«Старейшей кинофабрике России – Киностудии им. Горького – 95 лет. Что дальше?»

«Старейшей кинофабрике России – Киностудии им. Горького – 95 лет. Что дальше?» Станислав Ершов
16.03.2010

О перспективах базовых российских киностудий в свете принятия новой схемы государственного финансирования кинематографа и о многом другом рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» генеральный директор Киностудии им. Горького Станислав Ершов.


О перспективах базовых российских киностудий в свете принятия новой схемы государственного финансирования кинематографа и о многом другом рассказал заместителю главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» генеральный директор Киностудии им. Горького Станислав Ершов. 

Сергей Некрасов: Станислав Юрьевич, в сентябре 2005 года, когда вы давали предыдущее интервью нашему журналу, Киностудия им. Горького была намечена к продаже с аукциона, но в результате «с молотка» так и не ушла. Каков ее статус сейчас? 

Станислав Ершов: 100% акций Киностудии им. Горького принадлежит государству. Тема необходимости проведения аукциона и продажи акций всплывает ежегодно, и, уверен, 2010 год исключением не станет. Я остаюсь сторонником приватизации студии, но считаю, что к решению данного вопроса следует подходить крайне взвешенно. Сегодня приватизация – единственный цивилизованный способ привлечения частных средств в развитие нашего студийного бизнеса. Однако следует сделать все возможное, для того чтобы избежать перепрофилирования студии. Я считаю, что единственной реальной гарантией от перепрофилирования является наличие на студийной платформе устойчивого, приносящего стабильную прибыль бизнеса. Студия должна работать с хорошей прибылью, а не выживать, едва сводя концы с концами. Тогда никому и в голову не придет, скажем, построить на ее месте рынок или казино. Именно созданием такого бизнеса и разработкой четкой программы его развития мы и занимались все последние годы. При этом я одновременно и за чисто формальные гарантии – как-то: сохранение за государством блокирующего пакета акций (то есть 25% от общего числа плюс одна акция). Ну и последнее — безусловно, продавать акции студии разумно, когда рынок услуг по производству кино-/телепродукта растет, а не в момент его практически полного коллапса. 

- Весной 2008 года сообщалось, что будет образована государственная корпорация, в которую помимо Киностудии им. М. Горького войдут «Мосфильм» и «Ленфильм». Получил ли развитие этот проект? 

— Действительно, такая идея была озвучена на проходившем 30 апреля 2008 года совещании в «Росимуществе», в ходе которого обсуждался крайне широкий спектр вопросов, связанных с развитием отечественных киностудий и других государственных предприятий, относящихся к киноотрасли. Но никакого развития данная инициатива не получила. Идея просуществовала минуты полторы и, по-моему, даже не была отражена в протоколе по итогам заседания. Ни один из участников совещания ее не поддержал. Во-первых, образование такого странного конгломерата абсолютно отменяет конкуренцию на нашем рынке. Во-вторых, у каждой из названных вами студий своя история и свои традиции, пренебрегать которыми, сплавив все в одном котле, было бы крайне неразумно. А как же знаменитые «герасимовские пельмени»?!. Словом, насколько я помню, больше эта тема уже никогда не поднималась. 

- В СМИ проходила информация, что в результате реорганизации Киностудия им. Горького присоединена к ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм». Верны ли эти сведения? 

— Да, мне такая информация тоже попадалась. Не знаю, от кого она идет, но действительности эти сведения не соответствуют. Слияние касалось исключительно фильмофондов Киностудии им. Горького, «Союзмультфильма» и «Ленфильма». Каждая из этих студий, как известно, в свое время готовилась к приватизации, и в ходе данного процесса от них были отделены их коллекции фильмов — фильмофонды. На мой взгляд, это был естественный шаг со стороны государства, пожелавшего сохранить контроль над лентами, прославившими российский кинематограф. В 2008 году три разных фильмофонда были слиты воедино. Теперь управление правами на входящие в вышеупомянутые коллекции картины осуществляет одна команда, что с точки зрения бизнеса тоже вполне оправдано. У ныне существующего фильмофонда два филиала: один (основной) — в Москве, другой – в Санкт-Петербурге. Однако вопрос, остающийся открытым, – использование средств, которые эти коллекции приносят. Было бы естественно и разумно направить их на целевую поддержку непосредственно государственных студий. Тем более, что студии, создавшие эти фильмы, как никто другой заслуживают этого в наше непростое время — в разгар кризиса. 

- В сентябре 2005 года вы говорили, что для развития студии требуются инвестиции, объем которых должен составить $15-20 млн. Приватизация пока не проведена. Получает ли студия господдержку? 

— Ответственно заявляю, что за все прошедшее с нашей последней встречи время студия не получила от государства ни копейки на переоснащение и развивалась исключительно за счет заработанных средств. В 2004 году была сформирована, как я ее называю, «программа наведения порядка», и несколько лет нам на волне экономического роста в стране довольно успешно удавалось претворять ее в жизнь. В частности, нами совместно с компанией United Multimedia Projects был создан один из лучших в стране post-prodution центр, совместно с компанией «Кинотех» переоборудована студийная лаборатория. Оба бизнеса стали лидерами (каждый в своем сегменте) на отечественном рынке предоставления кинематографических услуг. С нами работает большинство ведущих российских кинопроизводителей. Например, последним крупным проектом, где в постпродакшне, а также в обработке пленки приняли участие наши специалисты, стала спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым «Черная молния». В нашей лаборатории есть несколько машин, мощности которых вполне хватает на то, чтобы за месяц напечатать средний тираж – до 300 копий. Да, конечно, печать копий – очень неплохой бизнес, его надо ставить на конвейерную основу, но тогда теряется то, что называется state of the art, а для нас это принципиально недопустимо. На наших производственных мощностях также в той или иной мере реализовывались такие знаковые для современного российского кинопроцесса проекты, как «12» Никиты Михалкова, «Адмиралъ» Андрея Кравчука, «Каникулы строгого режима» Игоря Зайцева, «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова и т. д. (всего с 2006 года – свыше 250 картин). Post и лаборатория — не единственные наши достижения. Сделано многое по организации логистики, реализовано несколько серьезных инфраструктурных проектов. Например, нам удалось полностью реструктурировать складское хозяйство – прежде всего это касается хранения реквизита и костюмов. Чего нам стоил, например, переезд костюмерного склада и каталогизация всех предметов одежды, которые хранились там на протяжении нескольких десятков лет. В результате освободилось пространство, которое мы планируем предоставить Московской медиашколе (MMS — совместный проект Киностудии им. Горького, ВГИКа и UMP по подготовке молодых специалистов; реализация перенесена на 2012 год. – Прим. ред.). В общей сложности отремонтировано около 10 000 кв. метров площадей, полностью поменяли систему отопления, водоснабжения в трехпавильонном корпусе и т. д. И подчеркну – все на собственные деньги. По итогам 2007–2008 годов. студия получала устойчивую прибыль. Прибыльным (хотя и не в таких объемах, как нам хотелось бы) оказался для нас и 2009 год. К сожалению, на сегодняшний день реализовано всего около 25-30% вышеупомянутой «программы наведения порядка». Не отремонтированы лестничные проемы, да и публичная зона осталась в том же виде, что была несколько лет назад. И это, опять же, понятно: в ее развитие и завершение всех работ нужно вложить не меньше $1 млн, а сейчас такие деньги гораздо разумнее потратить на оборудование эталонной студии перезаписи (о чем мы пока мечтаем), новый сканер для DI или аппаратуру для перевода киноконтента в формат 3D. Так что многие инфраструктурные проекты пришлось пока отложить до лучших времен. 

 - Ведет ли Киностудия им. Горького собственное производство кинофильмов? 

— С 2004 года наша позиция была однозначна. Она отражена в упомянутой выше программе развития студии: до достижения рынком проката уровня развития, соответствующего количественному параметру в 4-5 тыс. экранов, мы не планировали входить в проекты студийными услугами, и студия не участвовала в них как продюсер. Мы занимались исключительно дебютами (благо ВГИК — наш сосед) и фестивальным кино (с целью сохранения и поддержки творческих кадров). Киностудия зарабатывала и зарабатывает деньги, предоставляя услуги, а на полученные средства осуществлялось ее развитие. Однако в программе развития было предусмотрено создание так называемого «продюсерского центра». С наступлением кризиса (то есть начиная с 2008 года) оказалось, что многие фильмы, производство которых осуществлялось на нашей базе и не только, попали в весьма тяжелое финансовое положение. Их создатели были просто не в силах завершить работу без студийной поддержки. Мы решили поддержать несколько таких картин. Провели серьезный отбор и анализ, отобрали несколько проектов как коммерческого, так и артхаусного направления на разных стадиях производства. Прокредитовали их за счет собственных студийных услуг (некоторые из них — уже на весьма приличные суммы). Так что кризис подтолкнул нас к началу работ в этом направлении. Сейчас наш продюсерский пакет весьма широк и уникален. Думаю, что это один из самых потенциально успешных пакетов. Уже завершено производство нового фильма Гарика Сукачева «Дом Солнца» (выходит в прокат 25 марта 2010 года). Прошлым летом в Санкт-Петербурге по заказу крупной американо-австрийской продюсерской компании BFMI завершены съемки музыкального фильма с участием Дмитрия Хворостовского и оперной дивы Рене Флеминг «Слава России!». Фильм уже был показан 1 января на одном из европейских спутниковых каналов. Сейчас мы работаем над российской версией, которую планируем показать в нашей стране летом. Буквально сегодня (интервью состоялось 10 февраля. – Прим. ред.) на студии состоится просмотр финальной версии картины Анны Фенченко «Пропавший без вести», включенной в программу «Панорама» юбилейного Берлинского кинофестиваля в этом году. Через несколько дней мировая премьера в Берлине. Надеюсь, этот фильм – наш совместный проект с продюсером Андрем Сигле — привлечет внимание европейской публики и зарубежных прокатчиков. Кроме того, мы участвуем в таких проектах как «Элизиум» режиссера Андрея Эшпая, «Тамань» Романа Хруща и «Вий» Олега Степченко. Производство первого из них осуществляет компания «Демарш». Это очень оригинальная, снятая преимущественно длинными планами картина, в основу которой положена реальная история взаимоотношений русских поэтов Николая Гумилева, Максимилиана Волошина и Черубины Де Габриак (псевдоним поэтессы Елизаветы Дмитриевой. – Прим. ред.). Проект, безусловно, относится к числу артхаусных. Не думаю, что мы сможем выпустить его в кинопрокат, но на телевидении он вполне может иметь успех. Киностудия им. Горького принимала участие и в съемках картины, и в ее постпродакшне. Сейчас лента практически полностью завершена, остались лишь только финальные штрихи. «Тамань» — наш совместный проект со студией «Глобус», в активе которой такая нашумевшая картина прошлого года как «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. Примечательно, что сценарий новой экранизации знаменитой повести Лермонтова был написан Константином Паустовским еще много десятилетий назад. Все съемки прошли в Седьмом павильоне Киностудии им. Горького, где были воссозданы и Казбек, и Кура, и Черное море. Пока производство идет по плану, и нашим сотрудничеством с «Глобусом» мы вполне довольны. Также в настоящее время у нас на подготовительном этапе находится новая лента Светланы Проскуриной «Женский хор». Режиссерская разработка уже завершена, но кастинг мы пока не начинаем – ждем, когда до конца определится ситуация с государственным финансированием кинематографа. Ситуация с проектом «Вий» довольно непростая, поскольку авторы картины решили сделать фильм стереоскопическим в формате 3D (то, что уже было отснято в обычном формате, сейчас переводится в 3D). Безусловно, это одна из самых масштабных и сложнопостановочных лент в истории современного российского кино. К счастью, несмотря на все проблемы, работа над проектом продвигается, но пока я не рискну говорить о каких- либо конкретных сроках. Сейчас в Чехии ведутся досъемки фильма уже в формате 3D. Хутор, где разворачивается большая часть сюжета, построен в 60 километрах от Праги. Наша же киностудия примет самое активное участие в проекте на стадии постпродакшна. Хочется верить, что это время уже не за горами. И, наконец, особо хотел сказать о фильме режиссера Виктора Гинзбурга «Поколение П». Картина, в основу которой лег одноименный культовый роман Виктора Пелевина (его, пожалуй, уже можно назвать современным российским литературным классиком), по праву считается одним из самых ожидаемых отечественных кинопроектов в 2010 году. Для нас очень важным является тот факт, что это по-настоящему международный проект, который, безусловно, ждут, и он будет интересен и востребован как в России, так и за ее пределами. Студия вошла в проект на этапе съемочного периода. Сейчас съемки картины уже завершены, и в США ведется работа над созданием компьютерной графики. Остальной постпродакшн будет осуществлен в «наших пенатах». Выход же «Поколения П» запланирован на октябрь текущего года. Надеюсь, задержек не будет. Дебютные программы и планы тоже остаются в силе. Мы планируем учредить совместно с ВГИКом программу дебютных проектов для выпускников ВГИКа. В ее рамках на нашей студии молодыми режиссерами ежегодно должно реализовываться до 10 отбираемых на конкурсной основе полнометражных кинопроектов с небольшим бюджетом в первый-второй год после завершения образования. Сейчас мы с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым активно лоббируем эту инициативу в различных инстанциях. Бог даст, получится! 

- Каким вам видится будущее Киностудии им. Горького в свете принятия новой схемы выделения господдержки на нужды кино? 

— Думаю, в текущих условиях мы (впрочем, как и остальные студии, назовем их «базовые» —) имеем все основания получать прямые субсидии, выделяемые Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Во-первых, в России именно государственные киностудии сегодня обладают самыми передовыми и современными технологиями в сфере кинопроизводства (в стране только две студии полного цикла – обе базовые). Во-вторых, в любом случае более 90% полнометражных игровых фильмов в стране (я говорю сейчас об их технологической составляющей) производится на мощностях базовых студий. В-третьих, базовые студии – более чем какие-либо другие кинопредприятия — могут гарантировать стопроцентно целевое использование выделяемых средств (поскольку основная часть их активов – профильные). В-четвертых, выделение субсидий базовым студиям позволит государству получить двойной финансовый эффект за счет роста капитализации находящихся в госсобственности компаний (то есть в данном случае тех самых базовых студий). В-пятых, как я описал выше, любая из базовых студий может, как никто другой, собрать пакет наиболее успешных проектов и не просто принять в них участие, а гарантировать их завершение. В-шестых, за последнее время благодаря программам развития дебютного фестивального кино вокруг студии сконцентрированы передовые творческие силы… Список аргументов можно продолжать довольно долго. Полностью я его привел 17 декабря прошлого года в письме к заместителю Председателя Правительства РФ Александру Дмитриевичу Жукову. Пока ответа на это обращение я не получил, но надеюсь на разумный подход к ситуации. И еще, мы долго спорили о стратегии развития базовых студий. Сегодня все студии, в силу тотального сокращения объемов кинопроизводства и кризиса, пытаются выйти из этого положения собственным путем. С моей точки зрения, все достаточно прозрачно. У «Мосфильма» на такой случай есть его фильмофонд, служащий для студии своеобразным не просто «поплавком», а «понтоном» в море экономических катаклизмов; «Ленфильму» без доходов от коллекции должно помочь выжить государственно-частное партнерство со студией RWS. Для нас же ситуация, действительно, потенциально очень и очень не простая. Наверное, впервые за все время с 2002 года это самый сложный момент на тернистом пути возрождения старейшей кинофабрики в России, отмечающей в текущем году свое 95-летие. Киностудия им. Горького, лишенная коллекции, может и должна пойти другим независимым путем – по праву войдя в список лидеров отечественной кинематографии, получив возможность развить уникальный пакет проектов, способных принести быструю отдачу, завершить начатую программу развития. Возможно, именно этот «третий путь» и окажется в нашем случае наиболее правильным и рациональным! Мы в правильности курса не сомневаемся и будем продолжать движение вперед.

Кто:  Станислав Ершов

Возврат к списку