В моих фильмах музыка практически звучит всегда

В моих фильмах музыка практически звучит всегда Сарик Андреасян
25.01.2025

О своей новой картине, военной драме «Война и музыка», нам рассказал режиссер и продюсер Сарик Андреасян.

Евгений Володин: Когда в графике КБА появился проект «Война и музыка»?

Сарик Андреасян: Проект был написан еще в 2016 году. Мы планировали его много лет, но каждый раз нас останавливало отсутствие бюджета. Два раза мы подавали заявки на получение господдержки в Министерство культуры и один раз в Фонд кино. Во всех случаях нам отказывали, невзирая на сильный сценарий, тему войны и дружбы народов.

- Кому принадлежит авторство идеи?

- Нас вдохновили документальные кадры танца армянских солдат у Рейхстага. Видео длится около 20 секунд, и там мы видим армянский танец «кочари», на фоне которого люди играют на музыкальных инструментах. То есть, несомненно, люди пронесли через всю страну свои национальные музыкальные инструменты: в самом Берлине они бы их вряд ли нашли. Нас это вдохновило, а наш партнер по фильму Рубен Джагинян уже придумал историю о том, что на войну пошли три друга, взяв с собой музыкальные инструменты.

455A0384.JPG

- То есть эта история вам близка, потому что главные герои – армяне?

- Истории, конечно, собирательные, мы их составляли из многочисленных писем и реальных событий. Самих музыкантов-друзей в реальности не было, мы их придумали, но путь, который они проходят, основан на реальных историях других бойцов.

- Вы впервые обратились к военной тематике. Что для Сарика Андреасяна-режиссера было самым сложным в производстве этой картины?

- Я не большой эксперт в военном деле. Я ставил перед собой задачу сделать эмоциональное кино, которое попадет в самое сердце. В войне нет ничего романтичного и ничего красивого. Надеюсь, я смог передать цену человеческой жизни и Победы.

Батальные сцены были очень сложными, мы провели большое количество смен в самых ужасных условиях, чтобы сделать для зрителей хороший экшн. В некоторых массовых сценах участвовало около тысячи человек, управлять всем этим оказалось очень тяжело. Поэтому на площадке было несколько вторых режиссеров, да и во всех департаментах состав группы также был увеличен. Такие фильмы отнимают много энергии и сил.

- Почему снимать фильм поехали в Калужскую область? Там дешевле, чем в Москве?

- Дело не в деньгах, а скорее в логистике. Мы снимали там, где было легче с военной техникой, получением разрешения на рытье окопов, и где можно было устанавливать любую военную атрибутику. Транспортировка одного танка из одной части в другую могла обходится в сотни тысяч, поэтому, безусловно, мы старались учитывать такую логистику, в которой мы тратим меньше денег. Один полностью укомплектованный солдат обходится в пятнадцать тысяч рублей (оружие, одежда, работа). А теперь представьте, что их в среднем 400-500 человек каждый день на протяжении двадцати смен, и вы поймете, что только укомплектованная массовка стоит невероятных денег, а про расходы на выстрелы, взрывы и танки я вообще молчу.

- Как в одном человеке на одном проекте уживаются режиссер и продюсер? Они дружат или один подчиняется другому?

- Продюсер подчиняется режиссеру до тех пор, пока режиссер остается в бюджете. Как только эта статья выходит за рамки, режиссер должен подчиняться продюсеру. Мы все заложники тех или иных финансовых обстоятельств. Я обязан учитывать интересы компании и своих коллег, и, как мне кажется, для здоровой и развивающейся индустрии нам нужны режиссеры, умеющие понимать продюсеров, и продюсеры, которые умеют сохранять баланс творчества и бизнеса.

- Какова структура финансирования проекта? Вы использовали для производства собственные средства КБА?

- Большинство полнометражных фильмов, созданных в нашей компании, сняты на деньги самой компании. «Онегин», «Домовенок Кузя», «Война и музыка» и многие другие проекты мы делали за свои деньги, на свой страх и риск. Несколько наших комедий мы снимали вместе с Иви, фильм «Простоквашино» создается в партнерстве с ГПМ, а «Сказка о Царе Салтане» в партнерстве со Студией Кион Фильм. При этом ни один наш проект не получал государственной поддержки.

- Сколько в батальных сценах использовалось реальной техники и реквизита? Где вы арендовали аутентичную технику?

- Как я уже сказал, в среднем в смену на площадку выходило 400 человек массовки, а это значит, что на каждого нам необходимо было обеспечить полный комплект обмундирования. Большое количество костюмов мы сшили, так как реконструкторы, у которых была своя одежда, отказывались падать в ней в грязь или ставить пиротехнические посадки, поэтому мы сшили и немецкую, и советскую одежду. Подробностей по арендованным танкам и грузовикам я не знаю, но все, что физически могло двигаться и быть полезным, нами использовалось.

- Сколько времени занял постпродакшн? Что-то ведь приходилось дорисовывать…

- Я ставил команде задачу максимально обходится без компьютерной графики. Практически все, что вы увидите в кадре, на 99% мы делали по-настоящему. Мы снимаем много картин с графикой, но считаем, что везде, где ее можно избежать - надо избегать. Постпродакшн длился параллельно все два года, что мы снимали. Снимали блок и отдавали в пост, потом еще блок и т.д.

- Как вы выбирали артистов на главные роли?

- Я отсмотрел всех артистов с армянскими корнями, которые только были. Выбрал тех, кто подходит по возрасту, типажу и таланту! Весь второй план состоит из артистов, с которыми я уже много раз работал: от Олега Каменщикова до Алексея Кирсанова. Павел Прилучный, как наш талисман, с которым наша компания не расстается уже несколько лет, исполняет в фильме очень мощную роль.

- Музыкальным продюсером выступил ваш брат Арташес. А кто писал музыку, которую исполняют герои в кадре?

- В основном это армянская народная музыка, и актеры учили ее еще на подготовке к съемкам. В кадре мы играли те же произведения, которые потом и вошли в финальный монтаж фильма.

AM2A7992.JPG

- Что для вас значит музыка в обычной жизни? Вы слушаете музыку в «обычных» обстоятельствах, не считая поездок в машине? Если да – какую музыку любите и на чем предпочитаете ее слушать?

- К сожалению, я так устаю от звука рации и голосов на площадке, что в обычной жизни предпочитаю тишину. Даже когда сажусь в такси или, например, прихожу в ресторан, я всегда прошу выключить музыку. Это профдеформация. А в целом у меня есть некое количество виниловых пластинок, от Стинга до Битлз и Азнавура. Я человек прогнозируемый и слушаю зачастую старые хиты, либо музыку из любимых фильмов, таких как «Гладиатор».

- Музыка в кино нужна всегда?

- В моих фильмах музыка практически звучит всегда. Я считаю, что музыка ведет зрителя к правильной эмоции наряду с видеорядом. Кино – это аудиовизуальное произведение, а не просто визуальное. Многие режиссеры об этом забывают, а зрителю музыка необходима.

 

- Традиционный вопрос про прокатчика. На каком этапе к работе присоединилась «Атмосфера Кино»? Вы разрабатывали маркетинговую политику вместе или делегировали эту часть работы дистрибьютору?

- «Атмосфера кино» - наш постоянный партнер. Мы все изначально понимали, что фильм будет сложным для маркетинга и проката. Наша задача была - сделать хорошее кино, и я надеюсь, что со всеми ТВ и цифровыми продажами и пусть даже скромным прокатом, мы будем способны окупить свой долгострой.

- Как вы оцениваете свой первый опыт съемок военного кино? Будете продолжать?

- Это мой первый военный фильм, и последний. Безусловно, Аустерлиц и Бородино будут в моей экранизации романа «Война и мир», но это уже другая история, другая война. Сейчас все мои мысли уже заняты будущими съемками. Это третий блок съемок «Сказки о Царе Салтане» и экранизация романа «Война и мир».


Кто:  Сарик Андреасян

Возврат к списку