Cамые кассовые российские кинопродюсеры

Cамые кассовые российские кинопродюсеры
27.09.2012
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - Впервые в истории российской киноиндустрии наше издание сформировало рейтинг ведущих отечественных продюсеров. В него, помимо граждан нашей страны, попал и немец Михаэль Шлихт (12-е место, сборы пяти его фильмов - $62.3 млн), уже более 20 лет работающий в России. Критерий расстановки участников рейтинга был один - кассовые сборы фильмов, которые продюсировал тот или иной кинодеятель в качестве продюсера, сопродюсера или генерального продюсера. Участие кинематографиста в качестве линейного, исполнительного и креативного продюсера картины во внимание не принималось. Учитывались кассовые сборы лент наших продюсеров не только в России, но и за рубежом. Зарубежные сборы для большинства отечественных продюсеров - это касса на Украине и в прибалтийских странах, хотя есть и те, чьи картины зарабатывают не только на просторах бывшего СССР, но и в мировом прокате, и даже в США. В списке российских продюсеров, фильмы которых зарабатывали в дальнем зарубежье, - Тимур Бекмамбетов, Александр Роднянский, Анатолий Максимов, Ива Стромилова, Сергей Сельянов и Константин Эрнст.

При составлении рейтинга отдел статистики журнала «Кинобизнес сегодня» учитывал данные по кассовым сборам с 1994 года по 23 сентября 2012 года.

В данный список наше издание не включило производственные бюджеты отечественных лент, которые выросли со $100 тыс. в конце 90-х годов прошлого века (малобюджетные проекты Киностудии им. М. Горького) до наивысшего показателя $52 млн в 2010 году. Не все создатели российских фильмов делают бюджет своих картин достоянием гласности, но профессионалам отечественной киноиндустрии и так ясно, что наш кинематограф крайне убыточен. За всю историю новейшего российского кино принесли прибыль или окупились в кинотеатральном прокате всего 70 картин из 1 100, выпущенных за период с 1994 года по 23 сентября 2012 года.

В рейтинг вошли продюсеры, имеющие на своем счету не менее трех лент, собравших в общей сложности не менее $20 млн. Прибыльными или окупившимися в прокате (по американской методике подсчета прибыльности) считаются только те картины, которые после показа в кинотеатрах заработали как минимум в 1,5 раза больше, чем стоили в производстве (без учета рекламной кампании и печати копий).

Возглавляет рейтинг Тимур Бекмамбетов: девять фильмов, которые он продюсировал, собрали в прокате $370.5 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $41.2 млн. На счету Бекмамбетова такие прибыльные ленты как «Ирония судьбы. Продолжение» (2008), «Черная молния» (2010), «Елки» (2010), «Аполлон-18» (2011) и «Елки-2» (2011).

На втором месте - Анатолий Максимов, чьи девять фильмов собрали в прокате $239.3 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $26.6 млн. В активе Максимова восемь прибыльных лент, не окупила же себя в прокате из-за малого количества кинозалов только комедия «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000).

На третьей позиции - Константин Эрнст, чьи 13 фильмов собрали в прокате $191.9 млн; каждая его продюсерская работа принесла в среднем $14.8 млн. На его счету такие прибыльные картины как «72 метра» (2004), «Ночной Дозор» (2004), «Турецкий гамбит» (2005), «Дневной Дозор» (2006), «Ирония судьбы. Продолжение» (2008) и «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011).

Далее следует Ива Стромилова - малоизвестный широкой публике генеральный продюсер группы компаний Bazelevs, чьи пять фильмов собрали в прокате $154.8 млн. Каждая продюсерская работа Стромиловой принесла в среднем $30.9 млн. На ее счету только одна провальная лента - фантастический боевик «Фантом» (бюджет - $45 млн, сборы в мировом прокате - $64.6 млн).

На пятом месте - Сергей Сельянов, чьи 54 фильма заработали в прокате $137.9 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $2.5 млн. Прибыльными стали такие картины Сельянова как «Жмурки» (2005), «Бумер. Фильм второй» (2006), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006), «Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007), «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) и «Иван Царевич и Серый Волк» (2011).

Шестая позиция - у Рубена Дишдишяна: 38 его фильмов собрали в прокате $131.5 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $3.5 млн. В его активе такие прибыльные ленты как «Бой с тенью» (2005), «Волкодав из рода Серых Псов» (2007), «Бой с тенью-2: Реванш» (2007), «Невеста любой ценой» (2009) и «Наша Russia: Яйца судьбы» (2010).

Далее следует Александр Роднянский, чьи 16 фильмов собрали в прокате $93.7 млн; каждая его продюсерская работа принесла в среднем $5.8 млн. Прибыльными у Роднянского могут считаться «9 рота» (2005), «Питер FM» (2006) и «Жара» (2006).

На восьмом месте - Федор Бондарчук, чьи 10 фильмов собрали в прокате $85.3 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $8.5 млн. На его счету две прибыльные картины: «9 рота» (2005) и «Жара» (2006).

Девятая позиция - у Георгия Малкова: девять его фильмов собрали в прокате $73.8 млн, то есть каждая его продюсерская работа принесла в среднем $8.2 млн. Провалились в прокате «ПираМММида» (2011) и «Гоп-стоп» (2011).

И замыкает десятку ведущих продюсеров страны Леонид Верещагин, чьи 12 фильмов собрали в прокате $71.4 млн. Каждая продюсерская работа Верещагина принесла в среднем $5.9 млн. На его счету такие прибыльные ленты как «72 метра» (2004), «Турецкий гамбит» (2005), «Статский советник» (2005), «12» (2007) и «Книга мастеров» (2009).

В нашем рейтинге представлены шесть отечественных продюсеров, выпустивших в прокат только прибыльные фильмы. Это Артак Гаспарян» (17-е место, $55.2 млн), на счету которого все три части «Самого лучшего фильма» (2008, 2009 и 2011). Леонид Барац, Сергей Петрейков и Ростислав Хаит (21-е место, $44.7 млн) праздновали успешный прокат комедий «День выборов» (2007), «День радио» (2008), «О чем говорят мужчины» (2010) и «О чем еще говорят мужчины» (2011). Александр Цекало (22-е место, $44.1 млн) доволен коммерческим результатом комедий «День радио» (2008), «О чем говорят мужчины» (2010), «О чем еще говорят мужчины» (2011) и «Zолушка» (2012), а Сарик Андреасян (26-е место, $33.3 млн) - удачным прокатом лент «Беременный» (2011), «Мамы» (2012), «Тот еще…» (2012) и «Няньки» (2012).  

Не имеют ни одной прибыльной картины в прокате за всю свою деятельность в качестве продюсера Сергей Бодров (28-е место, $30.1 млн, семь фильмов) и Сергей Грибков (30-е место, $24.4 млн, 10 фильмов).

По одной прибыльной ленте в активе таких продюсеров как Сергей Мелькумов (14-е место, $61.3 млн, 18 фильмов), Дмитрий Рудовский (20-е место, $49.3 млн, шесть фильмов), Илья Неретин (24-е место, $37.4 млн, восемь фильмов), Игорь Толстунов (27-е место, $33.0 млн, 28 фильмов), и одна прибыльная картина («9 рота») в активе у второй женщины-продюсера в нашем рейтинге - Елены Яцуры (29-е место, $29.7 млн, 19 фильмов).

Более подробно о рейтинге продюсеров см. печатное издание «Кинобизнес сегодня» №16 (261) за сентябрь 2012 года, стр. 12-15.

Возврат к списку