«Вторым режиссером нашего фильма была природа»

«Вторым режиссером нашего фильма была природа» Роман Борисевич и Алексей Попогребски
20.03.2010

1 апреля на экраны России и СНГ выходит картина режиссера и сценариста Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» — один из главных триумфаторов юбилейного, 60-го Берлинского международного кинофестиваля.


1 апреля на экраны России и СНГ выходит картина режиссера и сценариста Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» — один из главных триумфаторов юбилейного, 60-го Берлинского международного кинофестиваля. На этом престижном кинофоруме фильм был удостоен наград сразу в двух категориях. «Серебряных медведей» за лучшее исполнение мужской роли получили два российских актера: Сергей Пускепалис («Простые вещи») и Григорий Добрыгин (лента «Как я провел этим летом» стала его дебютом в большом кино). Кроме того, приз за лучшую операторскую работу достался молодому отечественному мастеру светописи Павлу Костомарову («Прогулка», «Простые вещи»), оператору-постановщику «Как я провел этим летом». Производство фильма осуществили кинокомпания «Коктебель» и телеканал «Россия» при участии кинокомпании «СтартФильм». Кроме того, поддержку проекту оказали Министерство культуры РФ и Правительство Чукотского автономного округа. Продюсеры ленты – Роман Борисевич («Коктебель», «Свободное плавание») и Александр Кушаев («Сказка про темноту»). Дистрибьюцией картины занимается киноторговая компания «Вольга». Действие ленты разворачивается на труднодоступной полярной станции, находящейся на острове в Северном Ледовитом океане. Начальник объекта Сергей и молодой техник Павел дорабатывают последнюю вахту. Станцию, которая в течение нескольких десятилетий без единого перерыва обеспечивала передачу важных метеорологических данных, переводят на автоматический режим работы. Под конец летней навигации двух полярников должен забрать теплоход. Впервые за много лет Сергей окажется на материке, где его дожидается семья. У Павла же закончится летняя практика, а ведь он не испытал и сотой доли тех приключений, на которые рассчитывал, отправляясь в Заполярье. Единственный канал общения с миром — неустойчивая радиосвязь с центральной базой. В отсутствие Сергея приходит сообщение, с которым Павел попросту не знает, как поступить. Он надеется, что, когда за ними придет теплоход, ситуация разрешится сама собой. Но на Крайнем Севере возможно все. И иногда приходится выбирать между своей жизнью и жизнью другого… О работе над картиной, о ее подготовке к прокату и о многом другом корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» рассказали продюсер фильма Роман Борисевич и режиссер и сценарист «Как я провел этим летом» Алексей Попогребский. 

Сергей Некрасов: Известно, что съемки картины прошли в условиях автономной экспедиции к Северному Полярному кругу. Когда родилась идея организовать ее: во время работы над сценарием или уже на стадии запуска картины в производство? 

Роман Борисевич: Вообще-то сценарий картины писался уже после того, как была выбрана натура. До поисков мест будущих съемок существовала лишь некая идея снять фильм о двух практически абсолютно оторванных от общества людях, живущих в условиях Крайнего Севера, психологические портреты персонажей и основная сюжетная канва. К выбору натуры Алексей Попогребский подошел очень внимательно и ответственно. За год до начала съемок он с оператором-постановщиком Павлом Костомаровым и художником-постановщиком Геннадием Поповым выехал на полуостров Валькаркай, о котором много читал еще в детстве. Там в итоге и были найдены все объекты, после чего специфика того ландшафта и северной природы в целом была, что называется, «вписана» в сценарий. Такой метод работы с кинодраматургической основой картины мне лично очень понравился. Теперь я рекомендую всем режиссерам, сотрудничающим с кинокомпанией «Коктебель», искать натуру до написания окончательного варианта сценария, чтобы затем описывать ее со знанием предмета. На мой взгляд, это экономически гораздо эффективнее, чем искать потом объекты, подбирая их под уже существующий текст. Что же касается съемок, которые прошли на Валькаркае близ мыса Шелагский (самой северной точки Чукотки) в пяти часах езды на вездеходе от города Певек, то осуществить их можно было исключительно в условиях абсолютно автономной полярной экспедиции. И это пошло проекту только на пользу. Люди не просто работали над фильмом — они жили им. 

- А какова была ваша реакция как продюсера, когда выяснилось, что придется организовывать выезд двух десятков человек на Крайний Север на несколько месяцев? 

Роман Борисевич: Честно говоря, поначалу проект меня совсем не пугал. Казалось, что все можно будет сделать очень недорого. И только потом стало ясно, что, поскольку на месте будущих съемок ничего нет, все придется брать с собой: бытовые приборы, включая морозильную камеру, еду, повара… Хорошо, что хотя бы здание станции нам строить не пришлось. Оно уже существовало, оставалось только придать ему нужный вид. Словом, в итоге затраты действительно оказались нешуточными, а весь съемочный процесс – весьма трудоемким. Но дело того стоило. Кстати, огромную помощь нашему проекту оказало Правительство Чукотского автономного округа. Без нее нам было бы гораздо труднее. 

 - Каков же производственный бюджет фильма? 

 Роман Борисевич: Два с половиной миллиона долларов, из которых около миллиона выделило государство. Но замечу, что основная часть работы над проектом была выполнена еще до кризиса и в самом его начале (летом 2007 года производился поиск объектов на Чукотке, а съемки прошли в 2008 году). Если пересчитать наши расходы по нынешнему курсу, то общая цифра будет несколько меньше. 

- Алексей, в своих интервью вы неоднократно говорили о том, что чтение дневников и воспоминаний полярников увлекало вас еще с детства. А когда конкретно родился замысел картины «Как я провел этим летом»? 

Алексей Попогребский: Какой-то конкретной даты я назвать, конечно, не могу, но помню, что произошло это до Берлинского кинофестиваля 2005 года, когда я готовился приступить к съемкам своей предыдущей картины «Простые вещи». Тогда в беседе со своим другом, работавшим в компании Bavaria International, которая, кстати, сейчас осуществляет международную дистрибьюцию «Как я провел этим летом», я впервые упомянул про сюжет о двух людях на полярной станции. Впрочем, тогда я вполне отдавал себе отчет, что для такого проекта мне еще нужно набраться опыта, накачать «режиссерские мышцы». Параллельно с производством «Простых вещей» я обдумывал будущий сценарий, разрабатывал его сюжет. А во время поисков натуры на Валькаркае возникло несколько уточнений и новых идей (в частности, решение снять кульминационную часть на заброшенной с 1981 года Туманной станции). Когда в августе 2007 года мы вернулись в Москву, я приступил к работе над сценарием с учетом конкретики выбранных мест. Основную схему удалось набросать в течение осени, а окончательный вариант был написан примерно за два-три последующих месяца. Тут надо учитывать, что сначала я как бы пишу сценарий у себя в голове и только потом, когда все уже продумано, переношу его на бумагу. 

- Некоторые режиссеры во время съемок предпочитают максимально точно придерживаться существующего сценария, другие и на съемочной площадке продолжают менять кинодраматургическую основу картины. Много ли изменений было внесено в сюжет «Как я провел этим летом» по ходу дела? 

Алексей Попогребский: Для того чтобы вместе с актерами и съемочной группой погрузиться в реальность фильма, уже на Валькаркае я свой подробный сценарий отложил в сторону и окончательно прописывал многие сцены буквально за день до съемок того или иного эпизода. Ведь если роль Сергея изначально писалась для Сергея Пускепалиса, с которым я уже работал на «Простых вещах», то Гриша Добрыгин, сыгравший Павла, появился на проекте буквально за месяц до начала экспедиции. Адаптировать роль под него заблаговременно я просто не успел и окончательно прописывал ее уже на Севере. Так что Гриша никогда не читал сценарий полностью. Он получал от меня сцену за сценой, а кроме того, я, конечно, объяснял ему, как должен развиваться наш сюжет в целом. 

- Кстати, почему в ходе кастинга роли Павла выбор было решено остановить именно на Григории Добрыгине? 

Алексей Попогребский: На мой взгляд, самый важный этап работы с актером – это кастинг. Если сделать на данной стадии неверный выбор, то каким бы суперпрофессиональным ни был артист, ничего хорошего из фильма не получится. Когда я провожу отбор, мне очень важно найти точки резонанса между человеком и персонажем. Актерская техника – это уже второй вопрос. Для «Как я провел этим летом» (тогда проект еще носил рабочее название «Последний день») нам нужен был молодой человек студенческого возраста. Я отсмотрел очень много ребят из Москвы и Питера (в том числе и непрофессионалов), но с образом Павла ни один из них не коррелировал. И только когда я увидел Гришу на видеосъемках студенческого театрального фестиваля «Твой шанс», то подумал: «Вот, вроде бы, киногеничный парень. Может быть, это то, что мне нужно». Мы познакомились, несколько часов пили чай и говорили «за жизнь», а потом сделали несколько импровизационных этюдов с Сергеем Пускепалисом. Я понял, что по фактуре и психофизике Гриша несколько отличается от прописанного персонажа, но все равно остановил выбор на нем, потому что он был еще интереснее, чем сценарный герой, и нередко реагировал на предлагаемые обстоятельства даже парадоксальнее, чем Павел, который представлялся мне. Работа в нашем фильме стала для Гриши кинодебютом (напомню, «Черная молния» снималась позднее), но, на мой взгляд, отсутствие у него опыта работы на съемочной площадке было для проекта безусловным плюсом. Мне хотелось, чтобы на камеру «шла» его собственная органика и психология, а не голая актерская техника. 

- Как вы работали с актерами на проекте: ставили перед ними некую сверхзадачу, позволяя дойти до нее самостоятельно, или вели их по этому пути шаг за шагом? 

Алексей Попогребский: На «Как я провел этим летом» у нас была уникальная возможность снимать фильм в хронологическом порядке. Так что мы шли по пути развития характеров, подстраиваясь только под природу. И, слава богу, природа пошла нам навстречу, изменяясь в соответствии с сюжетом картины, много нам подсказывая и сильно помогая. Можно сказать, она стала полноправным соавтором картины. Что же касается актеров, то я стараюсь не перегружать их умственными рациональными задачами, потому что, на мой взгляд, когда в художественную ткань фильма вмешивается рассудок — разрушается тонкая органика и достоверность образов. Если уж ты утвердил актера на роль, то дальше нужно доверять его внутренней правде, а не грузить его красивыми и умными словами. У нас была цифровая съемочная техника, что позволяло нам снимать буквально с первой репетиции. И зачастую первый дубль оказывался самым интересным. Впрочем, иногда ребята «разогревались» только к двадцать пятому дублю. 

 - Был ли выбор цифровой съемочной техники продиктован исключительно финансовыми соображениями? 

Алексей Попогребский: Прежде всего, мы руководствовались здравым смыслом. Рейсы от ближайшего к месту съемок города до Москвы были только два раза в месяц, а значит, отсмотреть снятый на пленку материал можно было только после окончания экспедиции. Следовательно, требовалась цифровая техника, которая могла бы тонко передать всю красоту местной природы, чрезвычайно богатой различными нюансами. По правде говоря, я не был удовлетворен визуальным рядом ни одного из фильмов, снятых на «цифру» к тому времени, но, к счастью, как раз к началу съемок «Как я провел этим летом» на рынке появилась американская камера Red. Нам пришлось привезти два комплекта из Франции. Работой с этой техникой я чрезвычайно доволен. Нас она не только ни разу не подвела, а, наоборот, предоставила дополнительную степень свободы, дав возможность снимать непрерывные длинные дубли (например, съемка последнего кадра картины длилась шесть часов в реальном времени; потом на стадии постпродакшна скорость, естественно, была увеличена). А в западной прессе после показа на Берлинском кинофестивале даже упоминалось, что картинка в нашем фильме неотличима от пленочной. Для меня и нашего замечательного цветоустановщика Кирилла Боброва это огромный комплимент. 

 — Сколько длились съемки картины? 

 Алексей Попогребский: Вся экспедиция длилась три месяца (с июля по начало октября 2008 года), из которых на ежедневные непрерывные съемки ушло около двух. Первые три недели мы осваивали камеры на месте. Всего было отснято 80 часов материала (многое снималось на две камеры; немало было и длинных дублей со съемками природы, о которых я упоминал выше). Вообще работать в условиях полярного дня – это настоящее счастье для кинематографиста. Чуть ли не круглые сутки солнце стоит низко, обеспечивая любимый операторами световой режим (самая длинная световая смена длилась у нас непрерывно 23 часа). В этих условиях самой сложной задачей было найти верный ритм съемок относительно природы. У нас было 85 эпизодов, для каждого из которых требовалось определенное природное состояние. К счастью, нам удалось настроиться на правильную волну. А природа давала даже больше, чем мы от нее хотели. Например, буря, заснятая в фильме, реально валила съемочную группу с ног (никаких ветродуев у нас не было). И миллиарды комаров в кадре самые настоящие… И белый медведь тоже… Так что, можно сказать, вторым режиссером нашего фильма была природа. 

- Роман, большинство продюсеров стараются постоянно присутствовать на съемочной площадке и ежедневно просматривать отснятый материал. Легко ли вам было контролировать процесс на стадии съемок? 

Роман Борисевич: Я на площадке был всего один раз и провел там две недели. Естественно, о полном контроле в таких условиях речи идти не могло. Но все, что я увидел за эти четырнадцать дней, меня полностью удовлетворило: и организация процесса, и отснятый материал. Да и вообще, с Алексеем мы работаем не в первый раз, и ответственно заявляю: в жестком продюсерском контроле этот режиссер не нуждается. 

- Если мне не изменяет память, изначально вы были единственным продюсером «Как я провел этим летом». Когда к проекту присоединился Александр Кушаев, главный продюсер службы кинопоказа ГК «Россия»? 

Роман Борисевич: С Александром мы делали «Сказку про темноту», которая была запущена в производство, когда уже полным ходом шли съемки «Как я провел этим летом». Вскоре Александр выразил желание подключиться и к работе над фильмом Алексея. Уверен, объединив усилия с телеканалом «Россия», мы сможем обеспечить этому проекту больший резонанс и лучшее позиционирование. 

- Почему было решено делать звуковое оформление фильма в Вильнюсе на студии KINEMA POST PRO, продюсером которой является знаменитый литовский режиссер Шарунас Бартас, а перезапись звука – в Праге на студии Cinepost? 

 Алексей Попогребский: Вот уже на втором фильме я работаю с замечательным звукорежиссером Владимиром Головницким. Мы оба – фанаты записи звука на площадке. На «Как я провел этим летом» нам удалось записать на Чукотке на шесть каналов не только диалоги и фоны, но и синхронные шумы (стуки, шелесты и т. д.). Володя занимался и окончательным монтажом звука, который прошел на студии Шарунаса Бартаса – в стороне от московской суеты. Почему выбрали Вильнюс? Потому что там можно работать спокойнее и продуктивнее, чем в Москве. А в Прагу мы поехали, в первую очередь, потому что в фильме есть двадцать минут оригинальной музыки, написанной Дмитрием Катхановым (ранее он написал тему для «Простых вещей»). Она очень точна и интересна по стилю и отлично продумана мелодически. Естественно, и свести ее нужно было максимально хорошо. Мы с Володей обратились к Иво Хегеру, работавшему над очень понравившимся мне звуковым решением фильма «Стиляги». Со своей задачей на «Как я провел этим летом» он справился просто замечательно – и всего за 13 смен! 

- Алексей упомянул, что международной дистрибьюцией картины занимается Bavaria International. Когда был заключен контракт с этой компанией – до или после Берлинского кинофестиваля? 

 Роман Борисевич: До. Для нас это – большая удача. Bavaria International – очень солидная компания с мировым именем. При заключении контракта решающую роль сыграл подход ее представителей к нашей картине, схожий с методами компании «Коктебель». Эти кинобизнесмены отдают себе полный отчет в том, что имеют дело со штучным товаром, и поэтому свою работу ведут максимально персонализированно (можно даже сказать, в хорошем смысле «по-семейному»). Такой метод уже принес свои плоды на Берлинском кинорынке, где Bavaria International удалось «закрыть» много территорий. Здесь наши ожидания оправдываются в полной мере. Уверен, полученные фильмом три «Серебряных медведя» подтвердят высокий статус нашего проекта, повысят цену картины и сильно облегчат задачу наших партнеров. 

- В России кинодистрибьюцию «Как я провел этим летом» осуществляет киноторговая компания «Вольга». Насколько активное участие вы принимаете в продвижении картины? 

Роман Борисевич: Как и в случае с Bavaria International, в лице «Вольги» мы нашли партнеров, верящих в наш проект, болеющих им. Это подтверждает роспись картины. В российский прокат она выйдет тиражом не менее ста копий. Конечно, особое значение при работе с кинотеатрами имеет поддержка, оказываемая фильму каналом «Россия». В продвижении картины компания «Коктебель» принимает самое непосредственное участие. Все ходы рекламной кампании утверждаются коллегиально. Опыт показывает, что именно такой метод принятия решений оказывается самым эффективным. 

- Алексей, верна ли информация, что свою следующую картину вы будете снимать в Великобритании? 

 Алексей Попогребский: Нет, тут журналисты просто неверно меня поняли. Я всего-навсего сказал, что, вероятно, сниму следующий фильм на английском языке. Сейчас я продумываю сюжет картины и, по всей вероятности, скоро буду писать сценарий. Центральным персонажем этой истории станет девушка, а фильм мы полностью снимем в павильонах. Это будет музыкальная лента с повышенной мерой условности, реальность в ней будет трансформироваться с помощью декораций и компьютерной графики. Вполне возможно, мы даже снимем ее в 3D. Специфика проекта вполне позволяет нам поиграть с объемной картинкой. 

- Каковы производственные планы кинокомпании «Коктебель»? 

Роман Борисевич: Планов у нас много, но удастся ли их осуществить в свете последних изменений в сфере государственной поддержки кинематографа – большой вопрос. Лично я вижу в новой схеме финансирования очевидные минусы, а плюсы мне пока не ясны. Как бы то ни было, я приложу все усилия, чтобы запустить в производство новые картины Бориса Хлебникова, Василия Сигарева и Алексея Попогребского. Борис снимет третью часть своеобразной трилогии, начатой фильмами «Свободное плавание» и «Сумасшедшая помощь». Ее сценарий, как и в предыдущих двух случаях, написан Александром Родионовым при участии Хлебникова. Новая картина Сигарева будет очень интересной и не менее жесткой, чем «Волчок», в основу которой на сей раз ляжет не написанная ранее пьеса, а абсолютно оригинальный сценарий. Это мистическая история, но — как и практически все работы Сигарева – она пронизана любовью. Про свой фильм Алексей уже рассказал. А об остальных планах «Коктебеля» в нынешних условиях я говорить пока не хотел бы. 

- Алексей, а каким представляется будущее авторского кино в России вам? 

Алексей Попогребский: Знаете, в старых фильмах иногда встречаются финальные кадры, где герой на лихом коне скачет навстречу рассвету, а из-за горизонта выплывалет надпись «конец фильма». Я сейчас ощущаю себя таким вот всадником. Только передо мной встает не надпись «конец», а огромный знак вопроса. Никто ведь сейчас не может толком объяснить, как будет функционировать новая система господдержки. Старая при всех ее недостатках хоть как-то работала. При ней в российском кино появился ряд новых, очень интересных авторов, фильмы которых стали настоящими событиями. Что будет теперь – непонятно. Наверное, придется искать новые возможности и снимать фильмы в копродукции с другими странами. Словом, как принято говорить в таких случаях, время покажет.

Кто:  Роман Борисевич и Алексей Попогребски

Возврат к списку