Мультфильм "Тролли: Мировой тур" со вчерашнего дня доступен в США для просмотра онлайн: оправдается ли эксперимент?
Сделанное 16 марта объявление о смене стратегии релиза стало для киноиндустрии настоящим шоком. Формально Universal Pictures заявила об одновременном глобальном релизе в кинотеатрах и онлайн. Однако уже тогда всем было понятно, что к 10 апреля работающих кинотеатров на планете практически не останется. По данным популярного сайта Deadline Hollywood, в прошлые выходные работали 14 американских кинотеатров. 13 из них были автокинотеатрами под открытым небом.
На международной арене сиквел «Тролли: Мировой тур» успел выйти в Малайзии, Сингапуре и России. За две недели мультфильм заработал чуть более 2 миллионов долларов. Из этой суммы $1,59 млн было получено в России и странах СНГ.
Американская киноиндустрия встретила неожиданный ход бурным негодованием. Одно дело организовать экстренный цифровой релиз для фильма уже бывшего в кинопрокате на момент его остановки. Так были вынуждены поступить практически все киностудии Голливуда и независимые дистрибьюторы. И совсем другое выпускать сразу онлайн достаточно амбициозный кинопрокатный релиз. Речь ведь идёт о продолжении собравшего $346,8 млн на экранах планеты мультфильма. При этом все другие игроки на рынке были предупреждены о сделанном решении буквально за 2 часа до официального объявления в прессе.
Особенно недовольными остались кинотеатры, вот уже многие годы отстаивавшие незыблемость так называемого кинопрокатного окна. Общим правилом в США является то, что на домашнем видео фильмы могут выйти не раньше, чем через три месяца после релизов на большом экране. В некоторых странах Европы ограничения ещё более жёсткие.
В последнее время допускались определённые послабления по части цифровых релизов, но любые попытки поломать устоявшуюся концепцию каждый раз встречали суровый отпор. Так в 2011 году, та же студия Universal Pictures решила в качестве теста предложить подписчикам сервисов телекоммуникационной корпорации Comcast комедийный боевик «Как украсть небоскрёб». Предполагалось, что фильм можно будет увидеть уже через три недели после начала проката за 59 долларов 99 центов. После угроз полного бойкота со стороны кинотеатров от эксперимента пришлось отказаться.
Американские финансовые эксперты считают нынешний шаг с сиквелом «Троллей» тоже своего рода проверкой. Формально основной причиной было названо то, что рекламная кампания уже была запущена на полную мощность, и перенос премьеры в такой ситуации повлёк бы серьёзные потери. С другой стороны это не помешало конкурентам отложить выход на экраны боевика «Не время умирать», игрового ремейка «Мулан» и хоррора «Тихое место 2». Но с точки зрения Universal и Comcast лучшего времени для пробного теста и не придумаешь. Практически все школы в США закрыты, миллионы семей вынуждены оставаться дома взаперти. При этом не работающие кинотеатры не могут предпринять никаких реальных ответных шагов. Не в том положении они будут и после открытия, хотя обиду, конечно, запомнят надолго.
Что касается финансовых перспектив цифрового релиза сиквела «Троллей», мнения экспертов разделились. Многие ли родители захотят выложить 20 долларов за домашний просмотр мультфильма продолжительностью 80 минут? Ведь месячная подписка на онлайн-кинотеатр Netflix, Disney+, Hulu, Amazon Prime или HBO Go стоит от 6 до 15 долларов. При этом многие американцы уже сейчас достаточно стеснены в средствах.
Оптимистично настроенные эксперты предрекают от 9 до 13 миллионов покупок по всей планете. Теоретически это может дать до 200 миллионов долларов чистой выручки. Как правило, киностудия получает 80% от цифровых продаж на онлайн платформе против 50-55% от кассовых сборов. Данный расклад вполне устроит Universal Pictures. Бюджет мультфильма «Тролли: Мировой тур» с учётом налоговых льгот составил около 90 миллионов долларов, ещё 30 миллионов долларов было потрачено на рекламную поддержку релиза онлайн. Конкуренты считают побочные затраты существенно выше. К тому же во многих других странах стоимость покупки будет существенно ниже, чем в США.
Альтернативная точка зрения базируется на названных чуть выше факторах. Сложно представить, чтобы исчезновение кинопрокатного окна пошло на пользу последующим цифровым продажам, когда первоначальный ажиотажный спрос будет удовлетворён. Первая часть «Троллей» не без труда окупила свой 125-миллионный бюджет и 105 миллионов долларов затрат на подготовку релиза и его рекламную поддержку, да и то только за счёт домашнего видео и телевизионных прав. Сам по себе потенциал бренда достаточно высок, но полнометражные анимационные фильмы являются только его малой частью.
Как правило, киностудии стремятся не разглашать данные по цифровым продажам. Не существует и независимых источников подсчёта. Всё это значительно осложняет оценки любых таких экспериментальных ходов. Да и сам по себе эксперимент в кризисной ситуации совсем не то, что в обычное время. Впрочем, результаты его в любом случае представляют для всей киноиндустрии большой интерес.