Все, кто посмотрел «Водяную» целиком, сказали, что точно ее возьмут
На зимнем Российском международном кинорынке одним из самых интересных представлений российского кино 2019 года была презентация фильма «Водяная», проведенная его сценаристом и режиссером Алексеем Барыкиным.
Выступая в сегменте детского и семейного фэнтези, основываясь на сюжетах восточных сказок, Барыкин намерен удивить зрителей яркой и самобытной картиной. Мы побеседовали с Алексеем о том, каким образом «Водяная» будет завоевывать рынок, бросая вызов голливудским блокбастерам в борьбе за свою аудиторию.
Мария Безрук: На Кинорынке вы сказали, что ваша «Водяная» станет свежей струей в поле традиционных сказочных персонажей, которые эксплуатируются отечественным кинематографом. Однако образ Водяного в советском кино и анимации был весьма популярен. Уточните, пожалуйста, разные ли это персонажи, и если да, то расскажите подробнее о происхождении вашей Водяной.
Алексей Барыкин: Думаю, колорит восточной сказки - это именно то, что делает наш фильм самобытным. В основу картины легли истории классиков татарской литературы Каюма Насыри и Габдуллы Тукая, переосмысленные на современный лад. Водяная, или Су Анасы - очень популярный персонаж татарских сказок. У нее нет ничего общего с тем пузатым дядькой из мультфильма про Летучий корабль, очень похоже воспроизведенным и в «Последнем богатыре». В восточной традиции Водяная - это именно женщина, таинственная и пугающая. Часто ее видят на берегу озера в лунном свете, когда она расчесывает гребнем свои длинные волосы. Хотя Водяная живет в озере, у нее нет хвоста, как у русалки, она способна ходить по земле и даже летать. В нашей картине мы постарались сделать Водяную одновременно привлекательной и страшной. Очень серьезную работу проделали наши гримеры: каждую смену лицо и руки Водяной украшали вручную больше трех часов, а затем на стадии постпродакшн эти кадры еще и дорабатывались с помощью компьютерной графики. Для этого персонажа была создана одежда на основе народных костюмов XIX века. А вообще, Водяная - не единственный персонаж восточных сказок в нашем фильме. Но это уже спойлер!
- Нынче в моде «фильмы, основанные на реальных событиях». Имеет ли сюжет вашей ленты под собой некую реальную почву?
- Сказочная история о том, как дети спасают свою мать из лап Водяной, - это, конечно, вымысел. Но есть в нашей картине и очень взрослая сюжетная линия. Программный директор кинофестиваля «Окно в Европу» Алиса Струкова сказала, что «Водяная» - это драма об отношениях отцов и детей, о грехах отцов. Вот эта часть сюжета действительно была навеяна историями реальных людей. Поэтому мы говорим, что дети в фильме «Водяная» увидят свое, а взрослые - свое.
- Практика последних лет показывает, что у российского детского и семейного кино немного шансов в прокате, если в его производстве не участвует крупная компания-мэйджор, как это было в случае с «Последним богатырем». Какие инструменты продвижения вы намерены использовать для того, чтобы ваша лента как минимум была расписана кинотеатрами?
- «Водяная» - не просто детская или семейная драма, это приключенческий фильм-фэнтези со спецэффектами и элементами хоррора. Таких картин в России снимается немного. Конечно, у любого кино шансы в прокате увеличиваются, когда его продвигают мэйджоры, это касается не только детского и семейного кино. Но у «Водяной» есть свои сильные стороны, и неслучайно она привлекла внимание и зарубежных покупателей, и российских дистрибьюторов еще на этапе постпродакшн. Во-первых, у нас интересная, нетривиальная история. Ведь в большинстве сказок вы заранее примерно понимаете, что тут будет происходить и чем все закончится. Но в «Водяной» не так: до последних кадров зритель не может предсказать, к чему все идет, сложно будет разгадать сюжетные повороты - что случится через десять минут. Об этом нам говорили многие зрители: сюжет держит в напряжении вплоть до финальных титров. Это весомый аргумент в нашу пользу.
Во-вторых, «Водяная» - это восточная сказка с мусульманскими мотивами. Мне кажется, многие недооценивают, как много в России мусульман. Их, между прочим, четырнадцать с половиной миллионов, десять процентов населения страны, и это не считая мигрантов! Татары - вторая по численности нация в стране, почти пять миллионов! Думаю, среди них окажется много наших преданных зрителей, которые специально пойдут в кино не на комикс-блокбастер, не на 3D-мультфильм, а именно на «Водяную». Тем более что Габдулла Тукай и Каюм Насыри - это настоящие классики тюркоязычного мира, как Пушкин или Гоголь для русскоязычного.
- Каким образом вы будете привлекать зрителей в кино? Есть ли у вас партнеры по кросс-промо?
- Мы уже ведем подготовительную работу по продвижению фильма. В ключевых для проката кинотеатрах хардблок трейлера начинается в конце декабря и захватит все новогодние праздники. Конечно, у нас будет несколько основных промопартнеров федерального уровня и несколько десятков регионального.
У нас есть потрясающее ноу-хау, работа с мусульманскими общинами по всей стране - не хочу загадывать, но пока планы масштабные. Мы закладываем серьезный маркетинговый бюджет на соцсети и блогеров - лидеров мнений в сфере кино.
- В вашем фильме вы выступаете сразу в нескольких ипостасях, от режиссера до композитора. Что это - творческая жадность или стремление максимально оптимизировать бюджет?
- Дело не в бюджете. То, что режиссер снимает картины по своему сценарию, - это нормальная практика. Но мне нравится еще и писать музыку, я получаю от этого удовольствие. Для меня режиссура, музыка, сценарий - инструменты сторителлинга, и мне хочется рассказывать историю одновременно всеми средствами, которыми я владею. Я это делал на трех своих недавних лентах: «Семейные хлопоты», «Осанна» и «Водяная». Да, наверное, это можно назвать творческой жадностью, вернее, авторской жадностью, желанием быть стопроцентным автором своего фильма. Но возможно, я просто еще не встретил своего композитора. Как только встречу - уступлю это удовольствие ему.
- Ваша презентация на Кинорынке была весьма любопытной. Насколько это повлияло на интерес к вашей картине со стороны представителей кинотеатров? Много ли предложений о росписи вам поступило от показчиков после вашего выступления?
- Наш релиз намечен на 13 марта, поэтому говорить о детальной росписи пока рано. Могу сказать, что после презентации ко мне подходили представители кинотеатров, говорили, что заинтересовались и планируют взять фильм в прокат. Думаю, что у директора компании «Кинологистика» Анатолия Сергеева, нашего дистрибьютора, таких встреч было больше. Но одно мне было особенно приятно: все, кто посмотрел фильм целиком, сказали, что точно его возьмут. Значит, «Водяная» цепляет!
- Ваша лента сделана благодаря госфинансированию детского кино, или же это частное инвестирование? Каков был общий бюджет проекта?
- Фильм частично снят на грант президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, а вторую часть суммы выделил частный инвестор - фонд «Ника» под управлением депутата и общественного деятеля Владимира Братухина. Бюджет ленты составил 30 млн рублей. Конечно, это не слишком большая сумма для жанра фэнтези, но благодаря тому, что мы снимали в Татарстане, производство обошлось нам гораздо дешевле. Поэтому мы смогли себе позволить трюки, компьютерную графику, костюмы, грим, сложный постпродакшн и многое другое.
- Насколько я поняла из вашего ролика, сюжет допускал возможность сделать кино в копродукции. Были ли попытки привлечь партнеров из других стран? Если да, то кому предлагали и почему не вышло кооперации?
- Нет, на момент производства фильма о копродукции речь не шла. Зато сейчас, после выхода «Водяной», мы получили целый ряд предложений о сотрудничестве по нашему следующему проекту. Например, из Турции. Посмотрим, что из этого получится.Кто: Алексей Барыкин