Кинотеатры теряют до 50% выручки из-за слишком короткого проката арт-хитов
Об этом заявила совладелица и Директор по кинопрокату независимой кинопрокатной компании «ПРОвзгляд» Яна Макарова по итогам конференции «Бизнес кинотеатров», прошедшей в рамках XXI Международного Кинофорума «КиноЭкспо» в Санкт-Петербурге. По оценке кинопрокатчика, кинотеатры могли бы зарабатывать существенно больше, если бы не выводили из проката работающие хиты арт-мейнстрима, заменяя их «темными лошадками» новых премьер.
Специалисты компании объясняют это двумя факторами. По их мнению, в настоящий момент на рынке кинопроката существует достаточно ощутимое настороженное отношение владельцев киносетей к финансовому потенциалу хитов арт-мейнстрима. Хотя прокатчики уже несколько лет видят новый тренд и выделяют арт-хиты в отдельную категорию, кинотеатры еще, по мнению прокатчиков, не пришли к однозначному мнению по этому поводу.
«Кинотеатры пока не выделяют арт-хиты в отдельную категорию, - отмечает Яна Макарова. - Поэтому с потенциальными хитами работа кинотеатров строится по той же схеме, что и в целом с арт-мейнстримом: его снимают именно в тот момент, когда сформировалось зрительское мнение, появился устойчивый «сарафан», а в результате фильм не доходит до зрителя и, соответственно, до пика прибыли. Хотя рост количества зрителей, динамика сборов и другие косвенные факторы явно показывают, что перед нами хит. В результате кинотеатры недобирают до 50% прибыли от проката картины. Справедливости ради хочу заметить, что здесь имеется и недоработка прокатчиков, зачастую недостаточно четко разделяющих хиты и ординарные фильмы. А поскольку арт-мейнстрим – это не массовая картина-однодневка, гарантированно приносящая определенную кассу и затем исчезающая, обращать внимание кинотеатров на возможность заработать на арт-хите в длинном прокате просто необходимо».
По оценкам экспертов компании «ПРОвзгляд», падение сборов второго уикенда для арт-хита составляет в среднем около 12% по сравнению с первым уик-эндом[1], далее динамика падения еще более плавная. Это качественно отличается от разрывов в сборах фильмов массовых жанров, где разница первого и второго уик-энда может составлять 50%. И именно этим характеризуется хит жанра арт-мейнстрим.
Помимо этого, специалисты компании «ПРОвзгляд» выделяют шесть «допрокатных» признаков высокого финансового потенциала арт-релиза. Помимо мирового признания фильма (наличие престижных международных наград, высоких сборов во всем мире и отзывов в мировой прессе), на будущий хит указывают тот факт, что картина продемонстрировала одинаково успешные сборы в странах с разным менталитетом (если речь идет о зарубежном фильме), например, в США, Канаде, Франции, Корее и так далее. Еще одним признаком будущего хита эксперты называют высокие данные предварительных продаж и то, как публика и пресса посещает предпоказы.
При отсутствии так называемого «сарафанного радио», ключевого фактора, на который ориентируются кинотеатры, прокатчики до начала официального проката рекомендуют обращать внимание на растиражированность информации в соцсетях, отзывы профессиональных лидеров мнений, а также на реакцию регионов.
«Реакция регионов – очень важный показатель, - утверждает Яна Макарова, - поскольку аудитория регионов достаточно серьезно отличается от аудитории столиц. Но когда мы получаем четкую обратную связь от регионов до начала официального релиза, мы расцениваем это как серьезный аргумент в пользу финансового успеха картины».
На конференции «Бизнес Кинотеатров» в рамках «Кино Экспо» обсуждались в том числе вопросы коммуникации зрителей и кинотеатров, а также кинотеатров и прокатчиков применительно к продвижению арт-хита. Было высказано общее мнение, что предоставление качественных рекламных материалов для всех видов современной коммуникации со зрителем в настоящее время является правилом для всех, и что предоставление рекламного пакета фильма до начала предпродаж является хорошим стимулом к работе и повышает шансы картины на успешный прокат. Но представители киносетей, по их собственному признанию, не всегда готовы использовать свой маркетинговый ресурс для работы с арт-хитом в силу того, что убежденность кинотеатров в финансовом потенциале данной категории фильмов пока еще не сформировалась и постоянно нуждается в подкреплении.
«И мы, и кинотеатры преследуем одну и ту же цель: обеспечить финансовый максимум от проката фильма, - считает Яна Макарова, - Очевидно, что арт-хиту необходим длинный прокат, именно из-за специфики его восприятия аудиторией. Пик сборов приходится на тот момент, когда нарастает максимальный «сарафан». Кейсы кинотеатров, работающих с арт-хитами в длинную, то есть до тех пор, пока на каждый сеанс приходит не меньше среднестатистического для кинотеатра количества зрителей, показывают, что прокат арт-хита может приносить стабильно высокий поток денег до нескольких месяцев. Мы для себя давно уже выделили понятие арт-хита в отдельную категорию, и по нашей оценке, мировой кинопроцесс движется в том направлении, что количество качественных арт-хитов с каждым годом будет увеличиваться, и с ними надо уметь профессионально работать как прокатчикам, так и кинотеатрам».
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кинопрокатная компания «ПРОвзгляд» была основана в 2012 году и находится в Санкт-Петербурге. Компания специализируется на фестивальном кино и арт-мейнстриме, выбирая смелые, свободные, вызывающие фильмы, созданные вне рамок и канонов. «ПРОвзгляд» с одинаковой тщательностью подходит к выпуску российского и иностранного кино. Компании доверяют прокат своих фильмов самые влиятельные продюсерские компании на российском рынке. Иностранные проекты «ПРОвзгляд» закупает у ведущих мировых сейлз-компаний. Многие релизы компании становятся значимыми культурными событиями в России, и каждый релиз находит свою аудиторию.
[1] Данные приведены на основании анализа динамики сборов хита этого года «Паразиты», а также более ранних хитов компании, таких, как «Аритмия», «Кислота» и т.п.