У меня нет задачи стать суперзвездой
Своими мыслями о современном состоянии киноиндустрии и о тонкостях актерской профессии с нами поделился актер театра и кино Михаил Дорожкин.
Евгений Володин: Что вы понимаете под словом «кинобизнес»?
Михаил Дорожкин: Я включаю в это понятие и фильмы, выходящие в кинопрокат, и телевизионную кинопродукцию. На мой взгляд, отечественный кинобизнес сегодня восстанавливается после кризиса. После трех тяжелых, если не сказать провальных, лет количество запусков в производство новых кинопроектов начало заметно расти, равно как и качество лент, получаемых на выходе. Слово «кинобизнес» представляет собой сплав аудиовизуального аттракциона и бизнеса - как в кинопрокате, так и на телевидении. Не секрет, что производство телевизионных картин существует за счет рекламы, а рекламу размещают преимущественно в новых продуктах. Любой сериал живет три-четыре года, после чего устаревает с точки зрения бизнеса, и новые продукты вызывают больший интерес как у зрителя, так и у рекламодателя.
В моем послужном списке примерно 70% - это телевизионная, преимущественно сериальная продукция, и 30% - полнометражное кино. Я не вижу в этом ничего зазорного: для меня главное - качественно делать свою работу, независимо от того, телевизионный это фильм или он сделан для большого экрана. Телевизионная продукция, кстати, в нашей стране более доступна массовому зрителю, нежели кинопрокат: во многих населенных пунктах кинотеатры остаются недоступны, тогда как телевизор есть в каждой семье. Кроме того, ни для кого не секрет, что успех ленты в кинопрокате зависит от множества факторов, среди которых качество актерской игры стоит далеко не на первом месте: достаточно вспомнить несколько недавних наших громких и многообещающих проектов, которые не оправдали ожиданий в кинопрокате. Не стоит забывать и о том, что нашему кинематографу приходится конкурировать с Голливудом с его столетней историей. Поэтому я никогда не думал зацикливаться на «полном метре» и не знаю никого из коллег, кто бы принципиально снимался только в большом кино и отказывался от участия в телевизионных проектах. К тому же съемки - это наш хлеб, мы зарабатываем этим себе на жизнь, и никому не улыбается перспектива раз в три года сняться в «полном метре» и сидеть потом еще три года в ожидании следующего предложения. Поэтому в сериалах снимаются как начинающие, никому не неизвестные актеры, так и признанные звезды, ведь телевидение, кроме хлеба насущного, дает нам и огромную зрительскую аудиторию.
- Да, телевидение дает актеру мощную раскрутку, увеличивая его шансы на съемки в большом кино...
- Совершенно верно, и мы видим это на примере многих современных артистов. Но лично у меня нет задачи стать суперзвездой и сниматься в главных ролях в блокбастерах.
- А в чем заключаются ваши профессиональные амбиции?
- В том, чтобы играть хорошие, яркие, запоминающиеся роли вне зависимости от масштабности проекта. Это работа, любимая работа, но кроме нее в жизни есть столько прекрасных вещей, что я считаю излишним стремиться к суперпопулярности и постоянно что-то доказывать окружающим.
Кстати, моя деятельность ведь не ограничивается актерской профессией. Я около шести лет занимался продюсированием, работал над десятком проектов, но столкнулся с человеческой непорядочностью, что повлекло за собой весьма серьезные проблемы, включая потерю довольно больших денег и общение с криминалом. Я знаю, что такое «ходить на сходки», знаю, как это бывает, когда угрожают твоей жизни, стреляют по колесам. Сегодня это все в прошлом, но я получил определенный опыт и, наверное, стал умнее, жестче, разборчивее и циничнее в отношениях с людьми. Ошибки нам даются для того, чтобы мы учились их не повторять, и я надеюсь, что продюсерский опыт пригодится мне и в будущем: я считаю себя хорошим «креативщиком» и не собираюсь отказываться от продюсирования.
Возвращаясь к разговору о профессиональных амбициях: кроме кино и телевидения, в моей жизни существует и театр - Московский областной ТЮЗ под руководством Нонны Гришаевой.
- Честно говоря, я почти ничего не слышал об этом театре...
- Между тем ему 70 лет. Это огромный театральный комплекс в парке Царицыно, с коллективом в 250 человек: 40 человек труппы, остальное - бухгалтерия, техники, гараж... Спектакли этого театра собирают полные залы, в нем с большим успехом идут такие постановки как «Мэри Поппинс» и «Пять вечеров». Я в течение нескольких лет принимал участие в восстановлении, реструктуризации и раскрутке этого театра, а сегодня играю в нем и участвую в продюсерской группе.
Кроме того, я в качестве ведущего участвую во многих государственных мероприятиях, проводящихся в нашей стране. Это государственные и ведомственные праздники - День Московской области, День МЧС, День ГИБДД, мероприятия ФСБ и МВД России. Шесть лет подряд я веду церемонию вручения премии Общественного фонда единства православных народов при кураторстве Патриарха Всея Руси Кирилла. Считаю эту работу достаточно сложной и очень ответственной, ведь зачастую в этих мероприятиях участвуют первые лица страны, и нельзя себе позволить сделать ни единой ошибки.
- Надо полагать, этому не учат в профессиональных актерских учебных заведениях?
- Нет, конечно. Отчасти поэтому специалистов по проведению официальных мероприятий в нашей стране очень мало, я горжусь тем, что я один из них, и считаю это частью актерской профессии. Проводя крупное мероприятие, ты настраиваешься на определенную волну, рисуешь себе некий образ, определяешь, как должен себя вести, как и что говорить, можешь ли импровизировать или обязан предельно точно зачитывать свой текст. Это очень интересная, но и очень ответственная работа, и когда некоторые мои коллеги утверждают, что не любят выступать в роли ведущих каких-либо церемоний, я думаю, что их просто не приглашают. Я же участвую в различных мероприятиях в качестве ведущего в течение последних пяти-шести лет и могу провести как государственный праздник с участием первых лиц, так и шоу для пенсионеров с эстрадными звездами.
Все актеры стремятся разнообразить свою работу, не зацикливаясь на одном удачно пойманном образе или амплуа. Так же и я стараюсь разнообразить свою деятельность, совмещая работу в кино, в театре, на телевидении и в качестве ведущего разного рода мероприятий.
- Вернемся к кинобизнесу. Почему, на ваш взгляд, российское кинопроизводство нельзя назвать прибыльным бизнесом? Ведь из сотни или полутора сотен выходящих в кинопрокат фильмов окупаются или приносят прибыль единицы...
- Я трижды снимался в зарубежных проектах, общаюсь с иностранными кинематографистами и имею представление о западном подходе к кинопроизводству. Там перед началом работы над картиной проводятся очень серьезные маркетинговые исследования. Специалисты в этой области совмещают в себе профессии бухгалтера, маркетолога, юриста и еще нескольких специальностей и очень высоко ценятся за умение обосновать с цифрами в руках коммерческую целесообразность того или иного кинопроекта. К сожалению, в российской киноиндустрии институт таких специалистов пока не развит, и наши продюсеры иногда наступают на одни и те же грабли, вновь и вновь повторяя свои ошибки.
Люди ходят в кино отдохнуть, развеяться, отключиться на пару часов от повседневных проблем. А в части развлечения Голливуд обходит наше кино с огромным отрывом, нам еще только предстоит научиться снимать хорошие развлекательные фильмы, хотя определенные успехи в этом направлении уже достигнуты. Я обожаю смотреть кино, хожу в кино очень часто, особенно тогда, когда чувствую, что необходимо отвлечься от каких-то навязчивых мыслей. И в кинозале я полностью погружаюсь в происходящее на экране, забывая о том, что я артист, что мне знакомы все приемы и технологии, - я сопереживаю героям и верю всему, что вижу. Я благодарный зритель.
- Значит ли это, что у вас нет критического подхода к восприятию кино?
- Почему же нет? Он есть, но на уровне «нравится - не нравится», «получилось - не получилось». Я говорю о том, что мне в принципе нравится синтез операторской и режиссерской работы, актерской игры, звука, спецэффектов (сегодня без них никуда), и кино восхищает меня больше, чем, например, театр.
- Почему типичное голливудское кино, как правило, значительно опережает по качеству российские фильмы?
- В Голливуде очень сильная конкуренция. Там собираются лучшие в мире кадры с высочайшим уровнем образования - у всех, кроме, пожалуй, актеров. Посмотрите - у большинства известных актеров отсутствует профессиональное актерское образование, многие из них - «люди с пляжа», но как они играют! Да, может быть, они заканчивали какие-нибудь месячные курсы актерского мастерства, но они играют как боги. И это становится возможным благодаря жесточайшей конкуренции: будь ты хоть выпускником десяти актерских школ, но если у тебя нет таланта, то роль в Голливуде получишь не ты, а «парень с пляжа», у которого есть божья искра.
Желающих работать в Голливуде - пруд пруди, но выживают там только настоящие профессионалы. Ведь если ты сделаешь свою работу не на самом высоком уровне, то в следующий раз тебя уже не пригласят.
- А разве в российском кинематографе нет конкуренции?
- В российском кино совсем другие принципы продюсирования. На Западе люди сначала вкладывают средства, а потом зарабатывают на получившемся продукте. У нас все немного по-другому... Кроме того, немаловажный фактор - размер бюджета. Для нас $4-5 млн - это вполне приличная сумма, которой достаточно для съемок полнометражного фильма, за последние пять-семь лет лишь несколько картин могут похвастать бюджетами в $25-30 млн. А в Голливуде средний бюджет не самой крупной ленты - порядка $100 млн. Это тоже важно. Когда у тебя ограничен бюджет, ты не можешь развернуться так, как хотелось бы, приходится на чем-то экономить. Ты не можешь нанять лучших специалистов по звуку, свету, костюмам и спецэффектам, а все время вынужден кроить.
- Давайте помечтаем. Если вдруг государство решит радикально изменить подход к финансированию кино и даст стомиллионный бюджет известному российскому режиссеру - смогут у нас снять действительно хорошее кино, способное конкурировать с голливудским блокбастером на равных?
- Думаю, да, сегодня - смогут. Возможно, что-то еще и останется (смеется). Потому что наши настолько привыкли ужимать, урезать свои бюджеты, что смогут скроить даже там, где кроить, в общем-то, и ни к чему. С другой стороны, если делать в России кино со стомиллионным бюджетом, то это должен быть другой масштаб, возможно, копродукция с привлечением голливудских звезд.
К сожалению, ни одно лицо в нашей индустрии не гарантирует кассу - в отличие от Америки, где таких звезд десятки. У нас нет института звезд. Есть с десяток топовых артистов, которые много снимаются в главных ролях, но и их участие не является гарантией высоких кассовых сборов.
- Интересно, что в Америке есть совсем молодые артисты, которые уже стали звездами и на которых идет зритель, есть прекрасные актеры средних лет, и есть пожилые звезды, на которых зритель идет с не меньшим интересом. Почему у нас нет такой «возрастной шкалы», и большинство наших кинозвезд - это довольно молодые люди?
- А что вы хотите - кино рассчитано на молодежную аудиторию, и естественно, что молодые актеры, с которыми зритель активного возраста может себя отождествлять, наиболее востребованы. Молодежи интереснее смотреть на ровесников.
- Вы упомянули о своем продюсерском опыте. Есть ли у вас планы продолжить продюсерскую деятельность?
- Планы есть. Пока все эти проекты находятся в стадии разработки, поэтому ничего конкретного говорить сейчас я бы не хотел. У меня был слишком непростой опыт, но он, безусловно, пошел мне на пользу.
Кто: Михаил Дорожкин