Сформулируйте и объясните нам правила игры
Подробности создания комедии «Вася не в себе» и общую картину состояния индустрии мы обсудили с продюсером Гевондом Андреасяном.
Евгений Володин: Как у «Кинокомпании братьев Андреасян» появляются новые проекты? Вы сами их придумываете и разрабатываете, или бывают ситуации, когда к вам приходят авторы из других компаний и «нанимают» вас как продакшен?
Гевонд Андреасян: До определенного момента все «наши» проекты были исключительно нашими. Несколько лет назад, когда у нас появилась своя киношкола, а в индустрии выросло целое поколение талантливых сценаристов и креативных продюсеров, возник некоторый круг людей, которые предлагают нам свои разработки, либо мы сами делаем у них заказы. Получается, что в ряде случаев мы не являемся авторами идеи, но число таких проектов не превышает 20% от всего, что производится нашей кинокомпанией.
На сегодня есть лишь один уникальный прецедент, когда нас позвали и предложили снять конкретный сериал в качестве продакшн-компании - это «Букины». Уважаемая Тина Канделаки хотела, чтобы этот проект реализовали именно мы. При этом мы не работаем над сценарием, выступая в качестве «чистого» продакшена. Для нас это первый опыт работы под пристальным взглядом продюсеров с большого телеканала, во всех наших предыдущих проектах мы двигались более самостоятельно. В данном случае ставки очень высоки, и продюсеры канала внимательно контролируют каждое наше действие.
- Давайте обсудим ваш ближайший фильм «Вася не в себе». Кто был автором концепции - Гайк Асатрян?
- Да, Гайк рассказал нам об этом своем сценарии еще при первом нашем знакомстве, года четыре назад. Мы прочитали сценарий и отложили его «на потом». Спустя несколько лет Сарик рассказал на площадке об этом сценарии Паше Прилучному, тот проявил интерес, и Сарик, перечитав сценарий заново, предложил Гайку его доработать с учетом пожеланий Паши. Таким образом сценарий был «извлечен из архива».
- И получилась этакая «Любовь-Морковь», только про гастарбайтеров.
- Надо сказать, что в нашем фильме есть важная социальная составляющая. Я считаю, что наш зритель всегда ждет от кино какого-то социального подтекста - что хочет сказать автор, как его фильм воспитывает, как делает лучше меня или моего ребенка. В России от кино требуется больше ответственности, что ли, чем во всем остальном мире.
- И пример «Холопа» - яркое тому подтверждение.
- Да-да. И поэтому наше кино, наверное, можно охарактеризовать как «Любовь-Морковь/Холоп», потому что герой по ходу сюжета «перевоспитывается», становится лучше.
- Вы реализовывали этот сценарий полностью самостоятельно или привлекали каких-нибудь партнеров?
- Мы делали этот фильм полностью сами. Если откровенно, мы его никуда и не подавали: это тот редкий случай, когда просто решили сделать - и сделали.
Я считаю, что к помощи государства надо обращаться, когда делаешь что-то большое, масштабное, и рискуешь не справиться в одиночку. Правда, опыт подсказывает, что до них не всегда можно достучаться! (смеется) Так что в данном случае, повторюсь, мы никуда не подавались и ни к кому не обращались, сделали все сами, показали «Атмосфере Кино», и им понравилось…
- Почему на главную роль было решено пригласить Павла Прилучного, а не, к примеру, Дмитрия Нагиева, с которым вы сделали много совместных проектов и который имеет богатый опыт перевоплощения, в том числе с помощью грима?
- Мы эту роль вообще никому больше и не предлагали. Все началось, как я уже упоминал, с того, что Прилучному понравилась идея фильма, и мы начали работу с расчетом на его участие.
Возможно, какой-либо другой актер исполнил бы эту роль по-своему хорошо, но я убежден, что Паше - лично, как актеру - это было нужно больше, чем кому-то другому. Мы рассматривали вариант, в котором азиата играл бы не Паша, а настоящий азиат, но Прилучный был категорически против. Он сказал, что в этом-то и заключается настоящее актерское мастерство, и для него эта роль была определенным вызовом.
- В картине, насколько мы можем судить по доступным сегодня материалам (интервью состоялось в начале сентября - Прим. ред.), используется весьма сложный грим. Если можно, расскажите о гриме поподробнее.
- Я - продюсер, и я близко не касался этой темы. За грим отвечали профессионалы, коих в нашей индустрии наперечет.
Если помните, у нас лет десять назад был фильм «Мужчина с гарантией», в котором как раз Дмитрий Нагиев играл толстого олигарха. Ему делали пластический грим, в котором он был совершенно неузнаваем. Чуть позже мы сняли фильм «Дублер», в котором Александр Ревва в пластическом гриме пародировал Стаса Михайлова. Я лишь хочу сказать, что у нас была довольно приличная практика работы со сложным гримом, и в случае с фильмом «Вася не в себе» мы не испытывали каких-то проблем.
- Где вы снимали эту картину?
- Фильм практически целиком снят в Москве и Подмосковье. Единственный относительно сложный момент был связан с подводными съемками - сначала мы сняли несколько кадров в бассейне, а потом надо было показать, как машина вылетает с дороги и падает в реку. Вообще, слово «сложности» в нашей работе звучит анекдотично: они случаются ежедневно. Каждое утро, открыв глаза в семь часов, я перебираю в голове примерно два десятка групп, каждая из которых что-то снимает или завершает постпродакшн, выявляю проблемы и разруливаю их в онлайн-формате. Поэтому для меня не существует понятия «проблема» - это все рабочие моменты!
- Мы помним, как Сарик описывал ваше взаимодействие с авиационной отраслью во время съемок фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы».
- Когда приходится сталкиваться с гигантскими госкорпорациями, сложности возникают из-за того, что в их огромном штате нет никого, кто был бы заинтересован в таком сотрудничестве. Снимать что-то своими силами, не обращаясь за помощью к сторонним организациям, намного легче.
- Вы снимаете много картин и сериалов самых разных жанров. Вы как-то разделяете контент для себя на коммерческий и некоммерческий? Например, к какой категории вы отнесете комедию «Вася не в себе»?
- Я не хочу вешать ярлыки и относить этот фильм к какой-то категории… Мы никогда не можем знать, какой из наших проектов станет коммерчески успешным, и очень часто ошибаемся, это нормально. Например, в бизнес-плане фильма «Непрощенный» стояла прогнозируемая сумма сборов - 60 миллионов рублей. А он собрал более четырехсот.
Мы старательно работаем над каждым своим фильмом, чтобы у него была возможность собрать кассу. Но я бы слукавил, если бы сказал, что мы можем угадать или спрогнозировать коммерческую успешность той или иной картины. Да, конечно, мы делаем какие-то акценты в расчете на повышение коммерческой привлекательности конечного продукта, но, повторюсь, мы сами часто ошибаемся.
Вот, например, сейчас мы снимаем военно-историческую драму «Война и музыка», отсняли три блока в этом и еще три блока рассчитываем снять в следующем году. Возможно, это будет самое непрогнозируемое кино в нашей биографии, и мы с этим заранее смирились. Мы делаем это для других целей, нам хочется прикоснуться к истории, и пока не думаем о прибыли вообще, а просто снимаем кино. Фонд кино не поддержал этот довольно высокобюджетный проект, мы снимаем его за свои деньги, и я просто не знаю сейчас, как к нему относиться с точки зрения бизнеса. Время покажет.
Пожалуй, то же самое можно сказать и про фильм «Вася не в себе». Да, участие Паши Прилучного скорее всего позволит нам окупить производственный бюджет, но позволит ли это нам заработать - не знаю. Будем стараться.
- Вы много работали с Павлом Прилучным. Как вы оцениваете прокат предыдущей вашей с ним совместной работы, фильма «Слон»?
- Я считаю эту картину очень успешной. Мы уложились в очень скромный производственный бюджет, а в прокате фильму удалось отбить затраты на рекламу и выпуск. Бюджет удалось отбить и заработать, благодаря реализации цифровых и ТВ-прав, с учетом того, что это чистое авторское кино. Картина стала одной из самых просматриваемых в онлайн-кинотеатре KION, который приобрел у нас эксклюзивные права на цифровой показ. Мы безумно довольны фильмом, и это одна из причин, по которым мы хотим и дальше работать с Прилучным.
- В начале лета вы объявили о сотрудничестве с «Атмосферой Кино». Можете конкретизировать детали этого контракта?
- Мы объявили, что выпустим совместно три проекта. Это «Вася не в себе», который стартует 12 октября, потом - «Онегин», запланированный на 7 марта 2024-го, и в апреле мы рассчитываем выпустить комедию «Неприличные гости». Надеюсь, что совместная работа над этими тремя картинами будет успешной и позволит нам продолжать сотрудничество.
«Домовенка Кузю» 18 июля мы будем выпускать следующим летом с «Централ Партнершип», а семейный фильм «Манюня: Новогодние приключения» - 14 декабря с «НМГ Кинопрокат». Честно говоря, я считаю, что нужно работать со всеми прокатчиками, потому что концентрация всех проектов в одних руках - это создание монополии, а это не принесет выгоды никому, включая этого самого монополиста. Поэтому мы будем стараться работать с разными прокатчиками, используя по максимуму их сильные стороны и навыки работы с разным контентом, чтобы индустрия развивалась равномерно, возвращаясь к состоянию, когда на рынке одновременно присутствуют несколько примерно равносильных игроков.
- В каком направлении «Кинокомпания братьев Андреасян» планирует развиваться?
- Мне кажется, что за годы работы мы немного научились чувствовать индустрию, понимать происходящие в ней процессы и зарождающиеся тенденции. Я уверен, что в следующем году нас ждут серьезные стратегические изменения в структуре контента: мы начнем производить больше полнометражных фильмов, чем сериалов. Причина в том, что онлайн-площадки начали продавать друг другу контент, лишая себя и коллег «гонки» за оригинальным материалом. Отсутствие соревновательности влечет за собой уменьшение объема производимого контента - во всяком случае, такого, в который производители готовы делать существенные бюджетные и маркетинговые вложения. Тем временем у нас появилась серьезная дыра в полнометражном кино, особенно в его «легких» жанрах, таких как комедии, ромкомы и т.д. Мы производим очень много драм, авторского кино, серьезных военных картин, но при этом с уходом Голливуда сегмент легкого развлекательного кино оказался не заполнен. А спрос на такого рода контент со стороны зрителя, телеканалов, онлайн-платформ есть, и достаточно высокий, поэтому, думаю, в будущем году мы сделаем четыре или пять романтических и семейных комедий.
Довольно серьезные силы мы сконцентрировали на работе над «Денискиными рассказами» и над продолжением «Манюни». Одновременно разрабатываем «Простоквашино», в октябре начнем снимать «Домовенка Кузю». Мы всерьез вошли в производство контента для детей и намерены существенно развивать это направление, купив права на экранизации большого количества поистине культовых детских книг. Это второе направление.
Очевидно, производство сериалов будет продолжаться. У нас на подходе «Жизнь по вызову-3», мы сняли «Бедный олигарх-2» и я уверен, что будет и третий сезон, потому что это очень актуальный и злободневный контент. У нас есть «Ресторан по понятиям-3» и, скорее всего, будет сниматься его продолжение или ответвление. Если мы сняли какие-то успешные проекты, снимать их продолжение - естественное желание для продюсера.
- Каждому творческому человеку хочется гордиться своим творчеством.
- Индустрия так устроена: мы можем сколько угодно говорить об успешности или неуспешности тех или иных проектов, но в любом случае конечный результат определяют цифры - неважно, кассовые ли это сборы или просмотры на онлайн-площадках. Поэтому нельзя забывать об успехе: в индустрии, безусловно, есть творцы, но с творцов, как правило, спрашивают финансисты, и каждому творцу нужна «подушка безопасности» в виде успеха его предыдущих проектов. Творец может делать что-то «для души», но для стабильности им всем нужны Андреасяны. И я могу гордиться тем, что с нами люди достигают успеха.
- Как вы, продюсеры, оцениваете практику кинотеатров по показу «пиратского» контента? Это хорошо, плохо или вам все равно?
- Мы стараемся относиться к этим фактам с пониманием. Кинотеатрам надо сохранить свои залы, оборудование и персонал, чтобы не потерять возможность показывать в том числе и наши картины. Мы все (я имею в виду продюсерский цех) сегодня очень много работаем для того, чтобы через год у кинотеатров не было нужды в поиске кассового материала. Сам же по себе тренд на показ «пиратки» я считаю губительным для индустрии в целом, потому что он развращает кинотеатры, приучая их к высокой норме прибыли - ведь при показе пиратского контента у них нет нужды делиться с продюсерами, правообладателями и прокатчиками. И получается, что показывать любое российское кино кинотеатру будет менее выгодно, чем пиратский фильм, который кинотеатр покупает за фиксированную сумму, оставляя себе всю выручку и распоряжаясь ей по собственному желанию.
Поэтому я считаю, и хочу, чтобы кинотеатры меня услышали: им тоже следует относиться к сложившейся ситуации с пониманием и постараться беречь нас, кинопроизводителей, особенно тех, кто не пользуется господдержкой.
Я говорю это не просто так: представьте, что однажды государство перестанет вкладывать деньги в киноиндустрию. Какое количество продюсеров просто исчезнет в один день с радаров отечественного кинобизнеса?
- Будем надеяться, что такой день наступит не скоро.
- Но теоретически это возможно. Кинотеатры должны понимать свою ответственность и беречь кинопроизводство, чтобы мы могли в какой-то момент подставить им плечо, помогая встать на прежние рельсы. Я лишь призываю обе стороны к взаимоуважению и хочу, чтобы кинотеатры понимали: в моменте пиратство их, безусловно, способно выручить, но глобально оно убивает всю индустрию. Мы со своей стороны крайне заинтересованы в том, чтобы кинотеатры постепенно начали избавляться от этой зависимости и в конечном итоге смогли от нее полностью отказаться.
- Любой владелец кинотеатра - прежде всего бизнесмен, для него важно любой ценой сохранить свой бизнес. И если, показывая пиратский контент, он может оставить все доходы себе, он будет это делать...
- Но он должен при этом понимать, что тем самым он нарушает закон, фактически совершает преступление! Пока государство местами закрывает на это глаза, понимая, что это помогает кинотеатрам выжить, но в целом всей индустрии надо учиться работать, не нарушая законов.
К примеру, я завтра скачаю из интернета кино, принесу им и скажу: «Представьте, что это мое кино, и отдайте мне 50% от проката». Я же так не делаю!
Я не могу запретить кинотеатрам поступать так, как они считают нужным, но хочу, чтобы они осознавали, что тем самым они убивают всю индустрию. Может случиться, что однажды государство запретит подобные практики, введя за пиратство драконовские штрафы или уголовное наказание, но к тому моменту наша индустрия не сможет вырасти до размеров, которые позволят обеспечить кинотеатры контентом - именно из-за того, что они показывали «пиратку».
- Однако пока государство не запрещает «пиратку» и продолжает вкладывать деньги в поддержку кинопроизводства.
- Раз уж вы подняли этот вопрос, позвольте мне выразить свое мнение касательно господдержки.
Я считаю, что каждому органу, принимающему участие в распределении государственной помощи киноиндустрии, необходима четкая стратегия, которая сегодня отсутствует. Есть Фонд кино, есть Институт развития интернета, есть Министерство культуры, еще несколько организаций, и нам надо четко знать объективные критерии, по которым та или иная организация выделяет финансирование. Сегодня в сфере господдержки не существует каких-то общепринятых и понятных правил. Ты приносишь маленькое кино - тебе говорят, что такое кино ты и сам можешь сделать, приноси что-то важное. Ты приносишь что-то большое и важное - тебе объявляют, что ты просишь слишком много денег, таких денег нет. Этих не устроил сценарий - а кого конкретно он не устроил? Тех, кто сидит в сценарном совете и защищает свой же сценарий? Нужно, чтобы продюсеров не оценивали другие продюсеры, а сценаристов - другие сценаристы. В одной организации твой сценарий заворачивает какой-то редактор, а вскоре ты узнаешь, что этот редактор уволен из пяти контор за профнепригодность…
Необходимы четкие и понятные всем правила игры. Например, если за год ты собрал миллиард кассовых сборов, то тебе на новый фильм выделяется 10% (а еще лучше 20%) от собранной тобой суммы. Может быть, это не устроит каких-то очень крупных игроков, привыкших к другим объемам госденег. Но это хотя бы простимулирует любого продюсера доводить потенциальный хит до больших кассовых сборов, где автоматически выигрывают все: кинотеатр, дистрибьютор, продюсер. Потому что сейчас любой, кто собрал хорошую кассу, не уверен, что завтра его не развернут соответствующие организации. Нужен итоговый рейтинг кинопродюсеров, по которому будут распределяться деньги. Не должны «компании, созданные вчера» и никому не известные продюсеры получать деньги впереди тех, кто строит и развивает кинобизнес.
Если нужны патриотические или детские фильмы - озвучьте, каким критериями они должны соответствовать!
Мы подали заявки на господдержку своих детских проектов «Домовенок Кузя» и «Денискины рассказы» - трудно придумать проекты, которые были бы более интересны аудитории! И я надеюсь, что перед питчингом не услышу, что имелось в виду «другое» детское кино.
Между тем при подаче заявок на господдержку существует система обеспечительных платежей, когда мы должны заморозить определенную сумму до принятия решения о выдаче (или отказе в выдаче) госсредств. По факту ни у кого, кроме Фонда Кино, нет возмещения ранее потраченных средств. Это обозначает, что, подаваясь, ты не начинаешь процесс, а месяцами ждешь результат и пропускаешь съемочный сезон. Будет честнее, если госорганизации заранее будут говорить, что денег нет, не тормозя производство.
Вот сейчас, до Нового года, Минкульт распределит какие-то деньги. Кто будет снимать кино зимой? Очевидно, старт работы будет отложен до лета, а ее завершение и начало проката - до 2025 года. А что показывать в 2024-м?
Все знают, что кино в наших условиях снимается преимущественно летом. Почему бы не раздавать деньги в марте, чтобы к лету люди могли спокойно подготовиться к съемкам?
Отсутствие четких правил распространяется и на сферу цензуры. Минкульт говорит - это можно, а Роскомнадзор заявляет - это нельзя. Мы не против каких-то комментариев, пожеланий и даже ограничений, но хотелось бы получать это все в «одном окне». Можно же раз и навсегда договориться, определить единые для всех правила и дальше жить по этим правилам?
- Наверное, это общая проблема для любого бизнеса - все зависят от поставщиков и смежников…
- Однако в строительстве, например, есть план и четкие правила, как строить дом, чтобы он не развалился. В отличие от строительства, кино - это более нежный, хрупкий организм, что, к сожалению, не всегда понимают окружающие нас организации, от которых мы во многом зависим.
Мы хотим построить индустрию, но без планов и правил это сделать невозможно. Мы часто говорим о необходимости регулирования той или иной сферы, но не имеем даже общих для всех правил создания и взаимодействия профессиональных гильдий.
Еще о наболевшем. Приступая к съемкам «Онегина», мы были вынуждены сшить 150 костюмов! Оказывается, в нашей стране де-факто отсутствует собственный архив костюмов, которые для каждой исторической картины привозились из Европы! А сегодня в связи с санкциями и прочими затруднениями этот источник иссяк. Оказывается, мы двадцать лет строили индустрию, но не шили для нее своих костюмов.
Справедливости ради надо заметить, что сегодня ситуация немного сдвигается с мертвой точки. Очень существенную помощь с декорациями, локациями нам оказывает столичное правительство - думаю, в регионах ситуация похожая. Такой же системный подход нужен и к другим департаментам: начиная от костюмерного и заканчивая реквизитным цехами.Кто: Гевонд Андреасян