Роднянский и Мизгирев провели лекцию в «Октябре»
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - 27 августа, в День российского кино, в киноцентре «Октябрь» продюсер Александр Роднянский и режиссер Алексей Мизгирев провели в формате publictalk открытую лекцию в рамках проекта КАРО.Арт. Мировая премьера их кинокартины «Дуэлянт» с Владимиром Машковым и Петром Федоровым в главных ролях состоится на международном фестивале в Торонто в сентябре. А пока его создатели рассказали о том, как возникла идея данного проекта и как проходила работа по его реализации. Собравшимся показали эксклюзивные фрагменты картины. Также хозяева вечера обсудили причины, почему наиболее яркие режиссеры авторского кинематографа всё чаще обращаются к кинематографу зрительскому, жанровому. Модератором лекции выступил куратор курса «Современное кино и дистрибуция» Московской школы кино Всеволод Коршунов.
Как отметили участники обсуждения, эта тенденция зародилась изначально в американской киноиндустрии, где из авторского сегмента в большой Голливуд пришли в свое время Кристофер Нолан, Альфонсо Куарон, Алехандро Иньярриту, Гильермо дель Торо и многие другие ставшие массово известными современные режиссеры. Александр Роднянский пояснил, что это происходит потому, что люди устали от аттракциона в чистом виде, который предлагает большое кино сегодня: «В этом году мы наблюдаем падение популярнейших франшиз. Они «сыплются», на них не приходят люди. И наоборот, вдруг начинают выстреливать картины много более сложные, не конвенциональные, те, которые сложно себе представить не то чтобы показанными, но снятыми. Например, 2 часа 40 минут «Выжившего» - фильма с плохим концом, без лирической линии, чрезвычайно жесткого и точно не вдохновляющего в финале. Или неполиткорректный «Дэдпул», который валялся лет семь и не проходил на студии Fox через редакционные преграды. Я не говорю, хорошие это фильмы или плохие, я говорю, что они свежие, новые. Голливуд всегда охотится за свежими, неожиданными идеями. В отличие от нашей кинематографии, которая в течение последних лет пятнадцати жила в убеждении, что есть пространство обитания талантливых людей – это авторское кино, и некое пространство не обязательно талантливых людей – жанровое кино. В результате к отечественному кино выработалось определённое отношение. Не соглашаясь с этим, Голливуд всегда искал самых одарённых. И появление яркого, неожиданного, одаренного режиссера или сценариста в независимом, небольшом кино всегда немедленно приводило большие студии с предложением снять дорогой, условно двухсотмиллионный кинофильм».
Участники мероприятия также сошлись во мнении, что кинематограф в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, не выживает. К примеру, как заявил Роднянский, если в Голливуде подряд провалятся 3-5 фильмов (с бюджетом в $500 млн.), то индустрия умрет. Поэтому, по мнению продюсера, естественным вектором развития кино является не бесконечные продолжения франшиз, а баланс между аттракционом и увлекательной, качественной историей, способной заразить зрителя любовью и ненавистью к ее героям.
Александ Роднянский уверен, что и российским зрителям в кино не хватает полноценных, объёмных характеров, непростых историй и эмоционального переживания. По словам продюсера, это соображение и было основополагающим при выборе Александра Мизгирева в качестве режиссера крупномасштабного и высокобюджетного фильма «Дуэлянт».
«Когда я посмотрел на «Кинотавре» фильм «Кремень», то я понял, что я имею дело с режиссером совсем не того кинематографа, что у нас называют авторским, или артхаусным. У нас за авторским кино подразумевается нечто радикальное, экспериментальное. Беда состоит в том, что за последние годы к любой драме с ярко представленными человеческими отношениями и вполне увлекательной, способной удерживать внимание больших аудиторий историей стали относиться как к экспериментальному, авторскому кино. Я посмотрел «Кремень», я увидел жесткую драму, социально обострённую, очень хорошо сделанную - и режиссера, которому небезразличны герои. Его главный персонаж предельно отвратителен, но ты за ним следишь. И я понял, что речь идет о режиссере с профессиональным кинообразованием, с интересом к людям, с вниманием к человеку, с гуманистическим внутренним содержанием и с желанием заинтересовать аудиторию. К сожалению, в силу некоторых причин, о которых мы сегодня не говорим, такой кинематограф не работает в кинотеатрах. Мы начали обсуждать с Алексеем разные проекты, я понял, что он может делать жанровое кино со сложными, объёмными характерами и человеческим содержанием. Поэтому, когда Мизгирев принес страничку со сценарием, которая называлась «Дуэлянт», я ее прочел, мы сразу договорились и начали работать».
Александр Мизгирев, автор таких знаковых фестивальных фильмов, как «Кремень», «Бубен, барабан» и «Конвой», рассказал о разнице в работе над авторскими картинами и большим, зрительским фильмом («Дуэлянт» - прим.ред.): «Меня интересовал другой инструментарий; честно говоря, меня интересовали бюджеты побольше. Не свои личные, а производственные. Поэтому, конечно, кино, которое ближе взаимодействует со зрителем, дает автору немного другой набор инструментов. Фильмы, которые мы называем авторскими, стоят намного дороже, чем деньги, которые на них выделяют, все это делается большой кровью. Когда это выглядит достойно – это все сделано кровью режиссера, сценариста, артистов. Авторское кино делается кровью. Большое кино тоже делается кровью, тоже большей. Поэтому большой разницы я не заметил» .
Сюжет «Дуэлянта» рассказывает историю главного героя в исполнении Петра Федорова. Это мрачный, жесткий, трагический герой с изломанной психикой, параноидально одержимый идеей вернуть своему имени честь, отобранную негодяем. Своей цели он намерен добиться вполне бесчестным образом, выполняя на дуэлях заказы на убийства. Гостям мероприятия показали сцену в формате IMAX. Зрители оценили детальную проработку исторических деталей – предметов интерьера, костюмов, оружия и т.д., высокое качество изображения, в том числе и компьютерной графики. Создатели картины рассказали о том, что специально для съемок фильма были перекрыты несколько улиц Санкт-Петербурга, проезжую часть заливали водой, наполняли грязью. Вообще, северная столица стала одним из главных действующих лиц фильма, а не просто местом его действия.