Я хочу делать то, что будет мотивировать людей радоваться жизни
О своей жизни и карьере нам рассказывает продюсер Руслан Витрянюк.
Евгений Володин: Вы стали одним из продюсеров спортивной драмы «Со дна вершины», несмотря на свой недуг. Как вообще получилось, что незрячий человек стал продюсером в визуальном виде искусства - кино?
Руслан Витрянюк: В течение многих лет я был продюсером в индустрии шоу-бизнеса. Делал большие концерты на главных площадках страны - в СК «Олимпийский», в КЦ «Россия», в Кремле, на Красной площади. Одно время я сфокусировался на работе над серьезными мероприятиями для крупных корпораций - например, спродюсировал празднование юбилея компании Land Rover, в ходе которого в машине этой знаменитой марки по Красной площади проехал Орландо Блум. Я работал над яркими событиями, в которых участвовали звезды первой величины - как российские, так и голливудские и европейские. Этой деятельности я посвятил достаточно большой отрезок своей жизни, и, судя по количеству проведенных мероприятий, мой профессиональный подход был весьма востребован.
Однажды, в 2003 году, один мой хороший знакомый предложил мне попробовать себя в продюсировании кино. Я, конечно же, заинтересовался этим предложением, и первой картиной, над которой я работал в качестве продюсера, стала лента с Маратом Башаровым, Евгением Стычкиным, Верой Сотниковой и Амалией Мордвиновой «Слова и музыка». Эта музыкальная комедия оказалась мне довольно близка по духу, и я понял, что работа в кино мне нравится.
Постепенно мой послужной список начал пополняться и сериальными продуктами, и полнометражными фильмами. В какой-то момент я почувствовал, что одного энтузиазма для успешной работы мне может не хватить, и уехал набираться опыта в Мекку кинематографистов всего мира - в Лос-Анджелес. Это было очень интересно - я общался с разными людьми, изучал изнутри, как работает американская киноиндустрия, и даже пытался что-то делать сам, хотя в большей степени это было, конечно же, приобретение нового опыта. Жизнь в Америке не слишком отразилась на моем основном занятии, и я продолжал заниматься организацией мероприятий как в Америке, так и в Европе и в России. Я был преуспевающим продюсером, имел массу друзей, в 2009 году в Америке у меня родились две дочери-близняшки Саша и Даша. Все было замечательно, пока в 2011 году у меня не случился инсульт.
Все произошло ночью, когда мы занимались в одной из российских студий монтажом фильма «Я дождусь». Очнувшись в клинике, я почувствовал, что правый глаз у меня практически не видит. Врачи не смогли оперативно исправить положение, и через двое суток глаз перестал видеть совсем. В течение всего этого времени доктора, несмотря на множество проведенных консилиумов, не могли понять, что со мной происходит и как остановить негативные изменения. Что говорить про меня - я совершенно не понимал, что со мной случилось и почему именно со мной.
Поскольку моя семья жила в то время в США, мы с друзьями приняли решение перевезти меня в Америку. Там я месяц провел в клинике, но и американские врачи не смогли ничего сделать - через три недели я полностью потерял зрение и в конце июня 2011 года был выписан из клиники с диагнозом «полная слепота».
Надо ли говорить, какой тяжелый период начался в моей жизни... Несмотря на троих детей (включая сына Никиту от первого брака), я не понимал, зачем дальше жить, и довольно долго сидел на успокоительных. Первые полгода жизни с этим страшным диагнозом оказались настоящим адом, и я очень благодарен своей первой жене Людмиле, второй жене Ольге, своим детям, родителям и брату, всем близким и друзьям за ту поддержку, благодаря которой я смог это пережить. Было все - и мысли о самом плохом, и алкоголь. Сегодня я понимаю, как всем моим родным было тогда непросто, а тогда я, сконцентрированный на своей боли, не мог представить, что им пришлось пережить вместе со мной. В течение этих шести месяцев я задавал себе вопрос: «За что мне все это?» - и не мог найти на него ответа, пока один мудрый человек не посоветовал мне изменить формулировку вопроса и спросить, не «за что» мне даны эти испытания, а «для чего». И когда я смог у себя в голове переформулировать этот вопрос, моя жизнь изменилась, у меня появился тот самый «свет в конце тоннеля».
Вскоре в моей жизни произошла цепочка судьбоносных знакомств: мой хороший товарищ Левон Минасян познакомил меня со своим другом Яковом, а тот - с Леонидом Шнайдером, с которым мы быстро подружились. Леонид поверил в меня, помог и мне вернуть веру в себя, и благодаря его поддержке я начал возвращаться к работе. Мы начали посещать фитнес-центр, я продолжил тщательно изучать кинематограф, общаться со множеством старых и новых друзей. В ряде проектов я участвовал в качестве консультанта, стараясь использовать весь накопленный к тому моменту опыт, чтобы оказаться полезным людям. Мой близкий друг Дэн Маклер, директор New York Film Academy, предложил мне наладить общение со студентами, и я с удовольствием помогал им в создании дипломных и курсовых работ, короткометражек, музыкальных видео и других «малых форм».
- К тому моменту вы смирились со своим новым состоянием?
- Нет, что вы! Я объездил полмира, был в разных клиниках Германии, Израиля и Америки, куда не мог попасть лично - отправлял результаты лабораторных исследований, посещал даже всяких шаманов и народных целителей. Естественно, с таким диагнозом смириться довольно непросто, всегда хочется верить в чудо. Я даже долгое время не хотел официально принимать инвалидность. Но в конце концов мне объяснили, что у меня полностью повреждены зрительные нервы и что вылечить их невозможно. Любую непростую жизненную ситуацию необходимо принять, и тогда у тебя появится понимание того, что с ней делать и как жить дальше. Надо было принять эту данность и научиться с ней жить, получать удовольствие от жизни и в таком состоянии. И только приняв происшедшее со мной как свершившийся факт, я смог вернуться к нормальной жизни.
Сначала были студенты. Потом я начал потихоньку консультировать: кто-то прилетал в Лос-Анджелес снимать, я помогал этим людям с организацией съемок, даже продюсировал несколько проектов, и постепенно все отчетливее осознавал, что можно и в таком состоянии жить и работать.
- Как вы попали в проект «Со дна вершины»?
- Однажды я был в короткой деловой поездке в Москве, и мой друг Алексей Ситников предложил мне ознакомиться с одним очень интересным, по его словам, проектом. Ввиду плотного графика поездки у меня было крайне мало свободного времени, и я смог выкроить время только на один завтрак, в ходе которого Алексей должен был познакомить меня с автором этого проекта Тамарой Цоцорией и приглашенным режиссером Яной Поляруш. Наш завтрак начался в половине десятого утра, а закончился в девять вечера - настолько я был вдохновлен этим замыслом. Я полюбил его, как собственного ребенка.
- Чем он вас так привлек?
- Тем, что это честная история о Настоящем Человеке. Она настолько меня захватила, что я сразу включился в процесс, и когда спустя некоторое время со мной случился второй инсульт, приковавший меня к инвалидной коляске, я ни на минуту не допустил даже мысли о том, чтобы прекратить эту работу.
- То есть, если я правильно вас понял, вопрос самоидентификации с героем картины у вас не возникал, вы восхищались именно самой историей, рассказанной в фильме?
- Я восхищался историей человека, который, потеряв значительную часть физического здоровья, нашел в себе силы подняться и продолжить то, что составляло цель всей его жизни. Эта история не выдумана из головы, в ее основе жизнь реального человека. Сегодня мы очень дружны с прототипом нашего главного героя - Алексеем Мошкиным, двукратным чемпионом Паралимпийских игр в Лиллехаммере и Нагано по горнолыжному спорту. Когда мы с ним познакомились в начале работы над лентой, я понял, что фраза, которую мне в детстве говорил отец: «Сынок, запомни, всегда найдется много тех, кому сейчас гораздо сложнее, чем тебе», - применима к любому человеку в любой жизненной ситуации. Всегда найдется тот, кому хуже, чем тебе. Поэтому надо не жалеть себя, а жить и радоваться жизни.
Я очень благодарен Тамаре Цоцории и Константину Кутуеву, которые поверили в меня и приняли в свою команду, где каждый делал свою часть общей работы. Я безумно счастлив, что у нас все получилось, и абсолютно уверен в том, что фильм будет жить долго и поможет очень многим людям снова поверить в себя. Многие из зрителей, посмотрев нашу картину, говорили похожие фразы о том, что после ее просмотра «вырастают крылья и снова хочется жить».
Без ложной скромности могу сказать, что наш проект был поддержан на самом высоком уровне: мы встречались с Владимиром Владимировичем Путиным, и он дал поручение поддержать ленту в прокате. Каждый, кто посмотрит наш фильм, поймет, что в его жизни проблем просто нет, а если они и есть, то все они имеют достаточно несложное решение. И каждый зритель нашей картины обязательно расскажет о ней своим друзьям и знакомым, чтобы поделиться с ними тем, что он увидел, что почувствовал в этой истории. Поэтому я уверен, что у фильма будет долгая и счастливая жизнь, его будут смотреть и пересматривать через много лет после премьеры.
За последние годы жизнь так или иначе сталкивала меня с целым рядом людей с ограниченными возможностями. Многие из них оставались сильными, некоторые ломались, у кого-то последствия перенесенных жизненных потрясений оказывались тяжелее, чем у меня. И мне хочется, чтобы эта картина помогла тем, кто оказался в непростой ситуации, не опустить руки и не сдаваться, что бы ни случилось. Фильм получился именно об этом!
- Наверняка у вас есть в планах какие-то следующие проекты, в том числе и фильмы. Их тематика обязательно будет связана с ограничением человеческих возможностей или нет?
- Сейчас мы активно заняты привлечением финансирования для безумно интересного многосерийного художественного фильма на историческую тематику с рабочим названием «По лезвию судьбы».
В нем тоже ставка делается на сильных духом людей, которых не сломили тяжелые жизненные испытания. Захватывающий сценарий, харизматичные характеры и масштабные съемки - на такую историю не жалко тратить свои силы и нервы. Надеемся, что у нас все получится и нас поддержат структуры, отвечающие за отечественную кинематографию. Я твердо решил для себя одно: мои будущие проекты (не обязательно это будет кино) непременно должны быть жизнеутверждающими. Я хочу делать то, что будет мотивировать людей радоваться жизни.
Кто: Руслан Витрянюк