«Случайных фильмов в нашем пакете нет!»

«Случайных фильмов в нашем пакете нет!» Сергей Ершов
16.12.2009

Об итогах истекшего кинопрокатного года для независимой дистрибьюторской компании «Вольга», ее перспективах на год наступивший, выходе на украинский рынок и о многом другом рассказал корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Ершов, основатель кинокомпании Film Depot (США). В беседе также приняла участие Инга Колесниченко, генеральный директор компании «Вольга» в Украине.


Об итогах истекшего кинопрокатного года для независимой дистрибьюторской компании «Вольга», ее перспективах на год наступивший, выходе на украинский рынок и о многом другом рассказал корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Ершов, основатель кинокомпании Film Depot (США). В беседе также приняла участие Инга Колесниченко, генеральный директор компании «Вольга» в Украине.

Сергей Некрасов: Подошел к концу 2009 кинопрокатный год – первый для киноторговой компании «Вольга», эксклюзивного дистрибьютора фильмов из пакета Film Depot в России. Как бы вы оценили его итоги?  

Сергей Ершов: Прежде всего, хочу сказать, что мне, наверное, следовало бы лично обратиться с этими словами к директорам кинотеатров на 80-м Российском Международном Кинорынке (все-таки я не пассивный акционер, а полностью контролирую все сферы деятельности компании – от покупки фильмов до разработки дизайна постеров), но тогда я решил делегировать «право голоса» представителям кинопрокатного отдела «Вольги». Теперь мне ясно, что нашим партнерам было бы интересно услышать меня самого – как владельца компании, формирующего ее репертуарную политику и концепции продвижения проектов из ее пакета. Что касается, собственно, вашего вопроса, то первый год на рынке для «Вольги», конечно же, не был простым. Процесс становления тяжел всегда. И дело тут вовсе не в финансовых причинах. Важно было определиться с вопросами самоидентификации: понять, кто мы и куда идем, зачем мы на рынке и кто наш зритель. Думаю, нам удалось убедительно доказать всем, что интерес к таким фильмам, которые прокатывает «Вольга», в России есть (причем не у пары сотен человек, а у достаточно широкого круга зрителей). И мне не хотелось бы сейчас говорить о каких-то удачах или неудачах (а были у нас и те, и другие). Главное — репертуарная линейка у нашей компании получилась очень впечатляющей. Наверное, теперь никто не сомневается в том, что «Вольга» имеет полное право на существование. Лучшее тому подтверждение – огромное количество директоров кинотеатров, пришедших на презентацию «Вольги» на недавнем кинорынке. Другой нелегкой задачей было сформировать команду и построить правильную систему взаимоотношений внутри нее; выработать верный подход к работе с клиентами и т. д. Я хочу, чтобы все наши коллеги по рынку — и партнеры, и конкуренты — понимали: наша главная задача – не отгрызть кусок пирога побольше (хотя, конечно, определенные амбиции в этом отношении есть и у нас). Нам гораздо интереснее создать независимую от корпоративных решений в Бербанке или Лондоне компанию, в которой (и с которой) было бы интересно работать. И вообще, мы ни от кого и ни от чего (кроме неизбежных флуктуаций рынка) не хотим быть зависимыми: поэтому, например, два месяца назад создали собственное видеоподразделение (им руководит Андрей Ходжикян, приглашенный нами из CP Digital), в каталог которого входит свыше 380 фильмов. Уже выпущены на DVD «Бабник», «Хатико: самый верный друг» и другие картины. Мы работаем исключительно с теми фильмами, которые нравятся лично нам,— от их закупки до реализации прав на телевидении, в секторе VOD и т. д. Практика показала, что аудитория у такого кино в России есть. И я горжусь компанией «Вольга» и ее командой, которую нам удалось сформировать в 2009 кинопрокатном году. Да, у нас были определенные ошибки, но это наши собственные ошибки. Мы проанализировали их и сделали необходимые выводы. Скажем, несколько месяцев назад в интервью вашему журналу я говорил, что фильм Жака Одиара «Пророк» соберет $700-750 тыс., а собрал он в СНГ (без учета сборов в Украине) около $300 тыс. Но несмотря это, мы рады, что нам удалось показать такую знаковую ленту в нашей стране, привезти ее режиссера на 10-й, юбилейный фестиваль «Французское кино сегодня» в Новосибирск, сделать для нее такой замечательный дубляж и т. д. Словом, назвать прокатную судьбу «Пророка» провальной никак нельзя. И мы и впредь будем работать с таким кино — и в России, и в Украине. 

- То есть вы собираетесь открыть подразделение в Украине? 

Сергей Ершов: Да. До недавнего времени мы не продавали на Украину практически ничего. Исключение составили лишь выпущенные через «Арт Хаус Траффик» «Миллионер из трущоб», «Рестлер» и «Пророк», а также «Бабник», с которым в этой стране работала компания «Гемини». Продажи же на ТВ и на DVD нами там не осуществлялись вообще. Теперь ситуация изменится. Учтя наш российский опыт, мы хотим построить схожую компанию и в Украине. Возглавлять ее будет Инга Колесниченко, ранее много лет работавшая на ведущем украинском телеканале «Интер». Да, начинать придется с нуля, но меня это не пугает. Когда-то я и в России никого не знал, ходил везде с портфельчиком и предлагал фильмы, правами на которые обладал. Главное – построить живой, постоянно обновляющийся каталог, который можно было бы разложить на программные блоки (тематические, жанровые или, скажем, рассчитанные на новогодний эфир) и предложить телеканалам, отношения с которыми сейчас на нашем рынке решают практически все. Это справедливо для любого дистрибьютора – как мэйджора, так и независимого прокатчика. С 2003 года я выстраивал отношения со многими телеканалами в РФ, и лишь после того, как почувствовал себя уверенно в этом отношении, решился заняться кинопрокатом и видеодистрибьюцией. Сейчас сложно сказать, пойдет ли наше украинское подразделение по тому же пути, что и российская «Вольга». Но первые шаги будут идентичными. А потом все будет зависеть от реакции местного рынка. Да, я понимаю, что мы начинаем работать в Украине в достаточно сложное время: перевыборы, тяжелая экономическая ситуация, свиной грипп, наконец… Все это, естественно, не способствует повышению зрительской активности. Но ведь входить на рынок как раз и нужно не на его пике, а тогда, когда он пребывает в нижней части синусоиды. Вспомним, что в США золотой век Голливуда во многом стал следствием Великой депрессии. 

 - Инга, насколько я понимаю, вы в кинобизнесе СНГ – человек новый. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о себе… 

Инга Колесниченко: Моя работа после института, как мне кажется, была своеобразным мостиком между кино- и телевизионным бизнесом, а после 1991 года — между кинокомпаниями России и телеканалами Украины. После окончания экономического факультета ВГИКа почти 20 лет я проработала в телевизионном бизнесе (из них восемь лет – в службе закупок телеканала «Интер»; с сентября 2009 возглавляла департамент стратегического программирования и закупок телеканала «1+1»). И мне не понаслышке известно, какой именно продукт идеально впишется в сетку телеканалов. Я «изнутри» понимаю, каковы ожидания их программных директоров и закупщиков и какие кабальные условия порой предлагают им мэйджоры. Весной 2009 года я стала задумываться о создании собственной дистрибьюторской компании. Безусловно, трудно в одиночку создавать собственный качественный каталог. И вот осенью я узнала, что компания «Вольга» собирается заявить о себе на украинском рынке. Наши с Сергеем желания совпали. Предлагаемый им каталог как раз удовлетворяет упомянутым мной требованиям. В него входят и такие жизнеутверждающие ленты, как «Миллионер из трущоб», и ленты для семейного просмотра, и боевики, и французские комедии, и немецкое авторское кино, и даже трэш. Думаю, такой пакет станет настоящим открытием для игроков телевизионного рынка Украины. 

- На какой стадии находится сейчас проект создания украинского подразделения «Вольги»? 

Сергей Ершов: Компания уже начала работу. Мы буквально только что «ударили по рукам» и решили, что читатели «Кинобизнес сегодня» должны узнать об этом первыми (интервью состоялось 3 декабря. – Прим. ред.). Сейчас мы с Ингой (которая, кстати, сама вышла на меня напрямую, когда узнала, что мы хотим без посредников войти на украинский рынок) уже обо всем договорились, обсудили перспективы нашего сотрудничества и присмотрелись друг к другу. На все это ушел не один месяц. План развития новой компании, которая тоже будет называться «Вольга», проработан полностью. 

 - Каковы же планы «Вольги» в Украине? 

Сергей Ершов: Прежде всего, необходимо понять, что наша задача — не открыть офис «Вольги» в Украине, мы хотим создать автономную компанию, имеющую свое лицо. Да, украинская «Вольга» будет во многом походить на российскую, но планы у нее будут свои. Одним из решающих факторов для меня, например, стало то, что Инга обладает огромным опытом работы с украинскими и российскими теле- и кинопроизводителями, со многими из которых она хорошо знакома еще со вгиковских времен. 

Инга Колесниченко: Кстати, сразу хочу заметить, что российские фильмы крайне востребованы на украинских телеканалах. Поэтому, уверена, что симбиоз зарубежного и премьерного российского кино в пакете «Вольги» сможет ответить даже самым прихотливым запросам телехолдингов Украины. 

— Будет ли украинская «Вольга» заниматься кинодистрибьюцией? 

Сергей Ершов: Таких планов у нас сейчас нет. Пока мы будем фокусировать свою деятельность на дистрибьюции для ТВ. Посмотрим, насколько велик интерес к нашему каталогу. В 2010 году мы намерены купить телевизионные права на Украину на интересующий нас первоклассный российский контент, создать интересную программную линейку для каждого из трех ведущих украинских телехолдингов. Ну а что будет дальше — посмотрим.  

- А войдет ли в пакет новой компании украинское кино? 

Инга Колесниченко: К сожалению, пока нельзя сказать, что украинское кино сейчас находится на пике своего развития. В будущем же – при условии появления удовлетворяющего нашим требованиям контента — мы такую возможность не исключаем. 

Сергей Ершов: Отмечу также, что собственных производственных планов у «Вольги» нет. Однако помочь кинокомпаниям завершить производство какого-либо интересующего нас проекта мы вполне можем себе позволить. Это стандартная практика Film Depot в США. Возьмем, например, фильм Джоди Фостер «Бобер», главную роль в котором исполнил Мел Гибсон. Как только на рынке появился сценарий этой картины, мы были первыми в очереди тех, кто предложил энную сумму денег на реализацию проекта. Так же мы будем взаимодействовать и с российскими производителями. Не выкупать конечный продукт, а максимизировать эффект от его реализации посредством умелого распространения прав. 

- И последний вопрос. Возвращаясь к российскому рынку кинодистрибьюции, хотелось бы узнать, на какие фильмы из своего пакета компания «Вольга» делает особую ставку в 2010 кинопрокатном году? 

Сергей Ершов: Мы делаем ставку на квалифицированный комплексный подход к формированию пакета. У «Вольги» прекрасный репертуар на 2010 год: это фильм о чувстве, преодолевающем любые преграды, «Я люблю тебя, Филлип Моррис» с Джимом Кэрри и Юэном Макгрегором в главных ролях, чрезвычайно любопытный байопик «Серж Генсбур. Герой и хулиган», режиссерский дебют знаменитого дизайнера Тома Форда «Одинокий мужчина» с Колином Фертом и Джулианной Мур, замечательная французская комедия «Уж лучше вы к нам», лента о Джоне Ленноне «Парень из Ливерпуля», новая картина Атома Эгояна «Хлоя», уже упомянутый мной «Бобер», «Погребенные заживо» с Райаном Рейнольдсом — и это только малая часть того, чем мы собираемся порадовать зрителей. Свою программную линейку мы выстраиваем достаточно далеко, и во всех ее составляющих наши специалисты абсолютно уверены. Ситуация же, когда компания предлагает кинотеатрам один хит, а в нагрузку к нему десяток никому не нужных фильмов, в «Вольге» просто немыслима. В этом отношении можно сказать, что мы работаем не с пакетом фильмов, а с их палитрой, краски на которой смешаны очень продуманно. Случайных картин у нас не бывает!

Кто:  Сергей Ершов

Возврат к списку