Ведущие студии уже сейчас всерьез занимаются производством ВР-контента
У нас в гостях Евгений Борисов - руководитель проектов компании VORTEX Pictures, которая занимается лицензированием, производством и дистрибьюцией контента в формате VR-видео.
«Кинобизнес сегодня»: Расскажите, что это вообще такое - VR?
Евгений Борисов: VR или ВР (виртуальная реальность) - это новый формат развлечений. Это то будущее, которое нам давным-давно показывали в фильмах: человек надевает на голову специальный шлем и буквально переносится в другой мир. Справедливости ради, штука эта далеко не новая, но только сейчас технологии позволили создать устройства, достаточно удобные и интересные для массового потребителя.
- Про 3D-кино и 3D-телевизоры говорили то же самое...
- Безусловно, но разница в том, что 3D дает зрителю лишь небольшое дополнение к традиционному контенту, это была, так сказать, просто вишенка на торте. ВР же позволяет окунуться в контент целиком - зритель не просто смотрит фильм на экране, он буквально сам находится внутри ленты.
- То есть фильм, по сути, превращается в компьютерную игру?
- Не совсем так. Конечно, большинство контента на рынке ВР сейчас - это именно игры или развлечения типа американских горок, которые можно посмотреть в торговых центрах. Но это не совсем то, чем занимаемся мы. Лично я уверен, что аудитория индустрии развлечений всегда будет разделяться на активную - тех, кто хочет принимать решения и участвовать в сюжете (играть в игры), и пассивную - тех, кто хочет просто расслабиться и получать удовольствие (смотреть кино).
- Говоря о контенте - где вообще его сейчас брать, и что это за контент?
- Сейчас время экспериментов. Никто в мире, включая голливудские студии и лучших мировых режиссеров, не знает, как правильно снимать кино в таком формате, как управлять вниманием зрителя, - ведь в ВР нет понятия кадра, никакие традиционные элементы киноязыка не работают. Однако уже сейчас есть определенное количество короткометражных фильмов по пять-семь минут каждый, смотреть которые очень интересно. Мы лицензируем их для проката, объединяем в блоки по 20-30 минут и занимаемся получением прокатных удостоверений на эти блоки - то есть готовим контент для проката по системе, понятной для кинотеатров. Прежде всего, чтобы можно было продавать билеты на VR-сеансы, используя программы по продаже обычных билетов в кино.
Говоря о том, что это за контент, - конечно, в первую очередь это в той или иной степени документалистика. Очень качественный и интересный материал, но не постановочный, а позволяющий поместить зрителя в то или иное место на планете. Помимо лицензирования международных проектов, мы сейчас делаем еще и свой контент, основанный на одном очень известном российском шоу.
Второе направление, которое мы предлагаем зрителям, - это анимационные картины, трехмерная графика в ВР-формате. Тут, безусловно, самое «крутое», что есть сейчас, - это мультфильм Invasion студии Baobab, который снял режиссер мультфильма «Мадагаскар».
- Мультфильмы - это значит для детей? Насколько это вообще безопасно?
- Будем откровенны - никто сейчас точно не знает, насколько просмотр ВР влияет на детей или даже на взрослых. Исследования еще ведутся, но производители оборудования не рекомендуют показывать ВР детям до 12 лет. В любом случае, мы, безусловно, считаем, что злоупотреблять просмотром ВР не стоит, именно поэтому наши сеансы длятся максимум 30 минут.
- Хорошо, а как показывать в кинотеатрах такой контент?
- Отличный вопрос. Мало иметь контент, надо иметь еще и программно-аппаратную платформу для его демонстрации. И проблема в том, что в настоящее время в мире не существует общепризнанного лидера в этом направлении, именно поэтому для работы нам пришлось разрабатывать технологию самостоятельно. При этом мы решили не дожидаться готовых решений от IMAX, а предложить технологию, максимально доступную для кинотеатров.
Для того чтобы демонстрировать наш контент, необходимо закупить любые современные смартфоны на базе Android в необходимом количестве (мы рекомендуем от 10 до 30 устройств), ВР-шлемы и наушники, поставить вращающиеся кресла или мягкие кресла-подушки - и все. После чего зарегистрироваться в нашей системе, скачать специальное приложение для демонстрации - и система готова к работе.
- То есть эти сеансы не могут проводиться в обычных кинозалах?
- Ну почему же, для показа, в принципе, можно использовать и готовые залы. Но, во-первых, это значит, что тогда кинотеатр теряет традиционные сеансы, а во-вторых (и это главное), мы предполагаем немного другую модель потребления. Например, зритель пришел в кинотеатр, купил билет, и у него есть час свободного времени до начала картины. Он может пойти выпить кофе, поиграть в аэрохоккей, а может пойти посмотреть ВР-фильм. То есть мы предполагаем, что кинотеатры в основном не будут использовать существующие залы, а выделят отдельную небольшую зону в кинотеатре для показа ВР, таким образом, дополнительно зарабатывая на зрительском трафике.
- А как обстоят дела с удобством показа - не будут ли зрителям мешать окружающие?
- В том-то и дело, что, надевая шлем и наушники, зритель полностью погружается в контент и не видит ничего, что происходит вокруг. То есть никаких специальных требований к помещению не нужно, главное - организовать отдельную зону с сиденьями, позволяющими зрителю свободно вращать головой.
- А насколько вообще интересен зрителям такой формат? Есть ли успешные примеры его реализации в России или в мире?
- Уже сейчас работает ВР-кинотеатр в Амстердаме. Цифр они не раскрывают, но мы внимательно следим за их расписанием на сайте https://thevrcinema.com/, и, судя по тому, что часто видим там sold out («все билеты проданы»), дела у них идут неплохо.
Что касается России, то в июне компания EMC проводила в Москве фестиваль ВР-кино, и он пользовался огромной популярностью - фильмы посмотрели более 1 800 человек (это в одном зале за несколько дней показов), люди специально ехали с разных концов города. То есть спрос на такой контент определенно есть.
- Хорошо, спрос есть. Но вы сами сказали, что для просмотра зрителю нужен только смартфон и шлем, и если он может все купить самостоятельно и смотреть дома, то зачем ему идти в кинотеатр и платить за это деньги?
- Еще один отличный вопрос! Тут есть два момента, даже три. Первое - это удобство. Ведь мало того, что надо потратить деньги и купить оборудование, - надо еще найти программное обеспечение для просмотра ВР-кино, найти сами фильмы, все настроить. Это сделать можно, но обычный зритель этим заниматься не будет. Приходя же в кинотеатр, нужно просто надеть на голову шлем и начать просмотр. Второе - это непосредственно контент. Мы занимаемся поиском и лицензированием тех фильмов, которых нет в свободном доступе, а некоторые будут доступны эксклюзивно на нашей платформе. Ну и третий момент, в который лично я очень верю, - это социальность кинотеатрального просмотра. Да, каждый зритель сидит в своем шлеме, но после окончания ленты нам всегда хочется поделиться впечатлениями, а ВР - это новый опыт кинопросмотра, это интересно, это хочется обсудить. Я был на фестивале ВР-кино, там такое бурное обсуждение происходило после каждого сеанса!
- Но неужели нет никаких проблем? Говорят, некоторых просто укачивает от ВР, кого-то не устраивает качество изображения...
- Вы правы, технология новая, и всем нам предстоит сделать еще очень многое, чтобы довести ее до совершенства. Говоря об укачивании - это случается только тогда, когда людям показывают некачественный контент (типа тех же американских горок), от которого вестибулярный аппарат сходит с ума. Мы подобное кино в прокат не берем, к этому вопросу относимся очень тщательно. Что касается качества изображения - это правда, если присмотреться, то можно заметить на экране отдельные пиксели, но это технологические ограничения, и тут все просто: чем лучше смартфон, на котором осуществляется показ, тем лучше изображение.
В целом, повторюсь еще раз - это новая технология, и она пока не идеальна, но впечатления, которые зритель получает от просмотра, настолько яркие и необычные, что все ведущие студии уже сейчас всерьез занимаются производством ВР-контента премиального класса. И с другой стороны, кинотеатры все чаще обращают внимание на новые способы заработка, особенно сейчас, когда традиционный кинопрокат во всем мире находится не в самых простых условиях.
- Заключительный вопрос: вы уже работаете с какими-нибудь российскими кинотеатрами?
- В настоящий момент мы ведем переговоры с несколькими крупными кинотеатральными сетями. Первым нашим клиентом стала компания «Люксор» - они тоже верят в эту технологию и видят в открытии ВР-кинотеатров отличную возможность для развития своего бизнеса. Так что в 2017 году мы планируем совместно с ними открыть несколько ВР-кинотеатров в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Сочи.
Кто: Евгений Борисов