43 ММКФ: пресс-конференция по фильму «Последняя “милая Болгария”»
Сценарий написан по мотивам книги Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». 1943 год. Алма-Ата. Герой фильма – молодой плодовод-мичуринец, который возрождает лечебный сорт яблок и расследует странное преступление.
«Книга Зощенко – совершенно уникальна, работать с ней большое удовольствие, она вызывает исследовательский интерес. Мне кажется, что подобного рода книг потом не случалось в русской литературе, да и в мировой они очень редки. Это отдельный остров и в литературе, и в культуре в целом, и жаль, что эту книгу не очень многие знают. Она сложная, очень плотная. Я бы сказала, что в ней две книги. Есть удивительные, не похожие на рассказы Зощенко новеллы – чистые, прозрачные, совершенно кинематографические, и мы каждый раз бились, что из них брать, а что – нет, так все визуально написано. А есть вторая книга – научное исследование Зощенко. При этом он – любитель популярных жанров. Я нигде не встречала, чтобы эту книгу сравнивали с детективом, хотя она на него очень похожа. Причем новаторство Зощенко заключается в том, что кто здесь расследует, тот и является преступником, и само преступление – это и есть преступник. Для кино нам важно было сохранить обе линии. Так что это, с одной стороны, фильм о Зощенко, а с другой – детектив, который позволяет всю тонкую линию памяти спаять и сделать интересным слежение за ней», – рассказала Лидия Канашова.
Алексей Федорченко, также выступивший соавтором сценария, признался, что они долго мучились, когда решили показать две сущности Зощенко – меланхоличного дворянина и адепта теорий Павлова. Так в фильме появился другой герой – мичуринец Леонид Ец, который «по-честному расследует меланхолию любимого писателя, с удивлением, узнав о его чужеродной сущности дворянина, и относящегося к нему с подозрением до самого последнего момента, когда их судьбы неожиданно пересекаются».
«Это психоаналитический детектив, исследование меланхолии не только Зощенко, а целого поколения советской интеллигенции 1930-1940 годов. К какому бы автору мы ни обращались – а мы использовали дневники Эйзенштейна, Прокофьева, – они написаны будто бы одним человеком в состоянии, граничащем со смертью, жизнь на пределе у каждого. И мы включили в сценарий эпизоды с Эйзенштейном, чтобы показать это одинаковое состояние целого поколения», – уточнил режиссер.
Сам фильм он задумал еще 35 лет назад, хотя кино тогда еще не занимался.
«Я прочитал эпизод, в котором двухлетнему Мише родители купили новые ботинки. И он едет на извозчике и видит только эти ботинки, а на весь Питер с его дворцами и каналами внимания не обращает. И тогда я подумал: «Какое классное кино». И очень удивился, что никто из кинематографистов не занимался этим произведением. Несколько раз я возвращался к этой идее, но всерьез с Лидой мы стали писать сценарий несколько лет назад, работали над ним в 2016-2018-м, а потом два года искали деньги на этот фильм, который закончили буквально два дня назад», – рассказал Федорченко.
В съемках картины, по его словам, помогла Свердловская область. Более того, именно там с участием уральских артистов фильм полностью и снимался. Над декорациями работал художник Алексей Максимов, с которым Федорченко делал «Войну Анны», а сейчас работает и над новым фильмом «Большие змеи Улли-Кале».
«В нашем фильме два основных приема. Во-первых, это материал – камыш, он возник, когда мы прочитали, что Эйзенштейн строил свои декорации для «Ивана Грозного» из циновок камыша, фанеры не было. И наш герой попадает на съемочную площадку и видит такие недостроенные декорации, и абсолютно незнакомый ему мир другого человека он представляет именно так. Мы купили урожай всего камыша в стране, и этот материал действительно оказался очень удобным для строительства декораций. Из него мы сделали и Дворцовую площадь, и набережную Питера, и окопы Первой мировой войны. Второй прием – это полиэкран. Герой же вспоминает не свою историю, а – другого человека. И ее можно воспринимать по-разному. Поэтому мы снимали не несколькими камерами одну и ту же сцену, чтобы развести планы, а каждый экран снимался отдельно, поэтому он чуть-чуть отличается от основного изображения, чтобы показать, что мозг работает нелинейно и залезть в голову другого человека невозможно», – подчеркнул Федорченко.
Продюсер Дмитрий Воробьев отметил, что он с удовольствием откликнулся на идею не выезжать в экспедиции, а снять весь фильм только в Екатеринбурге.
«Я как продюсер был двумя руками за то, чтобы не было никаких экспедиций ни в Москву, ни в Питер. К тому же идея с болотным растением решила все производственные задачи», – уточнил Воробьев.
Сопродюсер ленты Андрей Савельев рассказал, что прокатывать картину «Последняя “Милая Болгария”» будут по экспериментальной модели, как когда-то было и с фильмом «Война Анны».
«У подобного рода картин специфические задачи – нужно, чтобы их увидело большее количество зрителей, хотя мы понимаем, что это не произведение, которое носит массовый характер. Для предыдущих картин, над которыми я работал, – «Довлатов» Алексея Германа-младшего и «Война Анны» Алексея Федорченко – мы искали новые формы показов. Так, у «Войны Анны» основной прокат был по картинным галереям и центрам современного искусства, причем там были аншлаги благодарных зрителей. Вообще показ фильмов, которые можно по-настоящему назвать картинами, высказываниями больших художников, больше соответствует таким специальным местам, хотя у той же «Войны Анны» был и вполне приличный кинотеатральный прокат. С этой картиной, мы предполагаем, будет такая же история, и надеемся, что успех у зрителей даст возможность всем продюсерам более аргументированно разговаривать с инвесторами, которые необходимы, чтобы такие фильмы снимались», – заключил Савельев.