Итоги летнего сезона в американском кинопрокате
Результаты всего кинопрокатного лета показали, однако, что до полного восстановления рынка ещё далёко. Суммарная выручка кинотеатров с 7 мая по 6 сентября составила $1752 млн. Это почти в десять раз больше, чем в прошлом году, но на 59,7% меньше, чем два года назад.
Помимо коронавируса серьёзной проблемой для кинотеатров стала внезапно оказавшаяся очень популярной практика гибридных релизов. Шесть из десяти самых кассовых фильмов лета вышли одновременно в кинотеатрах и онлайн. Стратегии применялись разные. Некоторые фильмы были доступны подписчикам онлайн платформ без дополнительной платы, в других случаях («Чёрная вдова» и «Круиз по джунглям) за просмотр приходилось дополнительно выложить без малого 30 долларов. При любом подходе главной проблемой оказывалось появление практически сразу пиратских копий. Особенно сильно пострадали от этого блокбастеры по комиксам «Чёрная вдова» и «Отряд самоубийц: Миссия навылет». Во второй уик-энд полученная ими выручка уменьшилась соответственно на 67,8 и 71,5%.
Поменялся и подход к чисто кинопрокатным релизам. Эксклюзивное для кинотеатров окно уменьшилось с 75 до 45 дней. При этом некоторые релизы независимых дистрибьюторов были доступны для домашнего просмотра в премиальном формате видео по запросу уже через 2-3 недели после премьеры в кино. Всего за четыре месяца 37 фильмов вышли на экраны более чем тысячи кинотеатров. В 2019 году таких релизов было 45, а суммарные сборы летнего сезона составили $4,35 млрд. Абсолютным рекордом остаются $4,76 млрд лета 2013 года.
Непривычно скудным на выручку получился май. Тяжёлым ударом для кинотеатров стал перенос премьеры «Чёрной вдовы» с 7 мая на 9 июля. Первые по-настоящему амбициозные премьеры вышли только в самом конце месяца. В праздничный уик-энд Дня памяти $83,6 млн на двоих заработали сиквел «Тихое место 2» ($57,09 млн) и диснеевский спин-офф «Круэлла» ($26,53 млн). Первый из этих фильмов уже завершил свой кинопрокат (финальные сборы $160,07 млн), второй добирает последние крохи ($86,08 млн за пятнадцать недель). Это третий и седьмой результаты летнего сезона.
Количество вакцинированных американцев продолжало расти, хотя в целом темпы вакцинации летом существенно замедлились. Новый рекорд периода пандемии установил взявший на старте $70,04 млн «Форсаж 9». Снижение дебютной кассы по сравнению с предшественником всего лишь на 29% было признано безусловным успехом. В общей сложности блокбастер добыл $172,88 млн. Это всего лишь на миллион долларов уступает финальному результату спин-оффа «Форсаж: Хоббс и Шоу». В киноиндустрии преобладал сдержанный оптимизм, ограничения по заполняемости залов были сняты практически по всей территории США. Проблемным регионом оставалась, правда, крупнейшая по численности населения канадская провинция Онтарио. Там кинопоказ возобновился только в июле.
Две недели спустя ещё мощнее стартовала в прокате «Чёрная вдова». Кинокомикс заработал $39,51 млн в первый день и $80,4 млн в премьерный уик-энд. В крупных киносетях ругали гибридный релиз и полагали, что без него дебютная касса вполне могла бы перевалить за стомиллионную отметку. Падение сборов на 41% в субботу и на 67,8% во второй уик-энд связывали в первую очередь с фактором пиратства. Недовольны были не только кинотеатры. Иск к студии Disney подала главная звезда фильма Скарлетт Йоханссон. Современные реалии в Голливуде таковы, что заработки практически всегда привязаны к кассовым сборам. А они оказались существенно меньше, чем могли бы быть. За девять недель на экранах «Чёрная вдова» заработала $182,69 млн в американском кинопрокате и $372,3 млн во всём мире.
Связанный с мощным стартом двух блокбастеров оптимизм продлился недолго. Уже в середине июля серьёзной проблемой стал стремительный рост заболеваемости коронавирусом и распространение более заразного варианта «дельта». Буквально за пару недель доля потенциальной аудитории, считающей безопасным и комфортным поход в кино, упала с 81 до 68%. Примерно на таком уровне она находится и сейчас.
Не обошлось без новых переносов премьер, но в целом паника оказалась явно преждевременной. Наглядно показали это результаты лучше ожиданий фильмов «Круиз по джунглям» ($106,8 млн за шесть недель), «Главный герой» ($94,4 млн за четыре недели) и «Кэндимен» ($41,04 млн за две недели). Финальным аккордом стал без преувеличения феноменальный старт кинокомикса «Шан-чи и легенда десяти колец». Если будет достойное зрелище, зритель обязательно придёт. При этом установленные в ряде крупных городов требования об обязательной вакцинации посетителей кинотеатров не стали сколько-нибудь серьёзной проблемой. После такого феноменального успеха в Голливуде царит настоящая эйфория. О новой волне переносов никто даже не заикается. Более того, студия Sony Pictures решила выпустить сиквел «Веном 2» на две недели раньше: 1 октября вместо 15 октября.
В таблице ниже приведены результаты 15 самых кассовых фильмов летнего сезона. Цветом выделены гибридные релизы (премьеры одновременно в кинотеатрах и онлайн)
№ | Фильм | Киностудия | Кол-во кинотеатров | Сборы премьерного уик-энда | Общие сборы |
1 | Чёрная вдова | Disney | 4275 | 80 366 312 | 182 690 466 |
2 | Форсаж 9 | Universal | 4203 | 70 043 165 | 172 875 655 |
3 | Тихое место 2 | Paramount | 3744 | 47 547 231 | 160 072 261 |
4 | Круиз по джунглям | Disney | 4310 | 35 018 731 | 106 796 002 |
5 | Шан-чи и легенда десяти колец | Disney | 4300 | 75 388 688 | 94 672 848 |
6 | Главный герой | Fox | 4165 | 28 365 416 | 94 411 214 |
7 | Круэлла | Disney | 3922 | 21 496 997 | 86 082 511 |
8 | Космический джем: Новое поколение | Warner Bros. | 4002 | 31 053 362 | 70 117 406 |
9 | Заклятие 3 | Warner Bros. | 3280 | 24 104 332 | 65 565 074 |
10 | Босс-молокосос 2 | Universal | 3644 | 16 000 665 | 57 018 945 |
11 | Отряд самоубийц: Миссия навылет | Warner Bros. | 4002 | 26 202 415 | 54 653 214 |
12 | Время | Universal | 3355 | 16 854 735 | 47 391 515 |
13 | Судная ночь навсегда | Universal | 3018 | 12 551 220 | 44 461 970 |
14 | Кэндимен | Universal | 3569 | 22 001 750 | 41 020 820 |
15 | Кролик Питер 2 | Sony | 3346 | 10 101 066 | 40 336 536 |