В продвижении «Карпа отмороженного» мы надеемся на прессу

В продвижении «Карпа отмороженного» мы надеемся на прессу Никита Владимиров
08.01.2018

Продюсер Никита Владимиров рассказал нам о работе над фильмом «Карп отмороженный» и поделился своими соображениями по поводу государственной поддержки кино.

Евгений Володин: Как начинался «Карп отмороженный» и как вы попали в этот проект?

Никита Владимиров: Мой друг Андрей Таратухин написал повесть и предложил мне подумать над ее экранизацией. Повесть мне очень понравилась, и я обратился к Оксане Карас, которая написала первый вариант сценария. В работе над ним, естественно, принимал участие и Андрей, как автор литературной основы. Когда первый сценарий был готов, я начал его «продвигать» - общаться с артистами, с режиссером. Владимир Котт, сразу и без колебаний согласившийся снимать эту картину, захотел внести в сценарий свои коррективы и пригласил Дмитрия Ланчихина, который «подогнал» сценарий под требования Котта.

- Вы были хорошо знакомы с Оксаной Карас и Владимиром Коттом?

- С Оксаной я работал вторым режиссером на ее ленте «Хороший мальчик». Когда был готов первый набросок сценария «Карпа отмороженного», мы с Андреем Таратухиным составили список режиссеров, которых хотели бы видеть во главе этого проекта, принимая во внимание не только их предыдущие работы, но и отзывы о них как о людях, с которыми удобно работать. Владимир Котт был в этом списке первым, к тому же он оказался очень приятным в общении, дружелюбным и понимающим человеком. История ему понравилась, и он занял режиссерское кресло.

- Как вы выбирали артистов?

- В процессе работы над сценарием мы примерно представляли, как должны выглядеть и кем должны быть главные герои. Поскольку обе главные героини - женщины в возрасте, было очевидно, что их должны играть две знаменитые актрисы, которых зритель любит и уважает. Как вы понимаете, таких актрис у нас в стране совсем немного; мы составили список примерно из десяти имен и начали думать, кто из них на какую роль лучше подойдет. Идеально для фильма, по нашему мнению, подходили три актрисы: Марина Неелова, Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих, и в роли главной героини мы все видели именно Неелову. Поскольку мой круг общения - это люди кино и театра, найти контакт Марины Мстиславовны не составило большого труда. Она прочитала сценарий и согласилась сыграть в нашей картине, хотя, как она потом призналась, сначала у нее были сомнения в правильности этого решения.

С Алисой Бруновной все получилось довольно интересно: я попросил ее прочесть сценарий и дать свою оценку, она прочитала...

- И сама предложила сыграть одну из ролей?

- Не совсем так. Алиса Фрейндлих - человек очень скромный, и самой предложить себя на роль ей было неудобно. В то же время было очевидно, что она очень загорелась и проектом, и ролью, заметив, что завидует той актрисе, которая ее сыграет, потому что, по ее мнению, роль просто замечательная. В итоге мы с Коттом и Ланчихиным переделали сценарий под Алису Фрейндлих, и она присоединилась к съемочной группе.

С Евгением Мироновым все оказалось проще: я показал ему сценарий, сказал, что в команде у нас Котт, Неелова и Фрейндлих, и Евгений Витальевич сразу согласился.

- На «КиноПоиске» написано, что в процессе работы над лентой вам пришлось заложить квартиру. Расскажите об этой истории, как так получилось?

- У нас был утвержден график поступления и расходования средств, и мы начали съемки. Однако мы рассчитывали на финансовую поддержку Министерства культуры, которое нам отказало, и продолжение съемок оказалось под угрозой. У нас имелись определенные договоренности с инвесторами, мы ожидали каких-то поступлений, но деньги требовались именно в тот момент, а не завтра и не через неделю. Группа была в сборе, процесс был запущен, и я решил рискнуть, взяв в банке большую сумму под залог своей квартиры. Риск казался мне тогда не слишком высоким: я надеялся, что договоренности с инвесторами в итоге будут выполнены и что я смогу вернуть кредит в короткие сроки. Нам необходимо было не отстать от графика и, что очень важно, не потерять натуру, ведь осень заканчивалась, и надо было отснять все натурные сцены.

Как это часто бывает, договоренности с инвесторами оказались не очень надежными, и денег мы не получили, зато отсняли определенное количество материала, который можно было показать другим потенциальным инвесторам, что мы и сделали. В итоге средства были найдены: компания «Полюс - Лензолото» не только обеспечила недостающие суммы, но и помогла нам закрыть все долги. Многие крупные российские компании реализуют социально ответственные программы поддержки культуры и спорта, и эта компания включила нас в свою программу.

- Средства, вложенные инвесторами, не требуют возврата?

- Спонсорские средства не подразумевают возврата, но у нас есть определенные обязательства перед инвесторами. В частности, мы везде упоминаем, что наша картина снята при поддержке фирмы «Полюс - Лензолото», и очень хорошо, что у нас есть такие компании, которые поддерживают культуру. Для них, я надеюсь, это тоже важно - поучаствовать в работе над фильмом, за который не будет стыдно.

- Как вы стали продюсером? Насколько я понимаю, до этого продюсерского опыта у вас не было?

- Во-первых, я учился на продюсерском факультете. Во-вторых, к этому моменту я успел спродюсировать театральную постановку, и некий практический опыт у меня уже был. Я понимал, что кино - это не театр, но основные принципы продюсирования примерно одинаковы везде. Да, было очень сложно, многие вещи были непонятны, но мне оказала неоценимую помощь Мария Авербах, которая была в нашей ленте исполнительным продюсером. Мы с ней давно знакомы, она, как и многие другие, согласилась участвовать в проекте после прочтения сценария, и работа над картиной проходила без сколь-нибудь серьезных задержек во многом благодаря ее вкладу.

- Вы успели поймать уходящую натуру и уложились в график?

- Да, съемки прошли точно по графику: по-моему, за весь съемочный период у нас не было ни одной переработки. Вспоминается единственный случай, связанный с тем, что живые карпы на морозе впали в анабиоз.

- В буквальном смысле отморозились?

- Они были живы, но на морозе быстро «задубели», стали скованными и не желали шевелиться, в то время как по сценарию рыба должна была плескаться и вообще проявлять активность. Однако и эту проблему удалось решить относительно просто.

- Когда работа над лентой была завершена?

- Фильм был практически готов к началу Московского международного кинофестиваля, хотя мы и показали там несколько сырой вариант. Оставалось доделать сущие пустяки - что-то по звуку, по музыке. Часто бывает, что во время съемок какие-то детали упускаешь, и приходится «чистить» уже готовый материал (например, где-то в кадр попал стеклопакет, который надо замазать), но уже через месяц после ММКФ мы закончили все доработки.

- Вопрос, который я давно хотел задать кинопродюсеру. Как известно, в современной российской киноиндустрии продюсеры крайне неохотно раскрывают финансовые подробности своих проектов, и если сборы можно узнать у прокатчика, то бюджет очень часто держится в большой тайне. Как вы считаете, должен ли продюсер предавать бюджет своей картины гласности?

- Я думаю, что если в бюджете ленты использованы государственные деньги, то есть деньги налогоплательщиков, то да, продюсер однозначно обязан отчитаться о потраченных на производство суммах. Если же кино снимается на частные средства, то раскрывать или не раскрывать бюджет - это личное дело продюсера и инвестора. Бюджет «Карпа» не является секретом – мы сняли фильм за 61 млн рублей. Какие-то небольшие суммы будут потрачены на маркетинг, но их объем несравним с бюджетом.

- Как вы выбирали прокатчика?

- Когда встал вопрос о выборе дистрибьюторской компании, я не очень разбирался в вопросах проката. Я знал, что есть крупные компании-мейджоры, и сначала обратился к ним, но их наша картина не заинтересовала. И пока я изучал, какая из компаний, работающих в нашем сегменте, сможет нам подойти, меня познакомили с Анатолием Сергеевым, основателем и главой «Кинологистики». Мы с ним встретились, и Анатолий произвел на меня впечатление целеустремленного человека, готового биться за наш проект, как за свой. Я навел справки, и все, с кем я говорил, отзывались о Толе очень тепло. Сегодня я понимаю, что наш фильм для Сергеева - серьезный вызов: это достаточно крупный проект, и Анатолий кровно заинтересован в том, чтобы прокатать его как можно лучше. А тогда я стоял перед выбором: можно было напроситься к кому-то из крупных прокатчиков, которые могут диктовать кинотеатрам свои условия, но которым наша лента будет безразлична. Я общался с коллегами-продюсерами, которые отдавали свои «небольшие» картины крупным прокатчикам, и они нарисовали мне весьма нерадостную картину: независимые проекты мейджорам малоинтересны, и они зачастую расписывают такие фильмы по остаточному принципу. Анатолий Сергеев не открывает ногой двери кабинетов директоров кинотеатров, но готов бороться до последнего за каждый экран и каждый сеанс.

- Продвижением «Карпа» тоже занимается «Кинологистика»?

- Мы продвигаем ленту совместно с ними. У нас есть своя очень сильная пиар-команда, в которой Артур Циленко отвечает за стратегию, Лена Баркова - главная по PR, а в целом мы все в той или иной степени участвуем в пиар-кампании.

- Какие каналы продвижения будут задействованы?

- Поскольку у нас нет солидного маркетингового бюджета, главный фокус в продвижении картины мы делаем на пиар и, конечно, очень надеемся на прессу. Наш фильм - это не крупный коммерческий проект, который надо продвигать с использованием тяжелой артиллерии в виде центральных телеканалов. Благодаря мощному актерскому составу у нас колоссальное количество запросов на интервью: любой телеканал, бумажное или онлайн-издание хотят пообщаться с нашими звездами, и мы рассчитываем, что этот метод продвижения сработает очень хорошо.

- На нашем сайте в данный момент реклама вашей ленты размещена на главной странице...

- Со всем, что касается киноиндустрии, работает Анатолий Сергеев, в том числе с вашей редакцией и другими профессиональными изданиями. У нас, безусловно, будет какое-то количество прямой рекламы, но все же основной упор мы делаем на пиар.

- А где будет использована прямая реклама?

- Мы планируем размещать рекламу в Интернете: на крупнейших киношных сайтах и на главной странице «Яндекса», прероллы на «Ютубе». В январе у нас стартует рекламная кампания в формате тв-спотов на «Кино ТВ» и на других каналах «Ред Медиа». В Санкт-Петербурге у нас запланирована небольшая программа наружной рекламы, включая видеопанели с 10-секундным роликом и звуковую рекламу в метрополитене. Плюс в рамках информационного партнерства с радиостанцией «Наше радио» у нас есть пакет прямой рекламы в эфире. Кроме того, сегодня активно прорабатывается проведение премьерных показов в разных городах страны с участием членов съемочной группы.

- Как выбиралась дата старта в прокате?

- У нас был не такой уж большой выбор. Мы могли встать на 14 декабря, вместе со «Звездными войнами», но шансов на более-менее приличный прокат в декабре было немного: 21 числа выходили новые «Елки», затем «Движение вверх», и плотность кассовых российских релизов к Новому году достигает, как вы знаете, годового максимума. В начале года эти фильмы будут активно работать, а к 18 января, когда запланирован старт «Карпа», их популярность, я полагаю, будет не столь высока. Так что из двух зол (14 декабря и 18 января) мы выбрали меньшее (улыбается). Кроме того, выходя на месяц позже, мы получаем возможность провести дополнительные мероприятия по продвижению - интервью, поездки и т.д.

- У вашей ленты богатая фестивальная судьба, что тоже будет работать в ее пользу...

- Да, кроме Приза зрительских симпатий на ММКФ, мы получили аналогичный приз на «Меридианах Тихого», приз за лучший сценарий на Уральском фестивале, возили картину в Европу.

- Кстати, планируются ли продажи «Карпа отмороженного» на зарубежные рынки?

- Да, у нас есть компания, которая занимается реализацией зарубежных прав и сейчас ведет переговоры с рядом европейских дистрибьюторов.

- Насколько вообще интернациональна история, рассказанная в фильме?

- Сама история абсолютно интернациональна: она могла произойти где угодно - в Америке, в Англии... А вот фильм получился русский. Наверное, если задаваться целью международных продаж, то его можно было снять более «по-европейски» - пригласить других актеров, другого режиссера. Но мы сняли его по-русски. Вместе с тем хочу сказать, что, когда мы показывали картину на фестивале в Париже, половину зрителей в зале составляли французы, которые все понимали и смеялись там же, где смеемся мы.

- Чем бы вы хотели поделиться с читателями нашего журнала?

- На самом деле сказать хочется довольно много чего. В процессе работы над «Карпом» я столкнулся со многими проблемами, общими для всех российских кинематографистов, и хотелось бы обсудить, допустим, какие-то новые формы поддержки кино государством.

- Вы говорили, что не получили денег от Минкульта...

- Да, но я сейчас затронул эту тему не потому, что нам не дали субсидии в Минкульте. Сегодня я понимаю, что у государства есть масса других возможностей помогать киноотрасли, совсем необязательно это делать деньгами.

Как знают многие мои коллеги, прямая финансовая поддержка кино далеко не всегда оказывается эффективной на сто процентов. Выделяемые на кино средства часто теряются целиком или частично по дороге к съемочной площадке. Я вовсе не имею в виду коррупцию и злой умысел: эти деньги могут быть потрачены не на то, не так, неэффективно, глупо... Я смотрю на своих коллег, у которых такое бывает очень часто, да и сам я, бывало, допускал ошибки. Но когда ты рискуешь своими деньгами, ты четко осознаешь последствия. Если же ты совершаешь ошибки за государственные деньги, которые не надо отдавать, то эти ошибки тебя ничему не учат.

Поддержку кино можно оказывать разными способами. Можно дать денег, чтобы на них снять павильон, а можно предоставить павильон на определенный срок. Можно дать денег на аренду камеры, а можно дать камеру.

Мы снимали на «Ленфильме», там же был расположен наш офис. И хотя Эдуард Пичугин активно продвигает студию, бьется за каждую съемочную группу, в глобальном смысле у киностудии поддержки со стороны государства нет. А между тем у государства есть способы поддержать и «Ленфильм», и снимающих на нем кинематографистов! Например: нам нужен павильон с оборудованием на две недели. Сколько это стоит? Ну, пускай два миллиона. Можно дать нам два миллиона, а можно дать нам павильон на две недели - уверен, что в этом случае эффективность такой поддержки будет выше, чем если бы нам помогли деньгами. Понятно, что невозможно найти материально-технический эквивалент всему съемочному процессу, есть вещи, которые надо оплачивать живыми деньгами, но в каждом проекте есть какие-то вопросы, которые можно решить при помощи предоставления ресурса, а не финансовой помощи.

Поэтому мне представляется целесообразным, не уменьшая финансовой составляющей (пусть проектов будет больше), расширить господдержку в сторону предоставления съемочным группам ресурсов - зданий, оборудования и т.д.

- Но для этого нужно, чтобы чиновник, отвечающий за поддержку кино, проявил инициативу и фантазию, в конце концов. Оперировать денежными суммами куда проще, безопаснее и выгоднее с коррупционной точки зрения - от павильона ведь не отпилишь 15% на откат...

- Тем не менее в Минкульте огромное количество умных и вполне честных людей, готовых проявлять инициативу и идти на эксперимент, однако каждое принимаемое чиновниками решение так или иначе затрагивает чьи-то интересы. Система очень сложная, но надо же с чего-то начинать!

На съемках «Карпа» я понял, что государство могло бы нам очень помочь, дав нам то, что для него, государства, ничего не стоит. И я считаю, что эта область поддержки нуждается в тщательной проработке. Ведь таким образом можно было бы очень активно развивать государственные киностудии - «Ленфильм», «Мосфильм», Ялтинскую киностудию и т.д.: достаточно часть денег, которые выделяются напрямую съемочным группам, вложить в развитие студий, чтобы затем давать людям возможность использовать эти студии по прямому назначению - для съемок кино.

Я пытался озвучить подобную мысль в Питере. Почти у любого города есть определенное количество заброшенных, неиспользуемых зданий, которые можно взять в аренду. Если город выделит такое здание для использования компаниями, занятыми в сфере кино, то он и окажет содействие развитию киноиндустрии, и сохранит это здание в нормальном рабочем состоянии.

- Это можно реализовать, например, в системе рибейтов...

- Да, надо только продумать механизм взаимоотношений кинематографистов с властями. Эти отношения должны быть выгодны обеим сторонам. Компании, занятые в кино, могли бы получить возможность аренды помещений по специально для них установленной низкой ставке, образуя своего рода кинокластер - как это раньше происходило в рамках киностудий. Это же тоже поддержка кино: занятая в киноиндустрии компания может существенно сэкономить на аренде помещений и направить освободившиеся ресурсы на развитие. Очевидно, что и в этой системе могут появиться свои жулики, которые начнут использовать предоставленные льготы для наживы, но, как мы уже говорили, финансовая помощь государства тоже доходит до киноиндустрии не в полном объеме.


Кто:  Никита Владимиров

Возврат к списку