Снять хорошее кино сложнее, чем запустить ракету в космос

Снять хорошее кино сложнее, чем запустить ракету в космос Джаник Файзиев
24.04.2020

Старт отечественного фантастического боевика «Вратарь Галактики» запланирован на конец августа, и мы надеемся, что к тому времени киноиндустрия выйдет из комы и начнет наращивать обороты. О работе над картиной нам рассказал ее автор, режиссер и продюсер Джаник Файзиев.

Евгений Володин: В русскоязычном Интернете ваш фильм «Вратарь Галактики» сравнивают со многими иностранными лентами, а некоторые и вовсе утверждают, что он основан на французском мультсериале. Расскажите, пожалуйста, о том, как у вас зародилась идея создания этой картины.

Джаник Файзиев: Идея «Вратаря Галактики» оригинальна. Когда мне пришла в голову мысль сделать фильм, частью которого будет вымышленный спорт, я пытался привлечь к совместной работе авторов упомянутого французского сериала, полагая, что им будет интересна такая копродукция. Однако руководство компании, создавшей этот сериал, не выказало заинтересованности в сотрудничестве, а затем и вовсе сменилось, и мы продолжили разрабатывать свою картину самостоятельно.

- Почему вы решили снять фантастическую ленту о спорте будущего?

- Не знаю, сама идея, как говорится, витала в воздухе. Когда мы уже готовили наш фильм к производству, был написан сценарий, нарисованы раскадровки, появился знаменитый рекламный ролик Samsung, в котором звезды современного футбола играли с инопланетянами. Правда, в нашем кино герои играют не в футбол, а в футуристическую игру космобол. Ее роднит с футболом только необходимость бить по мячу ногами, в остальном же она сильно отличается от футбола, прежде всего, масштабом: игра проходит на огромном поле, в трех измерениях, с гигантскими воротами и на огромных скоростях. Скорее, на ум приходит сравнение с квиддичем из вселенной Гарри Поттера.

- В чем уникальная «фишка» вашей картины, на которой вы будете делать особый фокус при продвижении?

- В новейшей истории России это первое по-настоящему семейное, большое приключенческое кино, пожалуй, со времен знаменитой советской дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Фильмов, которые дети смотрели и пересматривали бы вместе с родителями, у нас не было очень давно.

В какой-то период жизни у меня освободилось некоторое количество времени, я начал смотреть телепередачи вместе со своей восьмилетней дочерью и обсуждать с нею увиденное, и однажды подумал, что неплохо бы снять кино, которое можно и нужно было бы смотреть и обсуждать родителям вместе с детьми. «Вратарь Галактики» задумывался как фильм, на который можно сходить с детьми от шести до 17 лет и потом поговорить о нем с ними. Мы постарались поднять в ленте вопросы взаимоотношений детей и родителей, добра и зла и всякое такое. Это вечные темы, но самое-самое главное - это наука понимать друг друга, даже, наверное, точнее сказать - чувствовать. Ведь не все во взаимоотношениях можно объяснить словами, а науку «почувствуй» в школе не преподают… Фантастическая тематика помогает раскрывать эти темы, а инопланетные персонажи присутствуют в картине именно для того, чтобы лучше проиллюстрировать способность главного героя использовать шестое и седьмое чувство. Наверное, в глубине души я снимал «Вратаря Галактики» для своих детей и для будущих внуков, но понял это только после проведения фокус-групп, когда увидел, что родительские реакции на фильм полностью совпадают со всеми заложенными в сценарий посылами. Возможно, поэтому средняя оценка лояльности по фокус-группам была 85%.

- «Вратарь Галактики» - масштабный и весьма дорогостоящий по российским меркам проект. Когда вы разрабатывали ленту, то уже планировали делать ее с грандиозным размахом, не считаясь с затратами, или бюджет увеличивался в процессе работы?

- Это может прозвучать, как анекдот: когда мы запускались, то расчетный бюджет посчитали почему-то в долларах, и он на тот момент был равен $15 млн. Если пересчитать итоговый производственный бюджет по сегодняшнему курсу, то станет понятно, что мы не вышли за рамки изначально запланированной суммы!

В процессе работы над картиной нас постоянно преследовали проблемы, вынуждающие прерывать или откладывать эту работу. Как только мы начали, случился первый кризис 2014 года, и мы были вынуждены прерваться, поскольку не смогли далее пользоваться услугами иностранных специалистов, которых на начальном этапе было довольно много: мы шили костюмы в иностранных ателье, над трюками работали каскадеры из-за рубежа, и т.д.

Во многих вопросах нам пришлось быть первыми, и масса времени была потрачена на поиски решений. Никто до нас в российском кино не делал сложный пластический грим. Никто не осмеливался иметь столько анимированных персонажей и высокотехнологичных костюмов, и, более того, мы порой даже не представляли, к кому обратиться для решения тех или иных технических вопросов. Например, нам очень повезло, когда мы нашли двух совершенно сумасшедших молодых ребят, работающих на трехмерном принтере, которым очень хотелось сделать в кино что-то, чего до них никто еще не делал, и эти парни предложили действительно уникальное решение. Или шлемы, в которых наши игроки играют в космобол, - они создавались в военных лабораториях отечественными специалистами, очень увлеченными этой работой.

В итоге процесс подготовки к съемкам превратился в масштабную лабораторную работу, мы двигались наощупь, стремясь достичь максимально возможного на данный момент качества. Конечно, мы понимали, что, выходя на заданный нашими амбициями уровень, мы оказываемся в одной конкурентной среде с голливудскими блокбастерами с бюджетами в $150-200 млн и что с нашим 15-миллионным бюджетом рискуем выглядеть на их фоне пигмеями. Ведь для голливудской постановки $15 млн - это бюджет фильма без компьютерной графики, без спецэффектов и трюков, а наша картина насыщена экшеном и визуальными эффектами. Мои американские коллеги, которым я показывал ленту, совершенно искренне удивлялись, как с настолько скромными затратами нам удалось сделать настолько зрелищное кино.

- В работе над фильмом принимают участие три продюсерские компании - ваша «Бонанза», СТВ Сергея Сельянова и телеканал «Россия 1». Как распределяются между этими компаниями основные функции?

- Мы существуем с двумя другими компаниями в равноправном альянсе - вы же понимаете, что невозможно создать большое кино в одиночку. Коллеги, с которыми нам повезло работать, относятся к нашему проекту крайне трепетно и корректно. С Сергеем Сельяновым я до этого ни разу не работал, хотя мы были знакомы, и чем больше я его узнавал, тем больше убеждался в правильности выбора, потому что Сельянов - довольно редкий сегодня тип «продюсера от кино». Все решения, к которым мы приходили в процессе работы, принимались коллегиально с одним обязательным условием: чтобы все трое (я, Сельянов и руководитель канала «Россия 1» Антон Златопольский) говорили «да».

- Насколько можно судить, лента полностью завершена. Если бы не история с коронавирусом, вы бы готовы были ее показать представителям кинотеатров на форуме «Российский кинобизнес», который должен был состояться в апреле?

- Да, мы были готовы и собирались продемонстрировать фильм целиком - мы очень хотели как можно скорее показать товар лицом, чтобы скептики, которых в нашей индустрии очень много, могли сами оценить качество нашей работы и от души ее покритиковать. Нас ведь уже давно критикуют люди, не видевшие картины, и я считал бы это невероятно смехотворным, если бы для киносообщества в целом это не представляло угрозу. Мы ведь это уже проходили всей страной, помните: «Пастернака я не читал, но осуждаю».

Однажды Сергей Сельянов, с которым мы вместе смотрели какой-то российский фильм, ответил на мои критические замечания словами: «Джаник, но ведь ты знаешь, снять хороший фильм очень трудно!» - и эта простая фраза надолго запала мне в душу. Снять действительно хорошее кино, пожалуй, сложнее, чем запустить ракету в космос. Сложнее, так как у нас, во-первых, меньше денег, во-вторых, отсутствует ресурс, и в-третьих, нас окружает огромное количество людей, которые не верят в то, что мы можем делать что-то хорошее своими руками, - очевидно, потому, что они сами не верят в себя.

Между тем, для того чтобы такое большое кино как «Вратарь Галактики» состоялось, приходится задействовать огромное количество профессий. Пожалуй, трудно назвать хотя бы одну профессию, представители которой не приложили бы руку к созданию нашего кино. Например, контактные линзы для инопланетян нам помогали разработать врачи-окулисты, а стоматологи консультировали нас при создании капы, отвечающей за форму рта и зубов инопланетных персонажей. Обувщики, перчаточники, костюмеры в целом, гримеры, электронщики, компьютерщики, сталевары и специалисты по 3D-моделированию… Назовите мне любую профессию, и я, с вероятностью в 95%, расскажу, как она была использована при создании нашего фильма. И наконец, в отличие от запуска ракеты, мы работаем с огромным количеством художников и представителей других профессий, задача которых - делать красиво…

Хочу отметить, что в наших, отечественных реалиях людям любой профессии, какими бы суперпрофессионалами они ни были, периодически приходится сталкиваться с проблемами, характерными для нашего менталитета. Заокеанские коллеги в российских условиях, как правило, не выживают (смеется)! Потому что они не понимают, как можно работать в условиях недостатка или полного отсутствия элементарных удобств, вещей или технологий. Между тем сегодня продюсер в кино берет на себя все риски - финансовые, репутационные и так далее, и если за удачный фильм хвалят всех (режиссера, оператора, актеров и лишь в последнюю очередь продюсера), то за провал картины всегда ругают продюсера.

- Старт картины был перенесен с октября 2019-го на август 2020 года. Как вы считаете, перенос вредит ленте (ведь она залеживается, а заинтересованная публика может «перегореть») или наоборот, играет ей на руку, позволяя доработать, отшлифовать какие-то технические детали?

- Конечно, нет худа без добра - мы очень переживаем за финальное качество фильма и используем каждый дополнительный день для того, чтобы что-то улучшить. Ходили слухи, что перенос был связан с неготовностью картины к сроку, но это полная ерунда: мы могли и были готовы выпустить ее и в октябре.

- Фильм такого масштаба наверняка должен пользоваться интересом у зарубежных закупщиков. Расскажите, пожалуйста, о международных продажах.

- Мы бы очень хотели похвастаться заключенными контрактами, но в последние месяцы нам пришлось столкнуться с рядом объективных и субъективных проблем. На кинорынок в Торонто не приехали азиатские закупщики, Каннский фестиваль и кинорынок отменили, поэтому мы пока не можем говорить о каких-нибудь существенных продажах в другие страны. Все мои зарубежные коллеги, видевшие «Вратаря Галактики», сходятся во мнении, что он обладает большим международным потенциалом. Мне очень хочется в это верить, но, как говорится, поживем - увидим. Я надеюсь, что эпидемия к лету утихнет, и мы представим свою работу на суд изголодавшейся по яркому зрелищу публики, а потом начнем плотно заниматься международными продажами.


Кто:  Джаник Файзиев

Возврат к списку