Школа кинопредпринимателей - это место общения единомышленников
О работе Школы кинопредпринимателей и об участии в Американском кинорынке (AFM) нам рассказал генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин.
Евгений Володин: Как появилась Школа кинопредпринимателей?
Олег Березин: Создание Школы кинопредпринимателей стало возможным благодаря совместным усилиям компаний «Невафильм», «Деловая Русь» и UCS. Первые занятия в Школе прошли в рамках «Кино Экспо» в 2011 году.
- Каковы цели и задачи Школы?
- Мы хотим повысить интерес предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса России к открытию современных кинотеатров в регионах, в первую очередь в малых городах и населенных пунктах, в которых сегодня нет современных кинотеатров. Для этого необходимо ознакомить предпринимателей, планирующих открывать собственные кинотеатры, с основами этого бизнеса, главными бизнес-процессами, финансовыми потоками, технологическими решениями, организацией кинопроката и с опытом работы успешных кинотеатров в малых городах.
- Кто преподает в Школе кинопредпринимателей?
- Занятия проводят специалисты из всех сфер современного кинопоказа: дистрибьюторы фильмов, владельцы кинотеатров, кинотехнологи, специалисты по организации общественного питания и кинобарам, по билетным системам, проектировщики и планировщики кинотеатров, эксперты по мебели и дизайну кинотеатра, аналитики рынка, профессионалы из области финансов, специалисты по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности, представители банковского сообщества по вопросам лизинга кинооборудования и кредитования. В зависимости от ситуации и целей конкретных уроков мы приглашаем разных авторитетных в своих областях людей, многие из которых работают с нами на постоянной основе.
- Выпускникам Школы выдаются какие-то документы?
- Да, всем слушателям выдаются сертификаты о прохождении курсов Школы кинопредпринимателей от имени компаний, учредивших ее.
- Чем Школа кинопредпринимателей отличается от множества других кинообразовательных учреждений и образовательных программ?
- Пожалуй, главное отличие Школы кинопредпринимателей от других образовательных учреждений и программ заключается в том, что она рассчитана именно на предпринимателей, бизнесменов, а не на управляющих и менеджеров кинотеатров. В рамках Школы проводятся мероприятия, рассчитанные и на «простых» менеджеров, но ее основной аудиторией являются именно владельцы бизнеса в сфере кино.
Кроме того, одной из целей Школы мы ставим создание площадки для общения кинопредпринимателей, обмена опытом и совместного решения проблем, с которыми они сталкиваются. При этом наша Школа не ограничивает сферу своих интересов только кинотеатрами в их традиционном понимании: например, в этом году мы сфокусировались на теме креативного кинопоказа, или показа в необычных местах. Это может быть организация кинопоказов в автомобильных кинотеатрах, кинотеатрах на открытом воздухе, на воде, в ресторанах и т.д.
- Какое развитие получила Школа за прошедшие четыре года?
- Школа развивается вместе с рынком: если четыре года назад было актуально рассказать о том, как открыть собственный кинотеатр, то сегодня, в условиях относительного насыщения, на первый план выходят вопросы маркетинга как важнейшего инструмента развития. За эти годы индустрия узнала о Школе, которая стала своеобразным брендом, появился некий костяк людей, посвятивших себя работе в Школе. Участники рынка уяснили, что Школа кинопредпринимателей - это не площадка, на которой мы продаем свои услуги, а место, где единомышленники могут обсудить наболевшие вопросы и поделиться знаниями и опытом с коллегами.
- Как потенциальные слушатели Школы узнают о ее существовании? Какими способами вы привлекаете предпринимателей?
- Мы активно используем для этого современные коммуникационные возможности, в первую очередь социальные сети. Кроме того, был опробован и показал свою работоспособность такой оригинальный способ: мы рассылаем письма в отделы по работе с малым бизнесом в администрации муниципалитетов с просьбой донести до представителей этого бизнеса информацию о работе Школы. Этот канал продемонстрировал высокую эффективность, поскольку информация о Школе доносится непосредственно до ее потенциальных слушателей, минуя многих возможных посредников.
- Курсы по-прежнему проводятся только во время работы «Кино Экспо» или занятия могут быть организованы независимо от Форума и выставки?
- Мы часто приурочиваем занятия в Школе к «Кино Экспо», но периодически проводим различные мероприятия и вне этой площадки. Например, в середине декабря у нас пройдет семинар по киномаркетингу с участием Марка де Кервейна.
- Расскажите об этом мероприятии поподробнее.
- Марк де Кервейн - очень авторитетный специалист в области маркетинга, практик, создавший в свое время очень популярную в Великобритании сеть кинотеатров Vue, которая известна активным использованием всех технологических и маркетинговых новинок. Однажды мы пригласили его поучаствовать в одной из наших конференций, после чего и родилась идея организовать мастер-класс, на котором он поделился бы своими знаниями и соображениями в области маркетинга кинотеатров.
- Школа кинопредпринимателей нацелена на работу с начинающими кинобизнесменами или занятия в ней будут полезны и для тех, кто уже владеет кинотеатром?
- Целевая аудитория Школы делится на две категории: это те, кто хочет начать собственный бизнес, связанный с кино, и те, кто уже трудится в этой индустрии и желает оптимизировать свою деятельность.
- Давайте поговорим об AFM. Что интересного для себя и для индустрии вы привезли с этого крупнейшего кинорынка?
- Во-первых, мы участвовали в кинорынке в качестве покупателей, отбирая контент для дистрибьюции на российском рынке. Во-вторых, выполняли поручение отдела аналитики компании «Невафильм», который интересуется всеми современными тенденциями, существующими на рынке кинотеатров, телевидения и других медиа. В этом плане AFM - очень хорошая площадка, поскольку она не ограничивается только киноиндустрией и охватывает как раз все виды дистрибьюции аудиовизуального контента.
- Какие новые тенденции вам особенно запомнились?
- Пожалуй, самой интересной темой стала дискуссия о будущем мирового телевизионного рынка, который в ближайшие пару лет ожидает серьезный кризис. Дело в том, что в последние годы телевидение в Америке - стране, которая задает вектор развития большинства видов медиа, - делало акцент на создание высокобюджетных сериалов с развитой драматургией. Наращивание темпов производства такого рода контента привело рынок к началу кризиса перепроизводства: в то время как на создание сериалов тратится огромное количество ресурсов, доля зрителей каждого сериала начинает уменьшаться. Конкуренция требует создания все более качественного продукта, тогда как рынок для распространения этого продукта ограничен. В результате в телевизионной индустрии неминуем кризис, а поскольку российский рынок следует за американским с небольшой задержкой, то нам следует быть готовыми к аналогичным явлениям.
Можно привести следующий пример: недавно запущенный каналом Fox телесериал «Особое мнение» по мотивам одноименного фильма уже в процессе производства был сокращен на несколько серий - так продюсеры стараются минимизировать производственный бюджет, сохраняя на высшем уровне качество производимого продукта.
Если же говорить об общих впечатлениях, то отрадно, что в последнее время интерес участников AFM к российской кинопродукции сильно вырос - в особенности это касается анимации. Анимацию легче адаптировать для зарубежного рынка, переозвучить и частично переписать тексты, притом что качество анимации, предлагаемой российскими компаниями, находится на очень высоком уровне. Кроме анимации, особым интересом пользуются оригинальные проекты, такие как новый фильм братьев Андреасянов «Мафия: Игра на выживание». Лежащая в основе этой картины оригинальная идея и ее технически совершенное визуальное воплощение привлекло к «Мафии» пристальное внимание множества потенциальных покупателей из разных стран.
Ну и, конечно же, AFM предоставляет нам уникальную возможность пообщаться с американскими и российскими коллегами и партнерами в теплой обстановке южного города, обменяться мнениями и поделиться опытом.
Кто: Олег Березин