43 ММКФ: пресс-конференция по программе «Женское кино Израиля»
«Хорошо быть синефилом в России, потому что женщины-режиссеры у вас были, кажется, всегда. Я, например, восхищаюсь Кирой Муратовой и Ларисой Шепитько. В Израиле же первый полнометражный игровой фильм, сделанный женщиной-режиссером, вышел в 1969 году, а следующий – спустя 10 лет, в 1979-м. Израильское кино было по традиции очень маскулинным, даже патриархальным в виду объективных обстоятельств – главной темой у нас была война и военная жизнь. После 2000 года случилось настоящее чудо – за 4-5 лет появилось 25 замечательных женщин-режиссеров, которые снимали кино актуальное, политическое и с эстетической точки зрения. И мы начали говорить о новой женской волне в израильском кино, ключевым событием которой стал фильм «Мое сокровище» Керен Едайи, получивший «Золотую камеру» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. И ее недавний фильм «Мами», который как раз показывают в этой программе ММКФ, продолжил феминистскую волну – он и женский, и женственный, и в то же время про войну. Я не хотел бы говорить, что есть особенный женский стиль в кинематографе, но женская чувственность, женский взгляд всегда присутствует, и это мы можем увидеть в тех фильмах, которые собраны в программе», – отметил Ариэль Швайцер.
В секции «Женское кино Израиля» представлено 11 картин, в том числе фильм Рути Прибар «Ася».
«Я выросла на фильмах, искусстве, созданном мужчинами и в основном для мужчин, и мне потребовалось очень много времени, чтобы осознать, что мою – женскую – историю никто не рассказывал. Упомянутый женский взгляд имеет право на существование, и я благодарна за такую программу, потому что в ней рассказываются истории, которые должны быть рассказаны», – подчеркнула режиссер.
Его героиня слишком рано стала матерью. Её семейная жизнь не сложилась, и она с маленькой дочкой Викой уехала в Израиль. Прошли годы, дочь стала подростком, и мать с дочерью отдалились, практически перестав общаться друг с другом. Ася сосредоточена на своей работе медсестры в больнице и редких свиданиях с женатым мужчиной, а Вика тусуется в компании своих сверстников-скейтеров и пытается быть независимой от матери. Когда здоровье дочери внезапно ухудшается, Ася возвращается к роли матери, в которой отчаянно нуждается ее дочь. Мать готова на всё, чтобы избавить ребёнка от страданий.
«Я благодарна Рути за то, что она написала эту историю, для которой нужна смелость и верность самой себе. Здесь сердце и мозг соединяются вместе – это то, чего не хватает современному миру, и если говорить о женском взгляде, то он как раз приносит сердце в эту историю», – отметила исполнительница главной роли Алена Йив.
Она подчеркнула, что была поражена сценарием Рути Прибар, его глубиной и точностью деталей. Именно поэтому Йив сразу согласилась на участие в ленте, созданной в атмосфере полного доверия с режиссером.
«Эта история пришла из моего личного опыта. Я потеряла старшую сестру, когда ей было 14 лет, и это сильно повлияло на мою жизнь, хотя именно ее историю я рассказывала в короткометражках. В фильме «Ася» я больше описывала опыт моей матери, потому что когда моя сестра была больна, я была оторвана от процесса, а мать отдавала всю себя заботе о ней. И в фильме мать поначалу больше похожа на меня своей оторванностью от ситуации, она не до конца осознает болезнь дочери. И этот фильм показывает путь обретения материнства», – заключила режиссер.