также и фантастические сборы на одну копию, которые в наших кинотеатрах доходили до $250 тыс. за все время проката (заметим, что в Казахстане этот фильм шел не так долго, как в России). Любой блокбастер, который прокатывается в отмеченном премией кинотеатре, собирает до
$50-100 тыс. на одну копию (в отдельных случаях эта сумма может достигать и $200 тыс.), а «обычные» фильмы собирают $10-30 тыс. на зал. Эти цифры говорят сами за себя: мы сильная сеть с хорошим потенциалом, и нам хотелось бы донести это до всех российских дистрибьюторов. Казахстан — динамично развивающийся рынок, и на него пора уже обратить внимание! К сожалению, большинство российских представителей голливудских студий не спешат заниматься кинопрокатом в Казахстане, откладывая решение накопившихся там проблем на будущее. Мы считаем такое отношение в корне неправильным, поскольку работа местных, казахстанских дистрибьюторов (которые, по сути, являются посредниками между российскими дистрибьюторами и нашей сетью) нас категорически не устраивает.
Сборы фильмов, работающих в кинотеатрах Казахстана, делятся между дистрибьютором и кинотеатром в соотношении 60/40. Возможно, в отношении старого кинотеатра, оставшегося со времен СССР и не подвергавшегося с тех пор реконструкции, это и справедливо, но почему мы, вложив огромные средства в строительство современных многозальников с развитой инфраструктурой, не можем рассчитывать на окупаемость вложений в обозримом будущем? При этом местные дистрибьюторы не прилагают каких-либо существенных усилий для продвижения фильмов на территории Казахстана, но, тем не менее, требуют для себя большой процент от сборов. Как правило, работа казахстанских дистрибьюторов сводится к тому, что они получают у российских компаний фильмокопии и комплекты рекламных материалов (афиш, листовок, роликов), привозят их в Казахстан (напомним — таможенных барьеров между двумя странами не существует) и даже не утруждают себя вопросами доставки материалов в кинотеатры! Рекламная поддержка новых фильмов сводится к рекламе в кинотеатре при помощи средств, полученных в Москве,— ролики, плакаты.
Справедливости ради стоит отметить, что одна казахстанская дистрибьюторская компания — «Меломан» — уделяет должное внимание рекламной поддержке своих кинопремьер, устраивая презентации и предоставляя кинотеатрам баннеры и другие рекламные материалы. Но в целом мы отмечаем практически полное отсутствие рекламной поддержки кинопроката со стороны казахстанских дистрибьюторов, большинство из которых ограничивается предоставлением роликов, демонстрирующихся перед началом фильма.
Кроме того, в Казахстане один дистрибьютор может владеть правами на продукцию нескольких студий. Некоторые из дистрибьюторских компаний располагают собственными сетями кинотеатров, и еще несколько лет назад были известны случаи злоупотреблений при росписи коммерчески перспективных релизов, когда единственная цифровая копия отдавалась «своему» кинотеатру. Поскольку мы — российская компания, нам удалось изменить эту неприятную тенденцию, задействовав свои личные связи среди российских дистрибьюторов и проявив недюжинную настойчивость. Мы не делаем никаких преференций и стараемся максимально выгодно расписывать в своих залах продукцию всех компаний.
С нашим количеством экранов мы способны расставить все текущие фильмы в прокат так, чтобы никому из дистрибьюторов не было обидно.
Мы неоднократно предлагали российским кинодистрибьюторским компаниям прямое сотрудничество, минуя казахских посредников. К сожалению, в большинстве случаев мы не получили ответа на свои письма, хотя, казалось бы, выгодность подобного сотрудничества очевидна для любого дистрибьютора. Мы — крупная сеть с прозрачной отчетностью, мы уделяем огромное внимание рекламной поддержке: например, более двух лет на одном из казахстанских телеканалов выходила телепередача CinemaBox. В этой передаче, снимавшейся в интерьерах наших кинотеатров, мы еженедельно в развлекательной форме рассказывали о новых релизах с использованием конкурсов и викторин. К сожалению, при отсутствии помощи со стороны дистрибьюторов эту передачу пришлось закрыть по экономическим причинам. Тем не менее мы продолжаем за свой счет давать на трех казахстанских телеканалах рекламу новых фильмов.
Таким образом, сеть Star Cinema крайне заинтересована в налаживании прямых связей с российскими дистрибьюторскими компаниями — как с мэйджорами, так и с независимыми. Тем более что опыт такого сотрудничества у нас есть, и руководство «Нашего Кино» довольно совместной работой с нашей сетью. Мы не испытываем трудностей с росписью картин ни в своей сети, ни в других кинотеатрах на территории Казахстана, как и не имеем проблем со сбором платы за прокат. Кстати, за прокат фильма «Миллионер из трущоб» кинодистрибьюторская компания «Вольга» вручила кинотеатру Star Cinema в ТЦ Mega диплом как лучшему мультиплексу ближнего зарубежья.
Многие дистрибьюторы объясняют свое нежелание сотрудничать с нашей сетью национальными особенностями: мол, «так сложилось в Казахстане». Мы не согласны с такой постановкой вопроса и намерены добиваться справедливого распределения доходов от продажи билетов в своих кинозалах. Сеть Star Cinema — это десятки современнейших кинозалов, оборудованных по последнему слову техники, наша отчетность абсолютно открыта, наши кинотеатры показывают высочайшие сборы на копию, и мы вкладываем значительные средства в продвижение фильмов. Мы считаем, что все это дает нам право сломать сложившийся на рынке кинопроката Казахстана стереотип и рассчитывать на более высокую долю от продажи билетов.

- Получается, что Казахстан повторяет опыт России с задержкой в несколько лет? Ведь в России тоже когда-то несколько местных дистрибьюторских компаний представляли интересы голливудских студий, и лишь относительно недавно мэйджоры начали открывать свои представительства в Москве.

— Да, ситуация в Казахстане очень похожа на ту, что была в России несколько лет назад. Мы не претендуем на то, чтобы указывать голливудским студиям, как им работать на территории России или Казахстана — мы лишь ратуем за эффективность работы дистрибьюторов в Казахстане, перечисляя очевидные преимущества работы с нашей сетью.

- А почему вообще в Казахстане сложилась такая перекошенная схема распределения сборов — 60/40?

— Когда мы пришли на рынок Казахстана в 2005 году, часть местных компаний работала по формуле 55/45 (не в пользу кинотеатров), а часть — по формуле 60/40. Это было связано с наличием границы и таможни — дистрибьютор нес расходы по доставке и растаможиванию фильмокопий и сопроводительной продукции. Кроме того, пять-шесть лет назад в этой стране практически не существовало современных кинотеатров со всей сопутствующей инфраструктурой. Следовательно, на том этапе такие формулы распределения доходов могли быть оправданы, но сегодня, когда в стране появилось множество современных кинотеатров, а граница между двумя странами исчезла, назрела необходимость радикального пересмотра этой системы.
Тем не менее, когда мы предлагаем российским дистрибьюторам и представителям голливудских студий поработать напрямую с нашей сетью, они не торопятся давать положительный ответ.

- Чем же они мотивируют свое нежелание сотрудничать с вашей компанией, минуя казахских посредников?

— Как правило, они говорят, что им малоинтересен рынок кинопроката Казахстана и их устраивает сложившаяся схема работы. Однако за счет сборов от современных мультиплексов бокс-офис Казахстана значительно вырос и стал занимать более весомую долю в общей кассе кинопроката СНГ, и мы не понимаем, почему они не видят перспектив на этом динамично развивающемся рынке.

- Как вы, со своей стороны, можете мотивировать российских дистрибьюторов к изменению сложившейся формулы распределения доходов от проката?

— В своей сети мы гарантируем всем партнерам предельную открытость и прозрачность отчетности, при которой никто и ни при каких обстоятельствах не сможет заподозрить, что «кинотеатры воруют деньги». Кроме того, при определенном изменении формулы распределения доходов мы можем взять на себя транспортные расходы, самостоятельно доставляя в Казахстан как фильмокопии, так и сопутствующие материалы. Дистрибьютору останется только выдать нам копии и получить свою долю от сборов.
Сегодня же фактически российскому дистрибьютору достается не более 40-45% сборов, поскольку значительная доля от 60%, получаемых казахстанским посредником, остается в его распоряжении, при этом последний не тратит ни копейки на рекламную поддержку. Мы предлагаем российским партнерам получать те же 40-45%, но при этом готовы избавить их от массы рутинной работы и гарантировать своевременную оплату в полном объеме по каждому договору.

- Вы упомянули о прозрачности вашей отчетности. Какими механизмами обеспечивается эта прозрачность?

— Как вы знаете, в России кинотеатральный билет является бланком строгой отчетности, тогда как в Казахстане каждый проданный билет сопровождается печатью фискального чека. Участие кассового аппарата в процессе продажи билета выводит отчетность по этому процессу на качественно иной уровень, и практически в любой момент мы можем назвать сумму с точностью до копейки. Более того, в нашей сети реализована полная автоматизация отчетности (on-line отчетность), удаленный доступ к объектам и видеоконтроль.
Кроме того, при работе напрямую у дистрибьюторов не будет возникать вопросов по платежам. Сегодня мы рассчитываемся с российскими компаниями через местных, казахстанских дистрибьюторов, и не можем повлиять на то, как они распоряжаются полученными от нас средствами. Заключив же дистрибьюторское соглашение с нашей сетью, российская компания будет иметь гарантию получения платежей, что называется, из первых рук.
Мы предлагаем дистрибьюторам сделать первый шаг и попробовать поработать напрямую с нашей сетью, оценить все очевидные плюсы и возможные минусы такой работы. Один из слоганов нашей компании гласит: «Мы открыты для вас!», и слово «открыты» имеет в нем самый широкий смысл.

Кто:  Тагер Садеков

Возврат к списку