43 ММКФ: Пресс-конференция по фильму «Сабайя»
В картине рассказывается о группе людей, отправившихся c риском для жизни в сирийский лагерь на Ближнем Востоке, чтобы спасти женщин, которых ИГИЛ (запрещенная на территории РФ организация) удерживает как сексуальных рабынь.
«Сначала я хотел поехать в Сирию и собрать информацию о девушках и женщинах, которых похитили «игиловцы». По основному занятию я фотограф и поехал снимать репортаж о так называемых «сабайя» – женщинах, которые стали рабынями у «игиловцев». Сначала собирался сделать фоторепортаж, но пошло все не совсем так, как планировалось – события обострились, Турция напала на северо-восточную Сирию, и мне пришлось делать кинорепортаж», – рассказал Хогир Хирори.
Сам он приехал из Иракского Курдистана в Швецию в 1999 году, когда ему было всего 19 лет. На фильме «Сабайя», который уже успел получить приз фестиваля «Сандэнс», он выступил в качестве режиссера, оператора и сценариста.
«Потребовало большой работы совмещать эти три ипостаси. Это заняло много времени, терпения и сил, но я был не один – меня поддерживала моя жена, тоже журналист. Именно ей принадлежала идея создания этого фильма, также меня поддерживал продюсер Антонио Руссо Меренда, которому я очень благодарен», – отметил Хирори.
В свою самую первую поездку в Сирию режиссер как раз и встретился с человеком, который рассказал ему о поиске и поддержке женщин, которые попадают в рабство к «игиловцам». Уже по возвращении домой жертвы получают местную и международную поддержку, в которой активно участвуют Германия, Канада и Австралия.
«Лагерь, о котором идет речь, не самый большой, хотя там находилось, по разным оценкам, около 73 тысяч человек. Причем охранялся он курдами и союзниками, и когда «игиловцы» были подавлены, хотя не до конца побеждены, охранники не сопротивлялись, а, наоборот, оказывали всяческое содействие людям, которые хотели спасти выживших женщин. Так что в итоге даже никого не ранили», – рассказал Хогир Хирори.
Но даже после освобождения из плена многие женщины сталкиваются с проблемами. «Согласно иракскому закону, женщины, которые родили ребенка от мусульманина, не имеют права оставить его у себя. И, кроме того, «игиловцев» воспринимают как убийц, и, соответственно, дети этих женщин воспринимаются как дети убийц. К сожалению, главными жертвами оказываются мамы, которые в такой ситуации не знают, что им делать, в то время как рожденные ими дети находятся в детских домах. Думаю, нам всем как раз необходимо работать в направлении поиска решения для этой непростой ситуации», – заключил режиссер.