Сейчас появилась целая волна хорроров, более умных, чем раньше
Студия 10/09 запустила конкурс для создания женской антологии хоррора. Об этой инициативе,а также о ситуации с киносмотрением после пандемии и о современном хорроре мы поговорили с основателем студии 10/09 и продюсером ужастиков «Невеста» и дилогии «Пиковая дама» Владиславом Северцевым.
«Кинобизнес сегодня»: Расскажите про свою студию. Как возникла идея создать антологию женского хоррора?
Владислав Северцев: Наша студия 10/09 – единственная в стране независимая студия, специализирующаяся на хорроре. Выпускаем как полнометражные проекты, так и короткометражные фильмы, и один из них - «Я люблю Еву» - был отмечен в прошлом году на «Кинотавре» (дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков – Прим. редакции). Режиссер этого проекта Кристина Манжула натолкнула меня на мысль, что стоит объявить всероссийский конкурс именно женской антологии хоррора. Мы в том числе проводим его и для того, чтобы найти людей, с которыми сможем сотрудничать и в дальнейшем. Ведь короткометражный фильм – идеальный концепт для хоррор-истории. Это сюжет, упакованный в небольшой хронометраж, который можно насытить всем, что необходимо для раскрытия как героев, так и всего задуманного.
На счет будущего антологии - думаю, что это будет параллельный прокат в кино и на платформах. Антологии в нашей стране, к сожалению, не пользуются большой популярностью, поэтому придется искать различные пути к зрителям.
А вместе с Мишей Парфеновым (главный редактор портала HorrorZone) мы занимаемся сборником русских хоррор-рассказов, которые в дальнейшем планируем перевести на английский язык и издать за рубежом, т.к. иностранные читатели совсем не знакомы с этой частью нашей культуры.
- Сейчас очень популярны стали якутские ужастики. Как вы относитесь к региональным представителям жанра?
- Я очень хочу посмотреть «Иччи», мы его всячески поддерживали нашими онлайн-ресурсами медиасети Horror Web (крупнейшая в рунете сеть веб-площадок, посвященная хоррорам), там же вышло большое интервью с режиссером картины Костасом Марсааном. И говоря про русские хорроры, я не имею ввиду, что создатели должны быть обязательно с голубыми глазами и светлыми волосами, ими могут быть кто угодно, главное, чтобы это было интересно и отвечало законам жанра. Мы будем рады посотрудничать с профессионалами из любой точки нашей огромной страны.
- Как вы оцениваете влияние пандемии на кинобизнес?
- Мы не скоро еще сможем достигнуть тех результатов и того количества зрителей, которые приходили в кинотеатры несколько лет назад, и вообще неясно, сможем ли когда-нибудь приблизиться к прежним цифрам. Сейчас, если наблюдать за сборами, то более-менее неплохо собирают семейные картины и какие-то самые разрекламированные, большие блокбастеры, а все независимое кино находится в довольно-таки грустном состоянии. И это касается не только нашей страны, но и мира в целом – поскольку у нас еще не самая печальная ситуация с прокатом, Европа и Америка все еще ждут, когда можно будет открыть все кинотеатры. Поэтому мне кажется, что все это приведет к изменениям принципов кинохождения, то есть люди будут ходить в кино за невероятными историями или необычными концептами. А остальные участники рынка будут пытаться отбить вложения с помощью онлайна и платформ.
- Вы свою последнюю картину «Бывшая» снимали совместно с ivi. Какие еще проекты можно будет увидеть на онлайн-платформах?
- Для ivi мы обсуждаем концепцию сериала, для KION'а разрабатываем экранизацию книги «Вьюрки» Дарьи Бобылёвой.
- Фильм «Невеста» вышел на Netflix. Как обстоят дела с выходом наших проектов на заграничных сервисах?
- Раньше это были скорее экспериментальные договоренности, качество картинки и субтитров были не очень хорошими, было проще переснять проект на английском языке с иностранными продюсерами. С приходом на рынок Netflix ситуация кардинально изменилась - они покупают различные проекты со всего мира, и теперь за качество переводов и за визуальную составляющую можно почти не волноваться.
- Вы заключили несколько договоров с иностранными компаниями на производство фильмов. Расскажите об этом поподробнее.
- У меня сейчас два таких проекта. Сценарий одного из них пишет голландский автор на английском языке, его рабочее название Dark Gray, это будет сай-фай хоррор, и второй проект задуман по рассказу Анатолия Уманского «Америка», одного из авторов сборника «Самая страшная книга». Он частично основан на реальных исторических событиях, взаимоотношениях между русскими колонизаторами и местным населением США в начале XIX века на Аляске. Это очень богатый материал с точки зрения драматургии и визуальных решений, я очень надеюсь, что из этого выйдет серьезный международный проект.
- Расскажите о зарубежных ремейках ваших фильмов.
- Вся история с иностранным ремейком «Невестой» замариновалась, несмотря на то что было написано несколько драфтов сценария, с которыми работали братья Хейес (сценаристы первых «Заклятий» Джеймса Вана). Однако потом в компании Lionsgate случились большие перестановки, сменилось руководство из-за грустной истории с финансовыми показателями, а их акции сильно просели, поэтому новое руководство просто убрало на полку те проекты, которые разрабатывались до них. Мы с Хейесами даже вели переговоры, чтобы выкупить права на сценарии и предложить проект другим студиям, но они заломили неподъемную сумму, и было решено пока заморозить переговоры до лучших времен.
По «Невесте» у нас сейчас в разработке полный метр и сериал, посвященные предыстории самой «невесты». Это будет исторический хоррор, сюжет будет развиваться в России конца XIX века. Надеюсь в следующем году сможем приступить к съемкам.
А 22 июля в наш прокат выходит канадский ремейк «Пиковой дамы», прокатывает ее компания «Кинологистика», и называться он будет «Проклятие пиковой дамы». Мы совместно хотим устроить закрытый спецпоказ картины и снять небольшой фильм о том, как все начиналось, ведь именно с «Пиковой дамы» пошла современная история российских ужастиков, успешно идущих на больших экранах. Мы не принимали никакого участия в создании ремейка, тем интереснее будет увидеть в кино, что же получилось у них.
- Какие современные тенденции в жанре фильмов ужасов вы могли бы отметить?
- Классические мистические истории о призраках начинают отходить на задний план. Сейчас появилась целая волна хорроров, более умных, чем раньше, в которых делается акцент на драматургию и раскрытие героев. Интересно будет посмотреть на следующие проекты, которые будут выходить в российский прокат, чтобы понять готов ли зритель - не целевая аудитория хорроров, а те, кто случайно попадет на сеанс - как он отреагирует на развитие жанра. Яркие примеры - «Солнцестояние» и «Реинкарнация», которые отлично собрали по миру, а у нас сборы были, мягко говоря, посредственные, и это было еще до пандемии. Остаются компромиссы и задачи с очень большим количеством неизвестных – создать проект, который устроит тех, кто сейчас ходит в кино, и не оставит равнодушными любителей жанра.
Кто: Владислав Северцев