Школа кино «Индустрия» нас полностью поглотила
О новых проектах компании «Водород», о работе над сиквелом «Притяжения» и открытии школы кино «Индустрия» рассказывают продюсеры Александр Андрющенко и Михаил Врубель.
Евгений Володин: Во время нашей предыдущей встречи, которая состоялась весной, вы возлагали большие надежды на свою картину «Напарник». Как вы сегодня (интервью состоялось в декабре 2017 года. - Прим. ред.) оцениваете результаты ее проката?
Михаил Врубель: Конечно, финансовые результаты «Напарника» оказались ниже наших ожиданий. Мы сделали из этого выводы, которые можно условно поделить на три части.
Первая часть касается аудитории. Если для семейной аудитории криминальная тематика этого фильма оказалась резковатой, то молодежи в нем не хватило каких-то других составляющих - может быть, экшена. Ведь по содержанию лента получилась очень семейной.
Вторая часть выводов касается созданного целиком на компьютере главного героя-младенца. Нас как создателей этот персонаж полностью захватил, тогда как зрители оказались от него не в таком восторге. И в-третьих, нам кажется, что мы не смогли обеспечить картине достойное продвижение.
Александр Андрющенко: У меня есть небольшое уточнение. Да, мы сделали ставку на технологию, которая оказалась очень сложной. Я как режиссер доволен и фильмом, и отзывами на него - мне кажется, что он был принят нашими зрителями достаточно хорошо.
- Отчасти это подтверждает тот факт, что сейчас «Напарник» находится на первом месте по популярности среди российского кино в крупнейшем отечественном онлайн-кинотеатре Ivi.ru...
- Так вот, что касается технологий: мы приложили максимум усилий для того, чтобы сделать наш персонаж предельно достоверным, но, к сожалению, этого оказалось недостаточно для убедительной промокампании. Я хочу сказать, что если в фильме этот ребенок выглядит вполне убедительно, то в промороликах, трейлерах и тизерах он недостаточно натурален, что могло даже отпугнуть определенную часть публики.
Если посмотреть непредвзятым взглядом ролики, то возникает вопрос: а надо ли было это выпускать в прокат? В то же время в процессе просмотра картины этого ощущения не возникает, потому что работает сама история, сюжет, и персонаж реально начинает жить. Поэтому я не считаю прокат «Напарника» провалом - мне как режиссеру фильм нравится, я им доволен и даже горд.
- Помимо кинопроката в России и СНГ, существуют и другие каналы дистрибьюции, которые приносят порой весьма немалый вклад в копилку ленты. Как продавался и продается «Напарник» по другим каналам?
М.В.: Да, безусловно, он продолжает продаваться как на видеоплатформы, так и в другие страны. Например, совсем недавно его купили китайские партнеры за очень приличную сумму. Я не видел отчетных цифр по VOD и другим ОТТ-сервисам, но могу сказать, что еще до появления фильма в кинотеатрах мы заключили крупный контракт с телеканалом «СТС». Так что в процентном соотношении доходы от дистрибьюции картины по каналам, отличным от театрального проката, будут выше обычных цифр.
А.А.: Хочется напомнить, что мы и запускали этот проект как экспериментальный, и в этом качестве он отработал на все сто. Кроме всего прочего, «Напарник» - это и гигантский шаг вперед для всей отечественной киноиндустрии, для которой наша лента стала даже не тренировкой, а мощным толчком к развитию технологий. Если до сих пор у нас ничего похожего не делалось, то сегодня, например, Сергей Сельянов запускает большой проект «Конек-горбунок», на котором будут использованы и развиты опробованные нами технологии. И сейчас, анализируя результаты проката «Напарника», я могу сказать, что если бы была возможность вернуться на несколько лет назад, то мы все равно начали бы работать над этим фильмом.
М.В.: Но с определенными поправками - наверное, иначе построили бы промокампанию и доработали сценарий, который сегодня кажется мне недостаточно совершенным.
- Давайте поговорим о ближайших ваших картинах, первой из которых станет «Лед», выходящий в прокат в феврале. Вы специально поставили его на День всех влюбленных?
- Да, конечно, ведь эта лента очень «женская». Она про судьбу, про выбор и про любовь.
- Кто был автором идеи?
- Идею придумали мы вдвоем и Александр Войтинский, с которым мы тогда еще вместе работали, году примерно в 2012-м. Проект сценария был написан Олегом Маловичко в виде поэпизодного плана и отложен на долгое время, в течение которого мы сделали «Призрак» и начали работать над «Притяжением». В 2016 году, заручившись поддержкой Фонда кино, мы возобновили работу над картиной «Лед», но процесс довольно сильно затянулся. Много времени ушло на доводку сценария, и съемки растянулись на несколько месяцев: мы снимали на Байкале, в Сочи, в Москве, с большими перерывами. Спорт вообще и фигурное катание в частности снимать довольно непросто, но мы были очень воодушевлены этим проектом, который, как и многие другие наши работы, открывал для нас совершенно новые рубежи. Лента получилась очень эмоциональной, мы показывали ее на Кинорынке, где она была встречена настолько позитивно, насколько это вообще возможно.
- Как проходил кастинг?
- Все мы как продюсеры - я имею в виду и нас с Александром, и Федора Бондарчука с Дмитрием Рудовским - очень плотно следим за кастингом, и всех актеров утверждали вместе с режиссером, включая групповые сцены.
- Лично мне трудно было представить хрупкую Аглаю Тарасову в роли спортсменки... Хотя в некоторых эпизодах фильма она выглядит немного «подкачанной». Вы использовали дублеров?
- Существуют разные подходы к подбору актеров. Например, для участия в сериале «Плоть и кости» были набраны профессиональные балерины, тогда как в картине «Лед» актерские качества, харизма и соответствие образу были для нас важнее, чем профессиональные навыки спортсменов. Конечно, мы использовали и дублеров, и компьютерную графику, потому что, как вы понимаете, ни за полгода, ни за год невозможно сделать из актера высококлассного фигуриста.
На главную роль в фильме «Лед» мы в течение шести месяцев отсмотрели около 250-300 человек, и Аглая Тарасова «попала» в этот образ лучше всех остальных претенденток.
- Как и Александр Петров в своей роли...
- А между тем мы не хотели звать Сашу Петрова в эту картину. Мы провели огромный кастинг и не смогли определиться с исполнителем этой роли, и в один из последних дней (до начала съемок оставалось около трех недель) попробовали Петрова, который тогда едва ли не случайно оказался у нас. Он прямо на пробах придумал и сыграл тот образ, который показался нам настолько точным, что Саше немедленно была предложена роль.
А.А.: Мы пытались его не взять, но он не оставил нам выбора (смеется). Если серьезно, то Петров прекрасно сыграл в «Притяжении», но мы хотели видеть в своей ленте новые лица и поэтому до последнего момента не приглашали его на пробы. Кстати, потом он признался, что был очень удивлен, почему мы его так долго не звали. Однако в итоге он идеально вписался в этот образ, и сегодня, я уверен, ни у одного человека, который посмотрит «Лед», не возникнет вопросов относительно того, почему на роль был взят именно Саша Петров.
- Расскажите, пожалуйста, о музыке в этой картине.
М.В.: Мы принципиально не хотели писать для «Льда» оригинальную музыку, а намеревались использовать в ней относительно известные песни.
В итоге в фильм вошли разные по степени известности номера: например, песня «Солдат» абсолютно незнакома тем, кому меньше 25.
- Мне 52, и мне она тоже незнакома...
- А мы все детство пели ее под гитару. В общем, к выбору песен мы подошли абсолютно волюнтаристски, подбирая из нескольких сотен прослушанных композиций те, которые могли бы правильно «попасть» в сценарий. Решения принимались вместе с режиссером Олегом Трофимом и композитором Антоном Беляевым, который сам все аранжировал. Таким образом, никакой строгой концепции при подборе песен у нас не было, мы ориентировались на совпадение личных вкусов той команды, которая этим занималась.
- Будет ли у «Льда» продолжение?
- Нет. Это абсолютно законченная история.
- Тогда давайте перейдем к «Притяжению». На какой стадии сегодня находится работа над сиквелом?
- После нескольких не слишком удачных попыток написать сценарий мы «поймали волну», и тот вариант сценария, который у нас получается сейчас, нам наконец-то нравится. В этом варианте снова будет очень много нового для нас и для индустрии, как в плане сюжета, так и в плане технологий. По крайней мере, нам так кажется.
- Весной вы говорили, что в «Притяжении-2» будут участвовать китайцы...
- Мы отказались от всех вариантов иностранного софинансирования и делаем этот проект своими, российскими силами, совместно с Art Pictures и при участии Фонда кино. Мы попытались интегрировать в эту картину китайских героев, которые выглядели в ней «вставными зубами из драгметаллов», и поняли, что этого делать не надо. Во многом из-за того, что это противоречило бы духу первого фильма.
- Можно ли сегодня говорить о сроках выхода второй серии?
- Да, мы планируем выпустить ее на экраны в конце 2019 года, перед Новым годом.
- Таким образом, вы должны будете приступить к съемкам уже в начале 2018-го?
- Съемки стартуют весной.
- Надо полагать, спецэффектов во второй части будет не меньше, чем в первой?
- Да, и студия Main Road|Post полностью освобождает все свои ресурсы для работы над «Притяжением-2». Фактически они уже сегодня начинают подготовку.
А.А.: Поскольку компьютерной графики в ленте будет очень много, какая-то часть этой работы будет сделана до начала съемок «живых» сцен.
М.В.: Первый фильм установил очень высокую планку, и теперь мы обязаны поднять ее еще выше.
- На чем вы планируете строить промокампанию? Если режим секретности в отношении второй картины будет не меньше, чем для первой, то чем вы собираетесь держать публику?
- Стратегия будет такой же: никто ничего не должен знать (смеется). А если серьезно, то сегодня у нас есть намного больше времени на разработку маркетинговой стратегии. Кроме того, публика уже знает эту историю и ждет продолжения. Согласно результатам опросов, подавляющее большинство тех, кто посмотрел первую часть, намерены смотреть и вторую.
- Какие еще проекты студии «Водород», о которых мы не говорили весной, находятся в активной разработке?
- Одним из главных проектов компании «Водород» в следующем году станет картина «Пассажир», которую мы делаем совместно с Art Pictures и Hype Film. Эту ленту снимает режиссер Егор Абраменко, на счету которого - вся экшен-часть «Притяжения» (Егор был там режиссером второй группы). У него огромный опыт съемок рекламных роликов и музыкальных видеоклипов. Егор сам придумал историю про космонавта, который в 1983 году привез с собой с орбиты «пассажира».
- Сразу приходит на ум голливудский фильм «Живое»...
- Да, с этой картиной у «Пассажира» есть определенные параллели, хотя в нашем случае все действие происходит на Земле. Олег Маловичко написал прекрасный сценарий, который скорее близок к «Чужому». Этот проект нам интересен еще и тем, что жанр фильмов ужасов в российском кино пока находится в зачаточном состоянии, а в нашем случае «хоррор» соседствует с «экшеном», причем все действие разворачивается в советские времена.
- Отечественные ужастики начинают набирать популярность: достаточно вспомнить успех «Пиковой дамы» и «Невесты»...
- Да, этот жанр пользуется хорошим спросом. Говоря, что он находится в зачаточном состоянии, я подразумевал, что таких лент у нас снято совсем немного - в отличие от большинства других жанров. В данном случае у нас - великолепный режиссер, который уже снял короткометражный ролик с первой сценой из картины (так называемый proof-of-concept - подтверждение концепции). Этот ролик был показан на многих фестивалях короткометражного кино, включая «Кинотавр», и везде вызывал огромный интерес. Как я уже говорил, Олег Маловичко написал очень удачный сценарий, причем практически с первого раза. Как правило, первый вариант крайне редко бывает удачным...
- И переписывается много раз...
- И этот сценарий тоже будет переписываться много раз! Мы всем рассказываем, что после того как Маловичко сдал свою версию первого «Притяжения», Андрей Золотарев переписал ее 63 раза - причем это только до начала производства. Определенные изменения вносились и в процессе съемок, и в ходе постпродукции, причем в результате этих изменений были пересняты большие фрагменты фильма.
- Когда планируются съемки?
- Кастинг мы начинаем в январе, а к съемкам рассчитываем приступить поздней весной.
- Расскажите, пожалуйста, коротко о проекте «Индустрия».
- Эта тема сегодня нас полностью поглотила! Все началось с того, что в августе 2016 года я, Саша и Федор были в Китае, где встречались с нашими партнерами по «Притяжению», показывали картину и вели переговоры о прокате в Поднебесной. Однажды, сидя неподалеку от гостиницы, мы рассуждали о том, чего нам не хватает, что хотелось бы сделать, и в процессе беседы родилась идея организовать собственную школу. Спустя год с небольшим, в октябре 2017-го, мы начали учебный процесс. За этот год мы взяли в аренду и полностью реконструировали здание, любезно предоставленное нам для этих целей мэром и правительством Москвы. Набор первого курса студентов прошел поразительно быстро: первая информация о наших планах открыть «Индустрию» появилась 12 июня, и в течение лета к нам поступило около пятисот заявок (каждая из которых включала в себя какие-то готовые работы). Мы отобрали из этих пятисот 51 студента, которые сегодня проходят обучение по специальностям «режиссер», «сценарист» и «оператор».
От уровня этих студентов мы в полном восторге! Это удивительные, очень талантливые люди, которые сегодня все вместе изучают курс, который мы называем filmmaking и в котором рассказывается обо всех этапах кинопроизводства - от концепции, сценария и подготовки до работы с актерами и постпродукции. Лекции читают самые разные люди - кто-то одну неделю, кто-то две. Например, Маловичко две недели знакомит слушателей с основами сценарного мастерства, потом приходит Золотарев и преподает мизансценирование, за ним Александр Андрющенко с Егором Барановым рассказывают что-то о режиссуре, следом Федор Бондарчук читает курс про визуальную составляющую в кино, потом он же вместе с Сергеем Гармашом преподает работу режиссера с актерами, их сменяют Александр Молочников, Евдокия Смирнова, каждый рассказывает что-то свое, и так далее. В «классах» по три человека, и каждая из команд уже в январе-феврале начнет снимать свой первый «короткий метр». А дальше они разобьются на специализации и объединятся по факультетам.
- Как финансируется «Индустрия»?
- Мы запустили этот проект совместно с партнерами из «Национальной Медиа Группы», которые финансируют его на начальном этапе. Но мы рассчитываем выйти на окупаемость, поскольку обучение в основном платное. Существует и система грантов: например, в этом году у нас было шесть бесплатных мест за спонсорские деньги, а в следующем добавится еще пять мест от Фонда кино. Мы формируем группу попечителей школы и надеемся, что в будущем сможем сделать бесплатными до половины мест. Процесс обучения довольно дорогостоящий, цена за него представляет собой весьма серьезную сумму, и мы понимаем, что огромное количество талантливых потенциальных кинематографистов не могут себе этого позволить.
- Если я правильно понял, в школе сейчас три факультета?
- Да, пока три, но в начале 2018 года мы открываем факультеты компьютерной графики и звука, набираем вторых режиссеров, слушателей на курс маркетинга в кино, а с сентября рассчитываем добавить телевизионные направления и несколько других киноспециальностей.
- Планы очень солидные...
- Да, планов очень много. Главная идея «Индустрии» заключается в том, чтобы действующие кинематографисты, не имеющие опыта в области образования, но знающие, как снимать кино и понимающие, чему они хотят научить, могли бы передавать свой опыт молодежи без посредников.
- Вы действительно очень быстро начали...
А.А.: Да, хотя это и далось нам весьма непросто, особенно в эмоциональном плане. Можно было подождать годик, подготовиться получше, но мы подумали, что в таком случае можем «перегореть», и решили ковать железо, пока горячо. Сначала было страшновато, но мы быстро втянулись, особенно когда почувствовали поддержку коллег.
М.В.: Поначалу мы думали, что будем ходить и уговаривать коллег принять участие в нашем проекте, а получилось наоборот: люди сами звонят и спрашивают, чем они могут быть полезны. Кроме того, настоящая магия связана с тем помещением, которое мы получили от города. Это не офисное здание, а старый особняк в центре города, который мы воспринимаем как мини-Хогвартс, оборудованный по последнему слову техники.
Огромная заслуга «Национальной Медиа Группы» заключается в том, что уже на старте мы смогли позволить себе очень многое: монтажные, звуковые комнаты, компьютерные классы с новейшим софтом и современнейшими компьютерами и т.д.
- Что еще я и читатели нашего журнала не знаем о компании «Водород»?
- Наверное, сегодня уже можно об этом сказать, если интервью выйдет в конце января. Мы объединяемся с холдингом «СТС Медиа», который получает долю в компании «Водород». Это объединение дает нам новые возможности для расширения, а «СТС Медиа» получает новые возможности для развития собственного направления кино.Кто: Продюсеры компании «Водород»