В кино мне нравится масштаб

В кино мне нравится масштаб Лика Липская
27.04.2024

Актриса Лика Липская рассказала нам, какими странными путями порой приходится пройти, чтобы найти себя в профессии.

Евгений Володин: Как вы пришли в профессию? Это было осознанное решение или «так вышло»?

Лика Липская: Я хотела стать актрисой с самого детства. Не то чтобы я мечтала блистать на сцене - мне просто это нравилось.

Впервые я сыграла на сцене в семилетнем возрасте, в первый и последний раз побывав в пионерском лагере «Орленок». Совершенно случайно я услышала, как вожатая кому-то говорила, что надо поставить спектакль. Абсолютно не стесняясь, я тут же подошла к ней и заявила, что хочу играть в этом спектакле главную роль. Удивительно, но это сработало - я сыграла главную роль Козы в сказке «Волк и семеро козлят».

У меня всегда было какое-то внутреннее знание, что я хочу и могу быть актрисой.

- Как развивалась ваша карьера? Вы участвовали в школьной самодеятельности, посещали театральные кружки?

- Нет, никаких специализированных кружков не было. Я занималась с частным педагогом игре на фортепиано, для чего мама купила огромное черное пианино с канделябрами, но через год она почему-то решила, что с меня довольно, хотя преподавательница уговаривала ее не прекращать занятия, утверждая, что у меня талант к музыке. Потом я занималась хореографией, изобразительным искусством - все было, как, наверное, у большинства российских школьников.

В нашей школе учился известный сегодня актер Денис Никифоров. Мы немного общались несмотря на то, что он был старше - и однажды от него я узнала, что, оказывается, существуют специальные учебные заведения, в которых учат актерской профессии - в частности, училище с чудным названием «Щука». Когда я смотрела поставленный старшеклассниками спектакль по пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца», в котором Никифоров играл Царя, я думала - как же я хочу туда, на сцену!

- И вы поступили в Щукинское училище?

- Я хотела туда поступить. Но отец, у которого были на меня и мое образование другие планы, отправил меня на Кипр учиться совсем другой профессии. Комфортный средиземноморский климат, солнце, море, молодежные тусовки в приморском городе после холодной Москвы - можете представить, как меня в 16 лет это впечатлило. Я еще не понимала, что учеба - это не только пляжи и общение со сверстниками, а еще и зубрежка не всегда интересных дисциплин (а я училась на бизнес-администратора), и совершенно не дававшаяся мне высшая математика.

Прожив два года на Кипре, я вернулась в Москву и поступила… в Институт иностранных языков, чего очень хотела моя мама. Мне очень не нравилось там учиться, но тем не менее я его заочно окончила и пошла наконец учиться туда, куда хотела я - на подготовительные курсы в «Щуку». Вы не поверите, но оттуда я ушла сама - мне не понравилось, как один из педагогов обращался со студентами. Наверное, сегодня я относилась бы к чужим методам преподавания более лояльно, но тогда меня возмутило, что этот преподаватель буквально унижал студентов - и я бросила курсы, не желая с этим мириться.

- Но это не отбило у вас желания стать актрисой.

- Часто судьба не спрашивает у человека о его желаниях, а просто подталкивает его к движению в нужном направлении. О чем бы я ни думала, жизнь так или иначе подводила меня к тому, что я должна искать себя в творческих профессиях. Я проучилась два года в студии актерского мастерства - это была настоящая практическая актерская школа, которая, впрочем, не выдавала никаких официальных документов о полученном образовании. Однако выпускники студии играли в театре при этой школе, где я тоже получила роли в нескольких спектаклях. Кстати, после спектаклей меня хвалили педагоги и благодарили зрители, дарили цветы - все это убеждало меня в правильности выбора актерской профессии.

Еще в моей жизни были Курсы повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, где я училась на телеведущую. Учеба мне очень нравилась, я не пропускала ни одного занятия, и мой диплом даже хвалила Анна Шатилова. На этих курсах мы изучали, кроме специальных дисциплин вроде техники речи, и актерское мастерство.

- Как вы впервые попали в кино?

- Моим первым фильмом стал фантастический боевик Константина Максимова «Запрещенная реальность» с такими звездами, как Игорь Петренко, Александр Балуев, Любовь Толкалина и Владимир Вдовиченков. Признаться, моя роль в этой картине была чуть больше, чем у обычного участника массовки - я была в так называемой VIP-групповке и должна была находиться постоянно на площадке в течение пяти дней, когда снимались сцены с участием этой группы актеров. Кого-то другого такая ситуация могла бы и разочаровать, но мой внутренний голос подсказывал мне, что так надо, что это - необходимый опыт, и для начала все не так уж печально.

- Если представить, что во время учебы в разных учебных заведениях у вас не было постоянной работы, возникает вопрос - а на что же вы жили все эти годы?

- Я никогда не оставалась без источника доходов. Например, два года подряд я ездила по обмену студентами работать в Америку, где довольно прилично зарабатывала. Обучение изобразительному искусству не пропало даром - я рисовала портреты, которые неплохо продавались - кстати, сейчас я хочу продолжить это весьма увлекательное занятие. Однажды я год проработала в офисе крупной компании менеджером по работе с клиентами, и даже во время этого довольно скучного периода своей профессиональной карьеры участвовала в театральной постановке «Волшебника Изумрудного города», снова сыграв главную героиню - Элли.

Во время учебы на телевизионных курсах я успела поработать корреспондентом - и мне это нравилось, было довольно интересно, хотя я и не представляла себе, что смогу долго работать на телевидении.

- А что вас привлекало больше - сцена или кинокамера?

- Мне нравился театр, потому что на сцене ты ощущаешь полный и тесный контакт со зрителем, это очень важно для артиста.

Но после первого же опыта съемок в кино я почувствовала, что кино - это огромная индустрия, в которой работает много людей, и мне очень хочется быть причастной к этому процессу. В кино мне нравится масштаб - когда кино снимают, то в этом занято много людей, а когда кино смотрят - это десятки, сотни тысяч, а то и миллионы.

- Насколько я понял, ваш первый опыт съемок в кино не особенно вас воодушевил. Второй опыт был удачнее?

- Второй раз получился совершенно случайно. Однажды во время вечеринки я стояла с только что купленным холстом для рисования в руках, и ко мне подошла девушка и спросила, умею ли я рисовать. Получив утвердительный ответ, она сказала, что работает гримером в кино, и предложила мне стать ее помощницей. Сначала я даже подумала, что это шутка, но все же согласилась и стала помощницей художника по гриму Натальи Федоровой. Поскольку у меня уже было начальное художественное образование, я быстро научилась новой профессии и стала работать ассистентом гримера, и даже какое-то время самостоятельно гримировала артистов на площадке сериала «Москва. Три вокзала». Там я познакомилась с художником по гриму Еленой Седовой и художником-постановщиком Леваном Лазишвили, которые тогда оба учились во ВГИКе на режиссерском факультете. Они сильно удивились, почему я после телеведущей стала вдруг гримером, и настоятельно рекомендовали мне поступить во ВГИК. Кстати, сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мне очень помогает мой опыт работы в разных киноспециальностях: кроме гримера, я была и художником-постановщиком, и режиссером, и сценаристом - в общем, хорошо знаю мир кино изнутри.

Вняв уговорам моих новых знакомых, я написала автобиографию, собрала целое портфолио своих художественных работ и пришла поступать во ВГИК - и меня сразу приняли на режиссерский факультет.

За два года учебы на режиссерском мы прошли полный курс актерского мастерства, который преподавал Юрий Борисович Ильяшевский. В разные годы у него учились такие люди, как Владимир Высоцкий, Николай Караченцов, Федор Бондарчук, Юрий Быков и много других артистов, известных каждому российскому зрителю. Мой дипломный короткометражный проект «Мотылек» был отобран РОСКИНО в пятерку картин, представлявших Россию на Каннском кинофестивале. Потом были и другие российские и международные фестивали, на которых этот фильм получил три приза.

Затем я сняла документальную ленту о своем преподавателе Юрии Ильяшевском, которая также была показана на нескольких фестивалях и получила ряд призов - например, была признана лучшим фильмом на иностранном языке в Израиле на Near Nazareth Festival и стала финалистом Национальной премии «Страна».

На режиссерском факультете мы изучали сценарное дело, оба своих фильма я снимала по собственному сценарию. Кроме того, сразу после поступления на режиссерский я съездила ненадолго в Голливуд на курс актерского мастерства в Институт театра и кино Ли Страсберга, где успела сняться в двух короткометражных фильмах и познакомиться с Риной Гришиной. Помнится, она предложила мне поработать над сценарием по заказу одного продюсера, и я даже написала несколько драфтов, которые, правда, не пошли в работу, но дали мне определенные навыки.

Мои мастера по режиссуре и по драматургии сразу после защиты режиссерского диплома предложили мне пойти в сценарную магистратуру ВГИКа к Юрию Арабову. Поскольку некоторый сценарный опыт у меня уже был, я вняла этим советам, отучилась еще два года и написала дипломный сценарий, который вошел в список финалистов XI Международного Славянского Литературного Форума «Золотой Витязь».

Примерно в то же время я начала писать песни, делать для них аранжировки и записывать - у меня получился почти полный альбом, на несколько номеров из которого я даже сняла клипы.

А потом случился карантин 2020 года, который мне, как, наверное, и многим другим, напомнил о скоротечности жизни, и я твердо решила - хватит ходить вокруг да около, пора начинать полноценную актерскую карьеру. Я поступила в Киношколу Олега Ларина на актерское отделение и начала активно сниматься. Забавно, но когда другие актеры, с которыми я работала в кино, узнавали, что я еще и режиссер, многие из них просили помнить о них, когда я начну делать что-то в качестве режиссера, а я мысленно отвечала им - Дайте мне самой хоть немного побыть актрисой! (смеется)

- И с этого момента вы стали пользоваться спросом как актриса?

- Можно сказать, да, именно так. Во время обучения у Ларина я сама монтировала из сыгранных в этой школе учебных сцен небольшие короткометражные эпизоды и размещала их в соцсетях, позиционируя себя в первую очередь как актрису. Я начала активно ходить на различные мастер-классы, индустриальные мероприятия, знакомиться с режиссерами, кастинг-директорами, меня стали узнавать, и это возымело прямой эффект - меня стали приглашать на съемки. Однажды меня взяли сразу на главную роль в одной серии проекта «Старец» вообще без проб - просто позвонили и пригласили. Хотя проб тоже было достаточно, я веду статистику - за все время я участвовала в пробах более ста раз. В какой-то момент я начала сотрудничество с агентством талантов «Ника», благодаря чему количество предложений заметно выросло.

- Вы ведете статистику только по пробам или считаете состоявшиеся киноработы тоже?

- По-моему, на сегодня я снялась всего в шестнадцати полноценных проектах, из которых примерно десять пришлось на последние четыре года, после карантина. Кроме них, я снималась и в короткометражках, одну из которых я очень жду, хотя еще не видела фильм целиком.

- Есть ли среди этих проектов такой, который был бы вам особенно близок?

- Есть - это та самая короткометражка, окончания работы над которой я с нетерпением жду. Фильм называется «Двойной контроль», сценарий был написан под меня, мы снимали его прошлым летом, сейчас продолжается постпродакшн. Это красивая, романтичная и трогательная история любви - я очень люблю такие фильмы и готова их пересматривать.

- Вы упомянули о том, что имеете опыт работы в разных киноспециальностях. Этот опыт помогает или мешает вам в вашей актерской карьере?

- Интересный вопрос. И да, и нет! (смеется) На самом деле я научилась гасить в себе голоса представителей других профессий. Я говорю себе, что сейчас я - актриса, а не режиссер или сценарист. Хотя, конечно, совсем отключить этот опыт невозможно - бывает, я про себя возмущаюсь, что вот так диалоги не пишут, так люди не говорят, а здесь вообще какая-то бессмыслица…

- И вам удается подавить в себе представителя другой профессии?

- Это зависит от того, как режиссер относится к критике. Очевидно, что, снимаясь в небольшой эпизодической роли у именитого режиссера в большом кино, я не решусь давать ему советы, но если я снимаюсь в дебютном или студенческом проекте - почему бы и нет? Потому что я сама, когда снимала свое первое кино, очень хотела получать советы от более опытных коллег. Если режиссер готов выслушивать советы и рекомендации окружающих, это всегда хорошо - конечно, до определенного предела. Любого можно довести советами до белого каления! Например, в моей дебютной работе снималась Рина Гришина, которая постоянно фонтанировала идеями. Я с большим вниманием выслушивала ее, реагировала на все ее замечания - до того момента, пока она не переходила какие-то рамки, после чего я говорила - Стоп! Это мое кино!

- Вы состоялись как актриса, при этом у вас есть опыт режиссуры, написания сценариев и работы по другим профессиям. В каком направлении вы хотите развиваться дальше? Например, будете ли продолжать режиссерский опыт?

- Мне периодически поступают интересные предложения, и я их рассматриваю, но пока не вижу ничего настолько интересного, ради чего на достаточно продолжительное время можно было бы отказаться от актерской стези. Ведь для реализации хорошего проекта в других областях надо потратить большой отрезок собственной жизни - например, чтобы написать хороший сценарий, потребуется год или больше. А я хочу играть, мне это занятие интереснее чего-либо другого. Любые другие профессии могут иметь место в моей жизни, но в небольших количествах.

- Позвольте задать вам банальный вопрос. Кого бы вы хотели сыграть?

- Я предполагала, что мне придется отвечать на этот вопрос. Мне кажется, что это желание меняется от года к году, но в общем мне нравятся красивые, романтичные, лирические, но вместе с тем яркие, активные героини.

- Вы могли бы провести параллель с какой-нибудь популярной литературной или киногероиней?

- Пожалуй, да. Я обожаю Трейси Уитни, главную героиню фильма 1986 года «Если наступит завтра» - это молодая, красивая, активная и в то же время лирическая особа. В этом фильме сильная драматургическая основа, в нем есть лирические моменты, все снято в очень красивых локациях и интерьерах, при этом есть и экшн, и мощная детективная история. И когда главную героиню - обычную, нормальную женщину - судьба бросает в разные экстремальные ситуации, она не поддается панике и находит выход из самых сложных положений.

- Что вам ближе - кино или сериал?

- Сложный вопрос… Сериал. Длинный сериал. Чтобы спокойно, последовательно раскрыть свою героиню со всех возможных сторон.

- Чего вы ждете в настоящий момент?

- Сейчас я жду три премьеры. Это упомянутый короткометражный фильм «Двойной контроль», сериал Александра Цоя «Жвачка» и еще один сериал «Райский», в котором я работала с режиссером Ильей Хотиненко. В остальном у меня - обычная актерская жизнь: кастинги, пробы, съемки, фестивали, премьеры.                                                                                

Кто:  Лика Липская

Возврат к списку