Сейчас время простых эмоций - зрителям нравится вместе бояться или смеяться в кинотеатре
Основатель Arna Media рассказывает о неожиданном решении выйти на рынок ОАЭ и продюсировании российского авторского кино, партнерстве с «Атмосферой кино» и гендерном дисбалансе в киноиндустрии.
«Кинобизнес сегодня»: Вы создали Arna Media накануне больших перемен, произошедших в нашей стране. От каких планов вам пришлось отказаться в связи с ними, и как вообще новая реальность повлияла на стратегию развития вашей компании?
Надежда Мотина: Когда я запускала компанию в декабре 2021 года, то, естественно, не могла предположить, какие события нас всех ждут. Несмотря на это, все три направления, которые были запланированы, мы запустили. У нас работают дистрибьюция - мы выпускаем иностранное кино, производство - мы сняли наш первый фильм и финансируем два привлеченных проекта, и международные продажи - мы продали российский фильм в 18 стран, и он уже вышел в прокат в Южной Корее.
- То есть отказ крупнейших американских компаний, вроде Universal Pictures, The Walt Disney Company, Warner Bros., Paramount, от показа своих новых фильмов в России, не существенно повлиял на Arna Media?
- Опосредованно он повлиял на всех, кто работает с контентом на российском рынке. Но напрямую непосредственно на нас - нет, поскольку мы не работали со студиями.
- Как много партнеров в Европе вы потеряли и почему, на ваш взгляд, французские кинокомпании в большинстве своем продолжили сотрудничество с Россией?
- Мы потеряли несколько проектов, которые планировались как копродукция совместно с европейскими партнерами, потому что сегодня они не могут сотрудничать с Россией. В Европе есть несколько компаний, которые принадлежат крупным холдингам с головными офисами в Америке. В США введены определенные ограничения на работу с Россией, и холдинги распространяют их и на свои европейские подразделения тоже. Компании, которые не связаны такими законодательными ограничениями, продолжают работать с нашей страной. Среди них не только французские компании.
- Во время пандемии, когда люди сидели дома, а вы были главой Capella Film, вы открыли отдел работы с интернет-площадками - и это дало результат. Были ли в Arna Media неожиданные, отчасти вынужденные управленческие решения?
- В Capella Film я запустила формат цифровых премьер. Мы создали возможность для создателей фильмов - режиссеров и актеров - встретиться со зрителями и пообщаться, не выходя из дома. Это было актуально, потому что тогда были локдауны и у нас, и у партнеров. В Arna Media я изначально не планировала финансировать сериал, который был снят в Арабских Эмиратах. Но я решила освоить это направление, поскольку это очень перспективный рынок, и он открыт для работы с Россией.
- Что это за проект и когда он выйдет?
- Это восьмисерийный сериал на арабском языке Self Modulation. Его снял молодой и модный режиссер Майяр Аль-Нури (Mayyar Al Nouri) с артистами, которые популярны в Эмиратах. Мы надеемся, что сериал понравится аудитории. Когда я показала отснятый материал профессионалам, занимающимся производством контента для этого региона, многие из них сказали, что это «А24 для рынка Среднего Востока». После съемок мы получили предложения от нескольких участников рынка и могли выбирать, с кем нам работать. Сериал выйдет на глобальной платформе 20 октября, но где именно, мы пока не анонсируем.
- Как вы нашли этот проект и почему выбрали именно этого режиссера?
- Я дружу с коллегами, которые производят контент для арабского рынка, они и порекомендовали мне этого режиссера. Он довольно молодой, ему всего 28 лет, он учился в США и привлек внимание своими нестандартными решениями. Кажется, что он будет большой звездой. После того как он закончил снимать наш сериал, ему поступили предложения от Netflix и других крупных студий.
- Говоря о международных продажах - как вам в текущих условиях удалось продать «Миру»?
- Этот фильм я показала на American Film Market в Лос-Анджелесе в прошлом году. С ноября прошлого года на данный момент мы продали его на все ключевые территории: это США, Латинская Америка, Южная Корея, Германия, Испания, Франция, Италия, Польша, Малайзия, Китай, Индия. Сейчас еще несколько сделок на финальной стадии - с Японией, ОАЭ, Африкой и Турцией. На следующем рынке в ноябре этого года мы планируем продавать большое количество российских фильмов. У нас есть права на татарскую комедию «Бери да помни», российскую комедию «Папаша в бегах», наш первый производственный проект - комедию «Добро пожаловать в семью: Повар из Неаполя». Также мы будем продавать пакет фильмов «Марс Медиа».
- По итогам 2022 года Arna Media показала прибыль 13,3 млн рублей. Довольны ли вы таким результатом в первый год работы компании и насколько это далеко от тех цифр, которые вы планировали?
- Для стартапа, который запустился в самом конце 2021 года, с учетом ситуации и абсолютно новых вводных, с которыми мы столкнулись, это очень хороший результат. Конечно, мы планировали получить больше прибыли, но то, что компания по итогам первого года работы в принципе вышла в прибыль и запустила все, что планировала, это круто.
- Можно ли говорить о том, что в текущей ситуации для закупки доступно только независимое кино и в большинстве случаев риски, что оно не станет прокатным хитом, достаточно высоки?
- Нам недоступен контент студий, потому что они официально не работают с Россией. Но многое по-прежнему доступно. Возможно, вы слышали, что «Атмосфера кино» заявила фильм «Звук свободы», который продюсеры делали вместе с Fox. После того как The Walt Disney Company приобрела Fox, руководство решило, что они не станут выпускать такое страшное кино. И продюсеры несколько лет боролись, чтобы забрать права обратно. Этот маленький фильм с бюджетом 14 млн долларов собрал в прокате 150 млн. Вот реальный кейс успеха, и таких картин много.
10 августа у нас вышел фильм «Два, три, демон, приди!», который студия А24 выпустила в США. У фильма потрясающие оценки, он, видимо, станет ужастиком года. И зрители, и критики очень высоко его оценили, он показал лучший старт среди хорроров в 2023 году. Сборы картины за первый уик-энд в России составили 39,4 млн рублей. Думаю, российские зрители получат удовольствие от просмотра на большом экране.
- Как вы оцениваете фильмы, не получившие особенных зрительских симпатий, - скажем, «Мегалодон» и «Нечто: Монстр из глубин»?
- «Мегалодон» - это незамысловатое кино про гигантскую акулу, которая всех ест, и у него действительно были низкие оценки. Но для меня это очень интересный кейс. У фильма было много элементов для маркетинга. В кинотеатрах стояли красивые стенди - люди могли засунуть голову в пасть акулы и сделать фоточку. Страх перед акулой, которая может тебя съесть, со времен хита «Челюсти» никуда не делся. Фильм собрал хороший бокс-офис. Зрители пошли на это кино, несмотря на то, что с точки зрения художественной ценности оно очень простое. Мне кажется, сейчас вообще время простых эмоций - зрителям нравится совместно бояться или совместно смеяться в кинотеатре. Фильмы, которые не требуют длительной подготовительной работы, чтобы их посмотреть, ценятся у аудитории. Продюсеры запустили съемки «Мегалодона-2», так что эта акула еще поплавает в кинотеатрах.
У фильма «Нечто: Монстр из глубин» тоже интересная история. Мы выпустили его в прокат, и он не обратил на себя внимание зрителей. При этом, когда фильм вышел в цифре, то вошел в топ-10 пиратского просмотра вместе со «Стражами Галактики», «Русалочкой» и «Трансформерами». Он был единственным независимым проектом в этом списке. Это очень любопытно: возможно, конкретно этот фильм благодаря своей атмосферности и истории изначально воспринимается аудиторией лучше дома, а не в кинотеатре. Мне кажется, тот киноязык, который выбрал режиссер, - вот эта его ретростилистика с приглушенными цветами - направлял аудиторию к дивану, а не к большому экрану.
- То, что вы сознательно делаете ставку на простое кино, означает, что вы не готовы дать шанс кино авторскому, в том числе российскому, которое нечасто попадает в кинотеатры?
- Нет. Мы работаем с разными проектами. В пакете Arna Media есть как простые жанровые истории - ужасы, комедии, так и авторское кино. Мы собираемся представить четыре фильма в Венеции и три - в Торонто. Это проекты, выбранные отборочными комиссиями фестивалей, - там увидели в этих фильмах новые высказывания. Сейчас мы продюсируем фильм «Сахарный человек», это авторский дебют молодого режиссера, которая захотела рассказать свою историю. Мы работаем с разной аудиторией, стараясь дать ей то, что она хочет. Если люди хотят испугаться - вот им качественный ужастик. Если подискутировать, то вот кино, о котором можно поспорить.
Например, на днях на фестивале в Выборге прошла премьера картины «Осьминог». Это режиссерский дебют Алексея Степанова, в котором актер Даниил Воробьев сыграл восемь разных персонажей. Некоторые критики уже сравнили картину со «Сплитом» с Джеймсом МакЭвоем. Любопытно, что критики-мужчины отнеслись к «Осьминогу» жестче, чем их коллеги женщины. Думаю, здесь сильны гендерные установки, которые есть внутри каждого из нас. Это кино, которое провоцирует обсуждение. Мы ждем возможности показать этот фильм широкой аудитории, чтобы узнать, как будет развиваться дискуссия - кто как увидит эту картину и о чем будут говорить и спорить. А мы тем временем разрабатываем следующий фильм Алексея Степанова, он уже закончил работу над сценарием.
- Какой еще фильм из вашего пакета вас удивил?
- «Кухня со звездами», который мы выпустили в цифре. Это картина без известных в России артистов про мальчика, который всю жизнь мечтал делать десерты и добился своего. Без какой-либо рекламной кампании фильм за две недели набрал на «Кинопоиске» более 60 тысяч оценок и получил средний бал 7.8, что довольно много. Неожиданно этот проект отозвался у аудитории, и я думаю, что его будут смотреть еще долго.
- Трудно ли было заполучить призера Каннского фестиваля, картину Пак Чхан-Ука «Решение уйти»?
- Я давно работаю с компанией CJ Entertainment, и мои партнеры оттуда, несмотря на все сложности прошлого года, поддержали меня. Мне было очень важно, что режиссер записал несколько обращений к нашей аудитории и дал интервью российским журналистам. Для него это было непростое решение в момент, когда любые коммуникации с Россией считались токсичными.
- Насколько сложно сейчас договариваться с режиссерами об интервью и возможно ли привезти звезд на премьеру?
- Авторы фильмов, соглашаясь на интервью, понимают, ради чего они это делают. Они ценят то, как я продвигаю их проекты. Что касается визитов, то сейчас это мало реализуемо - логистика усложнилась, и не каждый готов проходить сложный «квест», чтобы попасть на премьеру в Россию. Хотя, например, в сентябре мы привезем французских звезд в Казахстан - режиссер и актеры фильма «Обнаженная муза» про знаменитого художника Пьера Боннара представят свою картину на кинофестивале.
- Про Россию говорить такого пока не приходится?
- В этом году, наверное, нет. Я получила запрос от одного российского кинофестиваля, который пройдет в ноябре. Благодаря тому, что за этим смотром стоит сильный партнер, мы понимаем, что приезд будет хорошо освещаться, и все пиар-усилия оправдаются. Думаем, кого можно было бы привезти туда, но пока нет конкретных деталей, которыми можно было бы поделиться.
- В ноябре в прокат выходит первый производственный проект Arna Media - комедия «Добро пожаловать в семью. Повар из Неаполя». Были ли у вас другие варианты для дебюта, и если да - в чем они уступили этому фильму?
- У нас было несколько проектов, работа над которыми стартовала одновременно, но в случае с этим фильмом мы достаточно быстро закончили сценарий. Режиссер и автор сценария Владимир Зинкевич оперативно написал его и внес все правки. Мы планировали входить в съемки в сентябре прошлого года, но случилась мобилизация, многие из тех, кто должен был участвовать в съемках, уехали, поэтому мы перенесли их на этот год. Если бы все пошло по плану, то мы показали бы «Повара из Неаполя» уже минувшей весной. Так что исключительно работоспособность и талант режиссера помогли этому проекту стать нашим первенцем.
- Какую маркетинговую кампанию к выходу фильма вы планируете?
- Масштабную. Будет большой объем промо от канала ТНТ, будут задействованы радиостанции, наружка, интернет. Детали мы пока не сводили, но это будет значительная рекламная кампания для российской комедии.
- Вы изначально планировали кинопроизводство как одно из направлений деятельности Arna Media или это было вынужденное решение после того, как схлопнулся рынок?
- Это как раз ключевая причина, по которой я решила продать Capella Film и запустить Arna Media. Как закупщик я понимала, что с каждым годом количество контента, который я могу приобрести, сокращается. Потому что ты проигрываешь глобальным игрокам, которые выкупают фильмы, студиям, которые забирают себе таланты и не позволяют тебе получить права на территорию, конкурентам, которые жестко бьются за интересные фильмы. Так что если ты хочешь гарантированно иметь несколько сильных тентполов, тебе нужно не только закупать, но и производить. Именно поэтому мой партнер в Arna Media - Арам Ованнисян, у которого очень большой опыт в продакшене.
- Насколько чувствительна конкуренция со стороны стриминговых сервисов, которые также активно финансируют производство картин?
- На российском рынке не так много талантов, поэтому все топовые режиссеры и сценаристы расписаны. Мы сейчас букируем звезд на следующий год. Запустить что-то максимально оперативно невозможно - необходимо встроиться в графики тех людей, с которыми ты хочешь работать.
- Насколько остро вы ощущаете нехватку хороших сценариев, о которой на протяжении долгих лет говорят режиссеры и продюсеры?
- Авторские истории - довольно простые, и их писать легко. А вот написать сценарий большого коммерческого фильма с потенциалом в прокате свыше 500 млн рублей очень тяжело. Именно поэтому мы тщательно переписываем сценарии, а потом еще сверяемся по тем лекалам, которые использует Netflix.
- Недавно было объявлено о сотрудничестве Arna Media и «Атмосферы кино». В пакете картин, которые планируется выпустить в ближайшие пять лет, упоминаются продолжение «Скалолаза», главную роль в котором вновь исполнит Сильвестр Сталлоне, продолжение «Оружейного барона» с Николасом Кейджем, эротический триллер «Плохая девочка» с Николь Кидман. Вы вкладываетесь в производство этих фильмов или договариваетесь о закупке на этапе съемки?
- Я эти фильмы купила на этапе препродакшена, то есть на этапе сценария. При этом, учитывая, что для нашего рынка это будут знаковые проекты, я надеюсь, что у меня получится добавить туда российских артистов.
- Расскажите, пожалуйста, как это обычно происходит.
- Ты предлагаешь режиссеру конкретных актеров, которые важны для твоего рынка, а он оценивает, насколько они подходят проекту, какой вклад смогут внести. Окончательное решение - за режиссером, но обычно они слышат партнеров. В каждом фильме есть возможность найти роль для самых разных артистов. Особенно для наших, которые лучше многих иностранных коллег.
- Какие преимущества получила Arna Media от партнерства с «Атмосферой кино»? Могли бы вы рассчитывать на такие громкие подписания без него?
- На подписания я, конечно, рассчитывать могла бы, но я не была бы уверена в таком результате, который сейчас делает команда, прежде выпускавшая релизы Universal Pictures и Warner Bros. У «Атмосферы кино» невероятно сильные специалисты в букинге и маркетинге. Фильм «Два, три, демон, приди!», который мы на днях выпустили, получил на уик-энде 11% сеансов. Самостоятельно мы такого показателя не достигли бы. Поэтому я абсолютно уверена, что, когда мы будем выпускать «Оружейный барон-2», он станет лидером уик-энда, и с точки зрения бокс-офиса порадует и кинотеатры, и нас.
- Кинопрокатный и вообще кинобизнес в России считается сугубо мужским. Получается ли у вас чувствовать себя комфортно в этой индустрии или это все-таки постоянная зона дискомфорта?
- Это определенно зона роста. А ситуация такова не только в России. В Торонто я была приглашена на ужин дистрибьюторов. За столом встретились руководители компаний из разных стран, и я была единственная женщина среди них. И хотя ситуация в некоторых странах меняется, и у женщин появляется больше возможностей для того, чтобы работать в этой сфере, в целом в мире наблюдается определенный гендерный дисбаланс. Так что у каждой женщины в киноиндустрии есть еще много вещей, которые хочется сделать, но пока не удалось.
- Что это для вас, например?
- Пока не получила «Оскар» за фильм, который я продюсирую.
- Расскажите о ближайших релизах.
- В этом году у нас выходят еще 11 фильмов. Хочу обратить внимание на три. Это дорогой и очень красивый мистический хоррор «Лукавый» от режиссера Уильяма Брента Белла. Эдакий «Настоящий детектив» в эстетике «Солнцестояния». Тайный культ, древние божества и роскошный карнавал в дни весенней жатвы. Брент умеет снимать зрительские хорроры, которые хорошо и много собирают в нашей стране. После того, как «Два, три, демон, приди!» показал лучший старт для жанра ужасов в 2023 году, мы надеемся побить этот рекорд.
«Шопоголики» - моя личная слабость. Режиссеры «1+1» возвращаются в свой коронный комедийный жанр, где нам их очень не хватало. Это история о двух любителях распродаж, набравших кучи кредитов и решивших обмануть систему. Но на пути их хитрого плана встает красивая девушка.
«Гномы. Новогодний беспредел» выйдут в конце ноября, чтобы заранее испортить грядущий праздник. Шутка. Это черная комедия в духе оригинальных «Гремлинов» о дюжине злобных маленьких мужчин в красных колпаках, которых во время не покормили. В отместку они выбираются из уютных амбаров, чтобы устроить свой отвязный праздник.
Кто: Надежда Мотина