Обличающая католическую церковь драма "Клир" побила рекорд премьерного уик-энда в Польше
Предыдущее лучшее достижение принадлежало эротической драме «Пятьдесят оттенков серого» (834 479 зрителей) и продержалось три года и семь месяцев. Среди польского кино лучший старт до этого был у триллера «Питбуль. Опасные женщины», сеансы которого за первые три дня посетили 767 519 человек.
Мировая премьера «Клира» состоялась 18 сентября на фестивале польского кино в Гдыне. Там картина при довольно спорных обстоятельствах удостоилась приза зрительских симпатий и ещё пяти наград. В центре сюжета её история трёх разных католических священников. Несколько лет назад они чудесным образом избежали гибели и теперь ежегодно встречаются вместе отпраздновать своё спасение.
Один из них Лисовски работает в церковной курии и мечтает о карьере в Ватикане. Проблема в том, что на его пути находится влиятельный архиепископ, использующий все свои связи. Второй Трыбус настоятель сельского прихода. Служа в полном бедности месте, он сам постепенно становится жертвой человеческих слабостей. Третий Кукуле тоже не слишком успешен. Несмотря на свою пылкую веру, он день за днём теряет доверие своих прихожан. Вскоре истории трёх священников сплетутся снова, и события, которые произойдут, окажут влияние на жизнь каждого из них.
Обозреватели отмечают, что в фильме затрагиваются темы издевательств над детьми, педофилии, любовных связей, коррупции, жадности и алкоголизма среди священников. Неудивительно, что такое кино вызвало много споров и даже возмущения в очень консервативной стране. Негативная реакция была не только со стороны католической церкви, но и со стороны правительства. В ряде городов местные власти выступили против показов фильма и кое-где даже добились своего. Некоторые кинотеатры сами решили отказаться от проката «Клира». Ассоциация католических журналистов назвала его разрушающим ценности нации. В одном из телевизионных репортажей фильм объявили работой Сатаны, а руководитель Бюро национальной безопасности Павел Солох сравнил его с кинопропагандой нацистской Германии против евреев. Другие, однако, говорили о том, что время момента истины давно уже настало и благодарили режиссёра и актёров за проявленную смелость. Сам режиссёр заявил, что он атакует не саму веру, а оказавшихся в церковной иерархии людей, которые далеко не святые и ведут себя как преступники.
Бюджет картины составил около 10 миллионов злотых или $2,7 млн по текущему курсу. Основная часть съёмочного процесса прошла в соседней Чехии. Предыдущая работа режиссёра Войцеха Смажовского «Волынь» вышла на экраны почти ровно два года назад и тоже стала кассовым хитом (229 011 зрителей в премьерный уик-энд и 1 449 256 зрителей за всё время проката). Нынешний стартовый результат оказался в четыре с лишним раза лучше.