В ревущей толпе есть особая энергия

В ревущей толпе есть особая энергия Петр Шепотинник
07.11.2020

По окончании 42 ММКФ мы побеседовали с Петром Шепотинником - кинокритиком, режиссером, членом отборочной комиссии и директором по связям с общественностью ММКФ.

Главный международный киносмотр страны, Московский международный кинофестиваль, несмотря на угрозу отмены, все-таки состоялся. Из-за весеннего карантина сроки проведения форума передвинули на полгода. До последнего момента фестиваль был под угрозой срыва из-за стремительно растущего числа заболевших коронавирусной инфекцией, а когда 42-й ММКФ наконец начал свою работу, то проходил со значительными ограничениями по количеству гостей, журналистов и участников. Но, как сказал председатель жюри основного конкурса, продюсер и режиссер Тимур Бекмамбетов, «главное, что фестиваль состоялся». 

«Кинобизнес сегодня»: Организовать столь грандиозный по масштабу фестиваль как ММКФ в период пандемии было настоящим подвигом для дирекции. Были ли у вас и у ваших коллег сомнения в необходимости его проведения, и что сыграло решающую роль в принятии решения в пользу «живого» кинофорума?

Петр Шепотинник: Разумные сомнения присущи любому здравомыслящему человеку. Тут, скорее, обстоятельства диктовали, насколько наши сомнения оправданны. Каким-то чудом именно эти восемь дней благополучно вписались в относительно беспроблемный отрезок нашей сверхпандемичной жизни.

- Некоторые ваши коллеги в этом году сделали свой выбор в пользу онлайн-формата. Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы интернет-версии крупного фестиваля?

- Особых плюсов я не вижу. По долгу службы мне приходится смотреть на компьютере тысячи фильмов, и у меня давно развилась идиосинкразия по отношению к такому зрелищу. Если получается, то с удовольствием досматриваю понравившиеся мне картины на большом экране. Кино - это еще и театр, а в онлайне момент театральности исчезает полностью. Но онлайн - это все-таки лучше, чем ничего. И ударил он как раз, в большей степени, по фильмам, рассчитанным на массовую аудиторию. Онлайн представляет собой вызов, с которым, тем не менее, надо смириться и думать, какую скрытую пользу художники экрана могут из него извлечь.

- С какими организационными сложностями пришлось столкнуться вашей команде, и насколько трудно было получить зарубежные ленты для программы, особенно венецианские новинки?

- Все дело в высоком профессионализме моих коллег из программной дирекции. Они, как сейсмологи, тщательно отслеживали «колебания недр» - любое движение новых картин на рынке. И кое-что, к счастью, удалось выудить. Мне порой до последней минуты казалось, что тот или иной фильм до нас не доплывет. Но все получилось. Честно говоря, новые технологии очень облегчают этот процесс - не надо везти бобины с пленками или даже жесткие диски за тридевять земель. Но в чем-то, наверное, и усложняют: уровень требований к качеству колоссальный.

- Одной из главных жемчужин вашей программы «8,5 фильмов», да и всего фестиваля в целом, стала в этом году картина «Новый порядок» Мишеля Франко. Очевидно, что для программного директора дорог каждый фильм, и все же, какая из лент вашей программы была особенно ценна для вас лично?

- Пожалуй, именно эта картина, поскольку она абсолютно новая, да еще «Государство комаров». Впрочем, наибольший восторг вызвал «Черный, черный человек» Адильхана Ержанова. Люди не расходились еще час после просмотра, к тому же в Москве чудом оказался Данияр Алшинов, исполнитель главной роли.

- Как вы оцениваете основной конкурс этого года? Почему, на ваш взгляд, лента Андрея Зайцева «Блокадный дневник», получившая главный приз фестиваля, вызвала столько споров?

- Я никогда не комментирую конкурсную программу фестиваля - ни до него, ни после.

- Какие мировые тенденции в кинематографе, по вашему мнению, отразила программа ММКФ нынешнего года?

- Все возможные - от высокопрофессионального мейнстрима, выдерживающего любые сравнение с заморскими образцами («Серебряные коньки»), до дремучего артхауса. Примеров масса.

- Если 43-й ММКФ будет проходить в апреле 2021 года, из каких источников вы будете черпать сокровища для вашей программы, основу которой обычно составляют хиты крупных мировых кинофорумов?

- У меня как консультанта Венецианского кинофестиваля на примете для конкурса есть, как минимум, три ленты. Кроме того, мы вхожи в закрытое рыночное пространство, в котором можно найти очень много ценного. К тому же, несмотря на сильную травму, нанесенную кинематографу вирусом, я оптимистически смотрю на фестивальное движение будущего года. Думаю, и Роттердам, и Берлин все-таки состоятся.

- Какие новации, введенные в этом году в организацию фестиваля, будут сохранены в дальнейшем? К примеру, система электронного бронирования билетов оказалась очень удобной для журналистов и гостей форума…

- Согласен, такая система удобна. Это первой доказала Венеция, затем «Кинотавр». Но в ревущей толпе, согласитесь, тоже есть некая особая энергия. Даже если половина из тех, кто рвется на просмотр, в результате остается без места в зале…       

Мария Безрук, специально для "Кинобизнеса сегодня"                                       

Кто:  Петр Шепотинник

Возврат к списку