За 18 лет работы мы не меняли ни название фирмы, ни адрес, ни юридическое лицо. Мы считаем, что это один из показателей надежности

За 18 лет работы мы не меняли ни название фирмы, ни адрес, ни юридическое лицо. Мы считаем, что это один из показателей надежности Павел Долгопольский и Владимир Макаров
27.05.2024

Основатели MD Technology Владимир Макаров и Павел Долгопольский поделились с нами секретами успеха компании в непростые для отечественной киноиндустрии времена.

Евгений Володин: MD Technology - одна из немногих российских технологических компаний, переживших ковидный карантин и санкции. Как вам удалось сохранить бизнес?

Павел Долгопольский: В настоящий момент на российском рынке присутствует примерно восемь компаний, которые работают в смежных с нами областях. Я не хочу оценивать доли, занимаемые ими на рынке, но мы, пожалуй, единственная компания, которая сохранила собственный сервисный отдел. Фактически мы ни разу не сокращали штат - ни в ковидный 2020-й год, ни после. Конечно, есть сотрудники, которые по каким-то причинам уходили из компании, но большинство коллег работают с нами уже много лет.

- С чего начиналась ваша компания?

Павел Долгопольский: Основа компании MD Technology - это сотрудники, вышедшие из рядов одной крупной известной в то время компании, которая оборудовала первые кинотеатры и радиостанции в новейшей истории России примерно четверть века назад. Когда в этой компании возникли внутренние разногласия, мы, не желая в них участвовать, уволились, и в конце 2006 года создали новую компанию - собственно, ее название образовано от фамилий основателей, «Макаров и Долгопольский Технолоджи».

С самого начала MD Technology специализировалась на работе с крупными киносетями: нашим первым крупным клиентом стала сеть кинотеатров «Синема Парк». Первыми объектами, оборудованными нашей компанией, были кинотеатры «Синема Парк Глобал Сити» в Москве и «Синема Парк» в Набережных Челнах. Параллельно с кинотеатрами мы занимались оборудованием кинозалов для отелей и специальных объектов.

На сегодняшний день наша компания работает в трех направлениях. Первое направление - проектирование кинотеатров с поставкой оборудования, монтажом и последующим сервисом. Второе - это проектирование и оснащение концертных площадок, студий звукозаписи, учреждений культуры концертной акустикой, светом и сценическим оборудованием. И третий вид нашей деятельности - это поставка и продажа ксеноновых ламп для цифровых и пленочных проекторов: эту нишу мы плотно заняли еще в 2014 году и с тех пор остаемся первыми в этой области не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Вы наверняка знаете, что главными производителями ксеноновых ламп были две европейские компании, Ushio и Osram. После начала СВО в 2022 году эти компании приняли решение покинуть российский рынок, и мы были вынуждены срочно искать им замену и переориентироваться на продукцию ведущих китайских производителей - в первую очередь, компании Plusrite. И, например, в 2023 году мы продали чуть меньше 5000 ламп этого производителя.

- Насколько легко можно заменить лампу европейского бренда на китайскую? Достаточно вынуть одну и вставить другую, или есть какие-то сложности?

Павел Долгопольский: Компания Plusrite позиционирует свои лампы как стопроцентный аналог топового бренда Ushio. Цоколь, характеристики, типогабариты ламп этих производителей полностью совпадают, поэтому при замене ламп никаких проблем не возникает. Единственный момент, в чем они могут отличаться - это в гарантийных и сервисных сроках, которые у китайцев могут быть чуть меньше.

Вообще понятие «сервисный срок» ввела компания Osram для того, чтобы увеличить продажи. Ushio это понятие не использует: у их ламп есть только гарантийный срок и срок службы. Когда Osram пробивалась на мировой рынок, ее маркетологи придумали некий средний срок и назвали его «сервисным» - в течение этого промежутка на лампы бренда распространяется урезанная дополнительная гарантия. Мы вообще не рекомендуем нашим клиентам обращать внимание на понятие «сервисный срок», так как по истечении гарантийного срока яркость лампы резко падает (к примеру, от 25% у Ushio и до 50% у Osram) . Тем не менее, в сегодняшних непростых условиях многие кинотеатры по понятным причинам пытаются экономить и продолжают эксплуатацию ламп в течение пресловутого «сервисного срока».

- Насколько сильно просело ваше кинотеатральное направление после 2020 года?

Павел Долгопольский: Конкретно в 2020 году и продажи ламп, и проектирование и оборудование кинозалов сократились по очевидным причинам - кинотеатры в стране были закрыты в течение полугода, некоторые проекты «заморозились». Но, как вы знаете, в 2020 году мы были выбраны подрядчиком в реконструкции кинотеатра «Художественный», и в этой работе были заняты все сотрудники компании в течение всего года. Поэтому в финансовом плане, если говорить об обороте компании, мы практически ничего не потеряли.

- Как вы получили этот контракт? Выиграли тендер у Сбера?

Фото Владимир Макаров.jpg

Владимир Макаров: Тендера как такового не было. Вернее, было некое подобие конкурса. Проводила тендер принадлежавшая тогда Сберу близкая к кино профильная компания, но если обычно в тендерах побеждает тот, кто предложит наиболее выгодные условия, то в данном случае организаторов более всего интересовала репутация компании-претендента и то, что она может предложить.

- И вы предложили им те самые флагманские модели проекторов Barco?

Владимир Макаров: Нет, сначала мы предложили оптимальный на наш взгляд комплект проекторов, которых, по нашим расчетам, было вполне достаточно для всех четырех залов этого кинотеатра. Но в процессе проектирования заказчик пожелал обладать самыми лучшими на тот момент проекторами в мире, и мы лишь удовлетворили его пожелания. Напомню, таких проекторов в мире всего 21, и четыре из них установлены в «Художественном».

- Можно ли сказать, что «Художественный» стал для вашей компании спасательным кругом?

Владимир Макаров: Я думаю, если бы не было этого проекта, было бы что-нибудь другое. В реальности порой приходится отказываться от такого рода предложений, так как такие комплексные, интересные, технологически сложные проекты отнимают массу времени.

Павел Долгопольский: Включившись в работу над «Художественным», мы были вынуждены отказаться от нескольких других объектов. В отличие от некоторых других компаний, мы не сторонники привлечения специалистов со стороны, предпочитая делать все собственными силами. От создания концепции и проектирования и до монтажа и пусконаладки. Мы хорошо знаем своих сотрудников, знаем их компетенции, все роли четко распределены, и мы можем быть уверены, что ни один из элементов нашего механизма нас не подведет.

Владимир Макаров: Сложность объекта потребовала от нас концентрации всех наших сил и возможностей. Со всеми совещаниями работа с «Художественным» занимала лично у меня 16-18 часов в сутки в течение года, я практически жил на объекте.

- Итак, в пандемийный 2020 год компания работала над оборудованием «Художественного». А как повлияло на ваш бизнес начало СВО в 2022-м?

Павел Долгопольский: Из-за последовавших после начала СВО санкций нарушились экономические связи, нарушилась логистика, и несколько месяцев пришлось потратить на восстановление поставок, решение логистических вопросов (в том числе параллельного импорта) и на организацию договорных отношений с новыми поставщиками. Поэтому на эти несколько месяцев оборот компании по объективным причинам просел.

- А что происходило с сервисом? Ведь ремонтировать оборудование надо вне зависимости от санкций.

Павел Долгопольский: Сервисные работы занимают в общем обороте компании не более пяти процентов, поэтому говорить о росте или падении сервисной составляющей не имеет смысла.

Здесь, пожалуй, стоит упомянуть четвертый вид деятельности нашей компании: мы занимаемся проектированием и инсталляцией домашних кинотеатров класса High End с бюджетом от $30 000. Мы подходим к решению этой задачи не менее ответственно, чем к проектированию коммерческих кинозалов - сюда входит дизайн, проектирование оборудования, акустическое моделирование с проектированием звукоизоляции и звукопоглощения, подбор компонентов - в том числе, например, псевдо-4D вибросистем. Несмотря на эксклюзивность этого вида работ, на них сохраняется постоянный спрос, и они приносят нам примерно 15% дохода.

- Сложно ли было наладить деловые отношения с китайскими производителями?

Павел Долгопольский: В Китае существует плюс-минус пять компаний-производителей ксеноновых ламп, из которых Plusrite - крупнейшая и самая респектабельная. Несмотря на то, что ее продукция все же уступает моделям Ushio, лампы этого производителя оказались лучшими из того, что можно было найти в Поднебесной. Для нас было приятным сюрпризом, когда китайские партнеры нам сказали, что хорошо знают нашу компанию как крупнейшего продавца ламп на территории России, и благодаря такой репутации установление деловых отношений прошло быстро и беспрепятственно.

Должен сказать, что с ноября 2023 года мы возобновили поставки небольших партий ламп Ushio и Christie.

- Как рынок встретил продукцию китайских производителей? Меняют Ushio на Plusrite или «дожигают» старые лампы?

Павел Долгопольский: Некоторые, выжимая из кинозала все соки, дожигают фирменные лампы до окончания сервисного срока лампы, независимо от производителя. Те, для кого важны качество и яркость, стараются менять лампы сразу по окончании гарантийного срока. Были два периода, когда ламп катастрофически не хватало - сразу после окончания карантина и примерно через полгода после начала СВО. В целом лампы Plusrite приняли осторожно, но с течением времени бренд выбился по продажам на первые позиции, хотя и встречаются недоработки ламп и взрывы. В России в «лилипутских» количествах продается еще пара китайских брендов, но они неактуальны в силу своего крайне низкого качества.

- Сложно ли было убедить кинотеатры в том, что китайские лампы вполне могут заменить фирменные?

Павел Долгопольский: Среди владельцев кинотеатров есть такие, которые до сих пор принципиально желают использовать только лампы бренда Ushio и никакие другие. Plusrite значительно выгоднее по стоимости нормо-часа, тогда как стоимость эксплуатации ламп Ushio всегда была значительно выше - даже несмотря на то, что до ухода компании из России мы предлагали покупателям самые низкие цены.

К сожалению, полной статистики по использованию ламп разных брендов в российских кинотеатрах у нас нет. Однако необходимо отметить, что начиная с 2017-2018 года и по сей день количество продаваемых в России ламп практически не изменилось и равняется 7 - 8,5 тысячам в год.

Владимир Макаров: У нас существует возможность увеличить продажи, но, к сожалению, даже у китайцев не хватает мощностей.

- И это понятно, они же работают не только для нашего рынка.

Владимир Макаров: Да, но после начала СВО наш рынок стал для них одним из самых перспективных.

Павел Долгопольский: Сегодня можно говорить о том, что ламп категорически не хватает, особенно в период с ноября по конец года, когда все закупаются лампами перед новогодними каникулами - никто не хочет остаться без проектора в разгар самого выгодного периода в российском кинопрокате.

Владимир Макаров: Повышенный спрос на лампы в конце года более характерен для «бюджетных» и независимых кинотеатров, тогда как крупные сети менее подвержены ажиотажу.

- Можно ли примерно оценить доли разных брендов ламп на сегодняшнем российском рынке?

Владимир Макаров: Сегодня доля ламп Osram практически стремится к нулю - например, у нас нет даже остатков продукции этого производителя. Закупать и ввозить эти лампы по параллельному импорту совершенно невыгодно.

Павел Долгопольский: Думаю, что на долю Plusrite сегодня приходится примерно 70% рынка, 20-25% - на Ushio/Christie, и остальное - на «иные» малонадежные, непонятные и малоизвестные у нас бренды.

- А кроме вас, кто-то еще возит в Россию лампы Plusrite?

Павел Долгопольский: На текущий момент официально - нет. На сегодня наша компания единственная в России, подписавшая прямой дистрибьюторский договор с Plusrite. Нам известны несколько компаний, которые возят лампы этого производителя, но не с завода, а купленные «на вторичном рынке». Поэтому мы не можем назвать себя монополистами, хотя, безусловно, наша компания занимает самый большой сегмент этого рынка.

Я уже заметил, что мы возобновили поставки в Россию ламп Ushio/Christie, и хочу добавить, что мы надеемся в 2024 году нарастить темпы этих поставок.

- Лазерные проекторы существуют на рынке уже второй десяток лет, но вы сказали, что число продаваемых ежегодно ксеноновых ламп последние 6-7 лет не меняется. Почему многие владельцы и управляющие кинотеатров до сих пор используют ксенон?

Владимир Макаров: Лазерных проекторов до сих пор в нашей стране было установлено не так много. А стоимость использования ламп (в течение 5-7 лет, в зависимости от мощности) была значительно дешевле покупки лазерного проектора.

Да, несколько лет назад производитель проекторов Barco объявил о прекращении производства ксеноновых проекторов и полном переходе на лазерные технологии. При этом широкому распространению лазерных проекторов в российских кинозалах помешала сначала пандемия, затем СВО. Между тем два других производителя проекторов - Christie и NEC - не прекращали производство ксеноновых аппаратов.

- Что происходит с рынком кинотеатральной акустики? Здесь тоже раскрученные западные бренды замещаются китайскими?

Владимир Макаров: Мы, думаю, оказались лучше других готовы к ситуации, когда из России ушли ведущие производители акустики, потому что еще задолго до 2022 года основали собственный бренд MDT Audio. И производим под этим брендом собственные акустические системы и усилители для кинотеатров, оборудуемых по программе Фонда кино.

- Можно ли сказать, что Фонд кино привлекал вашу компанию к своей программе?

Павел Долгопольский: Фонд кино никого не привлекает, он лишь выделяет средства кинотеатрам, которые уже принимают решение о том, с кем им сотрудничать. Допускаю, что ФК может рекомендовать те или иные компании, относящиеся к поставке и монтажу кинооборудования.

Владимир Макаров: Мы долгое время были официальными дистрибьюторами акустических систем Harman Group - это JBL, Crown, JBL Synthesis, QSC и ряд других известных марок. Однако для кинотеатров, оборудуемых по программе Фонда кино, такая акустика была слишком дорогой, и мы в 2017 году приняли решение о создании собственного бренда, который мог бы поставлять недорогую, но качественную акустику в такие кинотеатры. Рассмотрев около десяти заводов и посетив три из них, мы выбрали одного из производителей и заключили с ним эксклюзивный контракт.

- По какому принципу вы выбирали производителя? Решающую роль играло соотношение «цена/качество»?

Владимир Макаров: Цена вообще не играла никакой роли, поскольку она была примерно одинаковой у всех претендентов. Для нас были важны качество продукции, возможные объемы поставок и деловая репутация партнера.

Павел Долгопольский: Тот завод, с которым мы подписали контракт, выпускает также продукцию для ряда очень известных европейских и американских брендов.

- А что вы можете сказать по качеству этой акустики?

Владимир Макаров: Что оно абсолютно не отличается от качества самых известных и раскрученных брендов. При этом стоимость такой акустики значительно дешевле, что в целом вполне резонно. Покупая тот же JBL, который тоже производится в Китае, клиент платит, во-первых, за «два конца» по логистике, потому что сначала продукт привозится из Китая в Европу и лишь оттуда поступает в Россию, а во-вторых, переплачивает за бренд (хоть и весьма достойный) посреднику в лице, к примеру, Harman Group. В случае же с нашим брендом мы сами владеем товарным знаком и сами привозим продукцию напрямую из Китая.

Павел Долгопольский: О качестве нашей акустики и усилителей красноречиво говорит тот факт, что специалисты из Dolby их сертифицировали с занесением в список рекомендованных акустических систем для использования в залах Dolby Atmos и внесли в базу оборудования в калькуляторе DARDT (калькулятор расчета залов формата Dolby ATMOS).

- Ваша компания участвовала в техническом переоборудовании бывшего кинотеатра им. Моссовета, ныне - общественного центра имени Моссовета. В чем отличие общественного центра от кинотеатра и что эти отличия означали для вас как проектировщиков и исполнителей?

Владимир Макаров: Правительство Москвы настояло на том, чтобы вместо обычного кинотеатра на этом месте расположился общественный центр. В результате был ликвидирован малый зал, а Большой зал стал многофункциональным.

- Как использовался этот кинотеатр в девяностые и нулевые?

Владимир Макаров: Одной из особенностей Большого зала была утопленная относительно уровня сцены партерная зона. В 90-е годы в зоне сцены и партера был уложен паркет, на котором проводились соревнования по бальным танцам. Нам с трудом удалось убедить заказчика изменить такую нелепую конфигурацию зала, чтобы приспособить его для проведения других мероприятий, в том числе полноценного кинопоказа и различных концертов. Мы предложили и реализовали идею с использованием съемных кресел и монтажом в место них сценических помостов вровень со сценой во всей партерной зоне, чтобы в случае необходимости расширить сцену. Первым же мероприятием, проведенным в обновленном центре Моссовета, стал концерт Ансамбля песни и пляски им. Александрова, для которого сцены глубиной десять метров явно не хватило бы, и ее достаточно легко увеличили еще на четыре метра.

- А насколько этот зал был профессионально подготовлен с точки зрения акустических требований?

Владимир Макаров: Кинотеатр строился в 1985 году и был неплохо подготовлен на тот момент для проведения театральных постановок или песенных конкурсов - отделанные ракушечником стены прекрасно отражали звуковые волны. Для кино или музыкальных концертов такое решение подходило плохо, так как время реверберации доходило до 5-7 секунд, и мы по просьбе заказчика приступили к акустическому проектированию данного зала. В процессе работы нам удалось убедить заказчика в необходимости разработки еще и полноценного технологического проекта, который занимал семь томов - общая концепция, сценический свет и звук, механика сцены, кинотехнология, светодиодный экран, фоновая видео- и звуковая трансляция в фойе…

- Если сравнивать, скажем, с реконструкцией «Художественного», этот проект был сложнее или проще?

Владимир Макаров: Трудно сказать, но в каждом из этих случаев были свои особенности.

- А сколько времени вы им занимались?

Владимир Макаров: Все работы заняли немного больше года - примерно так же, как и с «Художественным». Мы занимались не только киноконцертным залом - например, проектировали звук во всех остальных помещениях, включая фойе. В результате было создано шесть зон с автономной акустикой, светодиодным экраном, продвинутым световым оборудованием. Таким образом, в каждой из зон можно было параллельно проводить разные мероприятия - что, собственно, там сейчас и происходит.

- Наверное, для вас как специалистов такая задача была интереснее, чем проектирование и оборудование обычного кинотеатра?

Владимир Макаров: Да, и это, можно сказать, наша фирменная фишка: кроме кинотеатров, мы специализируемся на организации разного рода универсальных площадок. Конечно, нам было интересно и приятно работать на этом объекте, особенно учитывая отношение заказчика: проект все время, до финального момента, курировал заместитель префекта ВАО Роман Юрьевич Балдуев, который практически всегда шел навстречу нашим пожеланиям и предложениям. К сожалению, этот объект по части кино еще не завершен: мы установили механику сцены, экранные рамы, заложили в зале всю необходимую проводку и подготовили аппаратную, но заказчик пока не приобрел кинопроекционное и звуковое оборудование, поэтому для кинопоказа зал пока не приспособлен.

Необычность этого объекта заключается еще и в том, что, приступив к работе до февраля 2022-го, мы столкнулись с изменениями и проблемами поставки, которые невозможно было предусмотреть, но тем не менее нашли выход и смогли довести свою часть работы до завершения.

- В современных условиях умение находить выход из внезапно возникающих форс-мажорных ситуаций приобретает особенную важность.

Павел Долгопольский: Безусловно, и здесь на нас начинает работать наша репутация. Мы сделали большое количество знаковых объектов, в числе которых комплекс правительственных зданий на улице Косыгина, универсальный Дом приемов Российской Федерации. В конце 2023 года мы подписали договор на оборудование объекта исторического и культурного наследия регионального значения, кинотеатра «Большевик» в городе Кировске. В этом регионе расположен очень популярный горнолыжный курорт, и администрация района решила сделать из кинотеатра 1932 года постройки многофункциональный культурно-развлекательный центр, объединяющий кинотеатр, мультимедиа-музей, концертную площадку и современный планетарий.

Мы сделали проект и полностью переоборудовали историческую открытую киноконцертную площадку в Севастополе, на которой проводятся торжественные мероприятия ко Дню города.

Кроме того, прямо сейчас мы работаем над модернизацией кинотеатра в городе Анадырь.

Владимир Макаров: Этот кинотеатр мы сделали еще в 2001 году. В нем мы недавно обновили проекционное оборудование, поставили концертный свет и сейчас начинаем модернизировать концертный звук. За годы существования компании мы успели поработать практически во всех регионах страны, от Калининграда до Чукотки.

- Насколько изменилась за последние четыре года, с допандемийных времен, стоимость оборудования сопоставимых объектов кинопоказа?

Владимир Макаров: Больше половины стоимости оборудования кинозала приходится на проектор. Если стоимость акустических систем практически не изменилась, то цена проектора, на которую оказывают влияние сразу несколько не связанных между собой факторов, выросла весьма значительно.

Павел Долгопольский: Если говорить об оборудовании кинозала по программе Фонда кино, то стоимость стандартного набора аппаратуры выросла процентов на 20-25.

- Что бы вы посоветовали владельцам кинотеатров, раздумывающим над технологическим обновлением своего оборудования?

Владимир Макаров: Выбрать правильного подрядчика (смеется). А правильно выбранный подрядчик уже сам определит, что нужно владельцу кинотеатра и как ему уложиться в отведенный для этого бюджет.                                

Кто:  Павел Долгопольский и Владимир Макаров

Возврат к списку