У нас получился своего рода «Титаник» по-русски

Режиссер картины «Я с тобой задыхаюсь» Иван Пшенин рассказал нам о своем пути в профессию, о формуле качественной мелодрамы и о том, как снять полнометражное кино с минимумом затрат.
Корр.: В 22 года вы закончили Высшие курсы кино и телевидения ВГИК как кинооператор. В какой момент вы поняли, что хотите выступить в амплуа режиссера?
Иван Пшенин: Сколько себя помню, всю жизнь я работал в качестве режиссера. С самого детства писал истории, снимал их и показывал на фестивалях. А лет с пятнадцати, когда я с головой ушел в клипмейкинг, режиссура стала моей основной и единственной профессией.
Примерять на себя роль оператора было непривычно во время учебы, но хотелось понимать техническую сторону процесса. Теперь я могу с легкостью находить общий язык с любым оператором и объясниться с ним профессионально, что очень помогает в работе.
- Высшие курсы ВГИК длятся всего два года. Почему вы выбрали именно такой формат обучения, а не пошли учиться на традиционное дневное направление?
- Во-первых, на тот момент я получил уже два образования, одно геодезическое и второе - курсы в «Школе кино» в Екатеринбурге. К моменту поступления во ВГИК мне было девятнадцать, и я успел поработать вторым режиссером на двух телесериалах, снять три документальных фильма и десяток музыкальных клипов, в том числе для известных артистов, среди которых Anacondaz, Вика Цыганова и другие.
Я думаю, что режиссером невозможно стать, просто отучившись в университете. Режиссер - это определенный подход к процессу. Я человек практики, мне хотелось быстро понять техническую сторону профессии, потому я и пошел во ВГИК вместе с тридцати- и сорокалетними уже состоявшимися операторами.
Я шел не столько учиться, сколько впитывать. Каждый день выходил в курилку между этажами, знакомился с прекрасными людьми и вписывался в проекты - как оператор, как сценарист, как режиссер. Я бесплатно посещал все театры Москвы по студенческому билету, ходил на премьеры, и, скажу по секрету, нелегально проникал под турникетом на лекции в Академию Никиты Сергеевича Михалкова. В общем, присутствие в эпицентре молодой кинотусовки - общежитии ВГИКа - дало мне возможность развиваться и пробовать.
- К 29 годам вы сняли уже немало документальных фильмов. Документалистика гораздо менее популярна, чем игровое кино - почему вы стали снимать именно в этом жанре?
- Документальное кино может и должно быть интересным. У меня есть два больших документальных фильма - «То самое» и «Вкусовщина», с которыми мы много ездили по стране, и перед каждым показом я говорил на сцене: «Если вы не испытаете такие же яркие эмоции, как от игрового кино, то можете меня растерзать». Но, как видите, пока я цел (улыбается).
Так случилось, что документальное кино немного проще запустить, к нему проще подобраться, там есть пространство для эксперимента, для творческого поиска. Документалистика, естественно, гораздо сложнее на монтаже, но тем и интереснее! Мне кажется, у меня выработался непохожий ни на что стиль документального повествования, поэтому я продолжаю любить документалистику.
- Вы родом из Екатеринбурга. Работали ли вы на легендарной Свердловской киностудии, которая в советские времена славилась своими документальными и научно-популярными картинами? Если да, что вам дал этот опыт?
- Да, я учился в «Школе кино» на нашей киностудии в детстве, тогда она уже представляла из себя поросший бутиками и студиями красоты торговый центр. В 2013 году мы сняли офис на третьем этаже, где было несколько смелых молодых кинокомпаний с микробюджетами, которые решили во что бы то ни стало снимать не свадьбы и не рекламу, а настоящее кино.
В то время мы со старшими друзьями делали сериал «Семья Алкоголика», где я стал вторым режиссером. Сериал был приобретен для показа на московском телевидении, а по просмотрам в интернете мы попали, наверное, в топ-3 среди самых известных российских веб-сериалов на тот момент. Поэтому, если говорить о Свердловской киностудии, то самое ценное, что там периодически возобновляется - неформальный кластер людей, помогающих друг другу просто потому, что они хотят и умеют снимать кино. Авторское, зрительское, разное.
Руководство студии меняется, но этот дух Свердловской киностудии из моего юношества живет в ее стенах и периодически проявляется. Когда я делал первый документальный полный метр, «То самое (о сахарном диабете)», киностудия, например, вдруг предоставила нашей команде павильон на все смены просто потому, что людям было безумно важно, чтобы уральское кино продолжало сниматься.
- Документальные картины вы снимали на свои деньги? Насколько затратно сделать документальный фильм?
- Были случаи, когда снимали на свои, а бывало и так, что распечатывали папки с промо-материалами, на последние деньги с кредитных карт летели в Москву, где получали внушительные бюджеты. Повторюсь, документальное кино запустить проще, поскольку стоит оно в десятки (а то и сотни) раз дешевле, чем игровое. Но эмоций и обсуждения можно добиться гораздо более живых и запоминающихся.
- Ваши документальные картины рассказывают про разные сферы жизни - ресторанную и музыкальную индустрии, борьбу с распространением наркотиков. По какому принципу вы выбираете темы для фильмов и какие темы в целом для вас наиболее интересны?
- У меня действительно получается очень социальное кино, мне интересно снимать конфликтное, смешное и живое документальное кино, приглашающее зрителя к внутренней дискуссии.
Я всегда удивляюсь, когда набор интервью на два часа называют документальным фильмом. Мое документальное кино - это не та стереотипная документалистика или медитативная скукота, к которой все привыкли. Уровень ответственности, повторюсь, и градус конфликта должны быть не ниже, чем в художественном кино. И тогда будет счастье.
Как и в художественном кино, важен не сеттинг, а личность автора и глубина героев. В прошлом году, например, совместно с продюсерским центром «ЛАД» мы сняли фильм «Вкусовщина» о ресторанном бизнесе Урала. Мы постарались внести интригу - по ходу сюжета строится рискованный ресторан с неуверенным в концепте шефом, который вот-вот посетит хладнокровный критик. Яркие герои, большое количество юмора и глубокий третий акт позволили раскрыть банальную тему гораздо ярче и «трушнее», чем мы можем представить в кино игровом.
Ведь это здорово - когда заканчиваешь смотреть картину и понимаешь, что это не выдумка: просто историю так на самом деле увидели авторы. Этим, в том числе, и ценна документалистика.
- Картина «Я с тобой задыхаюсь», которая выйдет на экраны 10 апреля, ваш полнометражный дебют в игровом кино. Можно ли сказать, что документальные работы были для вас лишь подготовкой, «тренировкой» перед переходом в игровое кино?
- Думаю, это и правда так. «Я с тобой задыхаюсь» - кино камерное, вдохновленное жизнью. Мой опыт проживания юности, дружбы с девушками, которые резко повыходили замуж, попадание в пожар во время съемок документального фильма в галерее уличного искусства - из этого опыта получился фильм.
Я даже с актерами позволяю огромное количество импровизации, и не даю команду «стоп», пока не увижу, как герои начнут жить в кадре без моего участия. Наверное, минимум три сцены в «Я с тобой задыхаюсь» выросли из некой спроектированной документалистики.
- Как родилась идея «Я с тобой задыхаюсь»? И как бы вы тезисно сформулировали, о чем это кино?
- «Я с тобой задыхаюсь» - это камерная история о том, как девочка и мальчик, двое когда-то лучших друзей, оказываются заперты в гостиничном номере горящего отеля. Им нужно сделать выбор - двигаться во взрослую жизнь по отдельности или вместе зависнуть в юношестве. И этот выбор касается непосредственно их жизни, так что ставки очень высоки!
Идея «Я с тобой задыхаюсь» родилась из двух слагаемых. Первое - это понимание того, что снимается очень мало фильмов про «кризис юности», когда количество вещей на квадратный метр, которые ежесекундно влияют на твое будущее, зашкаливает. Второе, естественно - пожар, как угроза жизни, как сжигание мостов. Как я уже говорил, я попадал в самый настоящий пожар во время съемок документалки, и случайно наткнулся в 2021 году на статью про двоих, которые из такого пожара выбраться не смогли. И тогда все сложилось: вот он, мой будущий фильм.
- Где вы нашли финансирование для картины? Этот вопрос всегда актуален для дебютной работы.
- «Я с тобой задыхаюсь» - мой шестой полный метр в качестве сценариста, но, в отличие от масштабного сеттинга других проектов, все действие происходит в одном гостиничном номере во время пожара. То есть эту классную историю можно снять с минимумом затрат. «Я с тобой задыхаюсь» идеально подошел под дебют, сценарий сперва понравился большому продюсеру, и мы решили запуститься. Но продюсер не выполнил свое обещание, и всего за две недели до «мотора» мы остались без денег. Но от идеи снять фильм не отказались.
Я дал почитать сценарий своим друзьям-продюсерам, в итоге мы «скинулись» на этот фильм втроем - у меня в тот момент крупный телеканал купил сценарий семейного фильма, и я смог стать соинвестором. Производственная команда готова была работать над картиной, несмотря ни на какие сложности, и мы не стали сворачивать бурную подготовку. Мы снимали фильм в Екатеринбурге, где уже запустили десяток проектов с этой командой - кто-то пошел нам навстречу по бартеру, а кто-то просто из любви к нашей истории. Так нам удалось сделать большое кино на частные деньги, при этом не выезжая в Москву.
Поэтому самый волнительный показ прошел именно для команды, которая поверила в фильм, не опустила руки, и их время - главная инвестиция в нашу очень личную картину. Но, конечно, мы хотим показать фильм и широкому зрителю - ждем всех в кинотеатрах с 10 апреля.
- Есть расхожее выражение, что фильм должен вызывать эмоцию. Какую эмоцию вы хотите вызвать у зрителей своей картиной? И почему люди должны пойти на «Я с тобой задыхаюсь» в кино?
- «Я с тобой задыхаюсь» - история о дружбе, о взрослении, о «кризисе юности», о котором мало кто говорит. К тому же сейчас снимают не так много хорошего, эмоционально глубокого кино для молодежи, а особенно про прекрасную ее часть. Представьте, вам около двадцати, вы с лучшим другом в гостиничном номере, пьете вино, но вам необходимо попрощаться и стать другими людьми. Как вы сможете повзрослеть, сохранив свою дружбу? И эта эмоция прощания, прощания с юностью, под саундтрек в исполнении прекрасных музыкантов, дает ощущение «доброй грусти», которой пропитана эта история.
- В картине снялись несколько молодых перспективных актеров и два крупных блогера - Наталия Гурманова (1,7 млн подписчиков в TikTok) и Павел Яманов (пожарный BRZ, более 320 тысяч подписчиков в YouTube). Чем вы руководствуетесь при отборе актеров в фильм?
- У нас был довольно обширный кастинг, мы искали актеров по всей стране, но из-за финансовых ограничений не могли позволить привезти всех.
И актерский состав получился по-настоящему уральским. Блогер Наталия Гурманова еще до своей большой известности снималась в моем фильме «То самое» и была готова в случае одобрения ее кандидатуры сразу вылететь в Екатеринбург. Абсолютно случайно получилось, что те ребята, которых мы отыскали в Москве, тоже родом отсюда: оказалось, что самый известный в России пожарный Павел Яманов жил в городе Березовский, в пятнадцати минутах от столицы Урала.
В итоге, хоть и не было такой цели, кастинг у нас на 100% уральский. То же самое и с музыкой - мы с женой переслушали тысячи молодых артистов в поисках подходящей музыки, и 90% из них оказались с Урала. Так что сработала та самая синергия Свердловской киностудии как кластера, как объединения, как сообщества.
- В последнее время в России почти не выходило успешных мелодрам. Чем «Я с тобой задыхаюсь» выгодно отличается от других фильмов в этом жанре и почему обязательно смотреть его именно в кино?
- Мой мастер на Свердловской киностудии Павел Ракевич всегда повторял что-то вроде «Ваня, мужчины живут в общем мире, а каждая женщина - в своем уникальном». И в этой цитате кроется успех хорошей мелодрамы - для которой важен не стереотипный взгляд на удивительную женскую природу, не обобщение поверхностных чувств, а поиски чувств настоящих. Мелодрамы невозможно штамповать, их надо почувствовать из этой уникальной схемы.
Студии вечно пытаются найти «героиню поколения», заигрывать с излишней эротикой, забывая про нежность и искренность настоящих женских чувств.
«Я с тобой задыхаюсь» - наверное, один из немногих фильмов, который создан для еще юных женщин. Мы попытались поймать тот самый нерв этого возраста, забытый и прекрасный. Фильм по-современному душевный, после его просмотра обязательно захочется написать лучшему другу детства и вместе выпить вина.
- Какими российскими и зарубежными картинами вы вдохновлялись при создании своего фильма?
- Все началось с того, что уютные, камерные картины вновь стали популярны во время эпидемии коронавируса. Из классных примеров - «Малькольм и Мари», «Идеальные незнакомцы» и многие другие.
В противовес супергеройскому кино массовый зритель вновь вспомнил про то, насколько глубокие персонажи, их простые человеческие взаимодействия и порой глупые и наивные цели могут цеплять, держать во внимании, заставлять задумываться. А когда на это накладывается сильный саспенс, то мы получаем своего рода «Титаник» по-русски - мир рушится, а они разбираются в себе и своих чувствах.Кто: Иван Пшенин