43 ММКФ: пресс-конференция по фильму «Чрево моря»
МОСКВА - 23 апреля 2021 года состоялась пресс-конференция по фильму «Чрево моря» каталонского режиссера Агусти Вильяронги. Картина участвует в основном конкурсе 43-го Московского Международного кинофестиваля. В пресс-конференции приняли участие режиссер и сценарист Агусти Вильяронга, продюсер Хавьер Сантана Перес, актер Оскар Капойя и художник-постановщик Мария Хесус Гомес.
Действие фильма происходит в июне 1816 года. Фрегат французского флота сел на мель на песчаной косе у берегов Сенегала. Попытки освободить борт оказались тщетными – у команды не осталось другого выбора, кроме как покинуть корабль. Поскольку имеющихся шлюпок оказалось недостаточно для размещения всего экипажа, команда построила плот. На нем разместилось 147 человек: солдаты, матросы, несколько пассажиров и офицеров. По плану шлюпки должны были буксировать плот. Но трос оборвался, и плот отнесло течением в открытое море. Для тех, кто оказался на плоту, началась суровая и жестокая борьба за жизнь.
«Когда я начинал делать этот фильм, то очень боялся, потому что на небольшой бюджет нужно было снять фильм о кораблекрушении. Мы не обладали возможностями создателей фильма «Титаник», поэтому ушли внутрь и рассмотрели эту историю с точки зрения того, что происходит внутри человека. Сейчас в Испании большая проблема – приезжает очень много мигрантов, они попадают в Испанию через Средиземное море на лодках и плотах, многие погибают в море – если я скажу, что где-то две тысячи человек в год, наверное, это не будет преувеличением. И мы хотели связать то, что произошло больше 200 лет назад, с тем, что происходит сейчас. Также была идея показать, как критические обстоятельства меняют человека. Наш сценарист Алессандро Барикко считает, что человек формируется за счет сложностей, которые он преодолевает», – рассказал режиссер Агусти Вильяронга.
Человеческие трудности и возникающие на их основе яркие чувства стали мотивом для роли Оскара Капойи.
«Каждый раз, когда я сталкиваюсь с задачей сыграть такие сложные чувства, как любовь и ненависть, то стараюсь найти это в себе, вспомнить события, которые бы приблизили меня к этим чувствам. Мне кажется, они при этом похожи: любовь и ненависть рождаются в одной точке человека, они заложены в нашей матрице, и поэтому оба очень сложны», – отметил актер.
Как рассказала художник-постановщик Мария Хесус Гомес, с негативными проявлениями в людях в фильме ассоциируется металл.
«Если вы заметили, что как раз, когда проявляется нечто плохое, то сразу появляется кинжал. Хотя, конечно, нам бы больше хотелось говорить о надежде, которая ассоциируется с белым парусом. И для меня культура и искусство как раз являются тем спасительным кругом, якорем, который поможет преодолеть препятствия», – подчеркнула Мария Хесус Гомес.
По словам режиссера, в работе над фильмом «Чрево моря» принимали участие мигранты, прибывшие в Испанию из Африки на лодках.
«Они рассказали истории, многие из которых мы внесли в фильм, и без них мы бы не смогли добиться эмоционального уровня, который есть в фильме. Об этих людях очень мало говорится, они очень редко принимают участие в создании фильмов, но для нас очень важно отметить их вклад», – уточнил Вильяронга.
При этом изначально он хотел поставить по этому материалу театральный спектакль про двух человек на плоту, но этого не получилось из-за пандемии. Тогда пришло решение все-таки сделать фильм. При этом в своих киноработах Вильяронга – один из самых известных каталонских режиссеров в мире – наследует традиции Андрея Тарковского и Ингмара Бергмана.
«Мы впервые показываем этот фильм за пределами Испании и очень горды тем, что это происходит именно в России. Мы с огромным уважением относимся к русскому кинематографу, очень его ценим, он влияет на нас и на кинематографическую жизнь Испании гораздо больше, чем вы думаете», – заключил продюсер ленты Хавьер Сантана Перес.