Федор Бондарчук показал зрителям отрывок «Притяжения»
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - 17 января в киноцентре «Октябрь» состоялась встреча Федора Бондарчука и создателей фильма «Притяжение» со зрителями. Мероприятие, изначально анонсированное как лекция Бондарчука о кино, прошло гораздо менее официально и академично – скорее, как творческая встреча с потенциальными зрителями «Притяжения», в конце которой всех ждал сюрприз: гостям показали первые 16 минут фильма.
На сцену первого зала «Октября» поднялись режиссер и продюсер картины Федор Бондарчук, а также авторы идеи и сопродюсеры фильма Михаил Врубель и Александр Андрющенко, чуть позже к ним присоединились исполнители главных ролей Ирина Старшенбаум и Александр Петров. Модератором встречи выступал кинокритик Антон Долин.
Разговор, как водится, начался с предыстории создания фильма. Михаил Врубель и Александр Андрющенко рассказали, что идея возникла у них в 2013 году после того, как они услышали новость о столкновении и драке в районе Бирюлево, возникшей на почве национальной неприязни. Продюсерам захотелось перенести этот конфликт на экран, однако они решили, что рассказывать такую историю с большого экрана в том виде, в котором подобные новости обычно подаются СМИ, неправильно. Тогда было решено заменить Бирюлево на Чертаново, а одну из национальностей – на инопланетян. Получился острый межнациональный конфликт в одном из спальных районов Москвы, поданый в жанре фантастического боевика. Затем Врубель и Андрющенко, чтобы заинтересовать кого-то своей идеей, смонтировали сизл-ролик и уже с этим роликом пришли к Дмитрию Рудовскому и Федору Бондарчуку.
Следует отметить, что Бондарчук сначала был только продюсером проекта, его режиссером он стал не сразу. Пока шла работа над сценарием, Врубель и Андрющенко на каждом обсуждении новой версии спрашивали, не сможет ли Бондарчук сам снять это кино. И однажды он согласился.
Антон Долин отметил, что предыдущие картины Бондарчука были не о современности («9 рота» и «Сталинград» - это прошлое, а «Обитаемый остров» - будущее), и «Притяжение» стал первым фильмом, речь в котором идет о дне сегодняшнем. По ответу Федора Сергеевича стало ясно, что это едва ли не самая главная причина, по которой он сомневался и боялся снимать этот фильм как режиссер: «Там не спрячешься за декорациями, ничего не приукрасишь, это московский спальный район и зрители сразу узнают себя».
Когда зрителям показали небольшой ролик, посвященный актерам фильма, к беседе присоединились Ирина Старшенбаум и Александр Петров. Каждый из них поделился своей историей знакомства с Бондарчуком и рассказал о том, как попал на проект и как проходили пробы. Несмотря на присутствие в титрах фильма таких громких актерских имен, как Олег Меньшиков, Сергей Гармаш и Людмила Максакова, главные роли все же отданы молодым актерам, мало знакомым широкой публике. Причем сразу несколько из них - это актеры «Гоголь-центра» и ученики Кирилла Серебренникова. Бондарчук заверил, что это получилось случайно – никто не ставил цели взять как можно больше актеров этого театра, но, пользуясь случаем, он поблагодарил Серебренникова и признал, что режиссер, очевидно, обладает каким-то даром и видит потенциал в самых разных и в самых странных типажах.
Ведущий Антон Долин задал вопрос о сочетании актерских школ и спросил продюсеров, как они не побоялись делать ставку на неопытных актеров. Врубель и Андрющенко ответили очень просто: «Разговоры о «медийных лицах» и об актерах, «на которых пойдет зритель», были, но закончились очень быстро. Мы поняли, что на проект такого масштаба можем позволить себе брать неизвестных актеров, к тому же мы посчитали, что имени режиссера будет вполне достаточно».
Федор Бондарчук добавил, что и с молодыми актерами на проекте была масса приключений. Как выяснилось, Александр Петров в одной из сцен решил сымпровизировать и неожиданно для всех сломал дверь ногой, чего делать было нельзя. Дверь оказалась стеклянной, и актер порвал себе сухожилия на ноге. Так главный актер фильма оказался на костылях в самый разгар съемочного процесса, и тогда импровизировать и выкручиваться пришлось уже группе – на всех общих планах Петрова заменял дублер, а сам актер появлялся только на крупных планах или сидя. Хотя Бондарчук заверил присутствующих, что на экране этого видно не будет.
Ирина Старшенбаум тоже заставила группу понервничать, когда выяснилось, что в течение пяти дней она не сможет сниматься из-за сдвига графика на параллельном проекте, а перенести ее съемки в «Притяжении» на другие дни было невозможно из-за занятости других исполнителей. Тогда в течение пяти суток актриса не спала вообще – днем она снималась в «Притяжении», а по ночам на другом проекте. Чтобы у Ирины не возникло проблем со здоровьем из-за нехватки сна, на «Притяжении» за ней следил специально приглашенный спортивный врач.
Затем разговор пошел о спецэффектах. Гордостью проекта все продюсеры в один голос называют звукового дизайнера из Новой Зеландии Дэйва Уайтхеда. Дэйв работал на таких проектах, как «Район №9», трилогия «Хоббит», «Элизиум», «Робот по имени Чаппи» и недавнее «Прибытие». В фильмографии Дэйва неспроста присутствуют сразу несколько проектов про инопланетян – его уже называют специалистом по голосам пришельцев. Такую репутацию он получил благодаря азбуке пришельцев, которую разработал на «Районе №9». Дэйв отобрал самые интересные и необычные звуки насекомых и присвоил каждый звук определенной букве алфавита. После чего он начал составлять слова и предложения, используя полноценный звуковой алфавит собственного изобретения. За этот уникальный звук Дэйв и его команда получили номинацию на премию BAFTA. Бондарчук отзывался о Дэйве не просто как о профессионале, но как о настоящем фанате своего дела, который буквально помешан на звуках и достает микрофон, как только слышит что-то новое и необычное, что может пригодиться в работе.
Фильм «Притяжение» во многом стал экспериментальным для Федора Бондарчука. В частности потому, что на этом проекте он впервые снимал с новой группой – из его прежней команды, с которой режиссер привык работать с 2004 года, в «Притяжение» перешла только художник Жанна Пахомова. С особым восхищением и удовольствием Бондарчук отзывался о работе с Александром Андрющенко, который помимо всего прочего был еще и режиссером монтажа на «Притяжении».
Затем настало время сюрприза – зрителям, которые совершенно на это не рассчитывали, показали первую часть фильма, который выйдет в широкий прокат только 26 января. В первые 16 минут как раз уместилась завязка, в которой мы знакомимся с главными героями, а на Чертаново падает неопознанный летающий объект размером с многоэтажку. Зрители приняли фрагмент с энтузиазмом, они аплодировали, а когда дело дошло до вопросов из зала, то неоднократно благодарили группу за отрывок и проделанный труд.
В целом же зрителей, выстроившихся в очередь к микрофонам, интересовало разное. Отвечая на вопрос «Чем будете удивлять и что новенького будет в монтаже?» Бондарчук выразил надежду, что на монтаж никто не обратит внимания, поскольку зритель должен быть увлечен сюжетом. Главным посылом своей картины режиссер назвал призыв к милосердию, состраданию, терпимости и диалогу с «другим» - то есть с тем, кто не такой, как ты. Одним из последних был задан вопрос «Как смотреть это кино жителям Чертаново?» Федор Бондарчук ответил, что как раз недавно разговаривал с представителями одной из кинотеатральных сетей, которые заметили, что инопланетный объект, если посмотреть по карте Москвы, упал как раз на их кинотеатр. Так родилась идея организовать предпремьерный показ фильма именно в Чертаново. «Я пока не знаю, как ответить на ваш вопрос, - сказал Бондарчук, - но 22 числа у нас будет специальная премьера в Чертаново, и тогда уже будет понятно».