Россия впервые стала самым крупным зарубежным рынком для французского кино

Россия впервые стала самым крупным зарубежным рынком для французского кино
17.01.2024 Традиционный ежегодный отчёт представило занимающееся экспортом французского кино агентство Unifrance. В 2023 году французские фильмы заработали €234 млн в зарубежном кинопрокате, кинотеатры продали 37,4 млн билетов.

По сравнению с 2022 годом рост составил 37,8% по сборам и 38,4% по посещаемости. На 53,6% прибавили при этом фильмы на французском языке (30,1 млн зрителей). Относительно допандемийного 2019 года предварительные данные дают спад посещаемости на 18,5%.

Ранее французское кино неоднократно преодолевало за рубежом 100-миллионный рубеж. В агентстве Unifrance опасаются, что эти времена уже не вернуть. Прежде всего, с появлением и быстрым ростом стриминга изменилась ситуация на рынке. Так мультфильм «Леди Баг и Супер-кот: Пробуждение силы» в большинстве стран мира вышел на онлайн-кинотеатре Netflix. Решение было принято во время пандемии, когда не было ясности, насколько быстро восстановится мировой кинопрокат. Это миллионы зрителей, которые бы в другой ситуации посмотрели бы анимационную лену в кино. Кроме того, очень сильно не хватает добивавшихся больших успехов в прошлом высокобюджетных англоязычных экшен проектов.

Увеличился разрыв между основной массой и главными хитами. На десятку лучших пришлась половина проданных билетов. С другой стороны, сразу 60 фильмов привлекли как минимум сто тысяч зрителей за рубежом. Всего же в зарубежном кинопрокате демонстрировались 2800 французских фильмов, 220 из которых были новыми релизами. Самым успешным жанром впервые стала анимация, на которую пришлось 29,5% проданных билетов. Далее идут комедии и комедийные драмы (26,5%), драмы (22,8%) и только на четвёртом месте триллеры, боевики, криминальное и приключенческое кино (12,3%). Антирекорд установили французские фантастика и хорроры (всего-навсего 1,3%).

На первом месте с большим отрывом оказался упомянутый выше мультфильм «Леди Баг и Супер-кот: Пробуждение силы». Кинопрокатные релизы состоялись на 26 территориях, 7,15 млн проданных билетов принесли €31,8 млн. Основанный на популярном сериале полнометражный проект добился колоссального успеха в российском кинопрокате. 3,53 млн зрителей стали лучшим результатом года для зарубежного кино. 1,29 млн человек посмотрели анимационную ленту в Германии, 786 тысяч в Польше, 524 тысячи в Китае и 195 тысяч в Турции. Самым успешным французским релизом года она оказалась также в Австрии, Венгрии, Словакии, Литве и ЮАР.

На 41 территории 2,74 млн зрителей увидели приключенческую комедию «Астерикс и Обеликс: Поднебесная» (кассовые сборы €18,2 млн). Новый фильм популярной франшизы отличился в Польше (797 тысяч зрителей). Также 302 тысячи посмотрели его в Германии и 244 тысячи в Бельгии и Люксембурге. Самым успешным французским релизом года высокобюджетный проект стал в Бельгии и Люксембурге, Чехии, Греции, Польше, Португалии и Швейцарии.

На третьей позиции с 1,76 млн зрителей и €10,4 млн располагается ещё один мультфильм «Приключения аргонавтов». Главные достижения здесь таковы: 307 тысяч зрителей в Великобритании и Ирландии (лучший результат для французского кино), 306 тысяч в России, 127 тысяч в Польше, 115 тысяч в Италии, 92 тысяч в Испании, 85 тысяч в Океании, 79 тысяч в Южной Корее и 43 тысячи в Швеции.

1,72 млн проданных билетов и €8,54 млн на счету исторической драмы «Жанна Дюбарри». Исключительного результата картина с участием Джонни Деппа добилась в России (1,06 млн зрителей), успешным получился также итальянский кинопрокат (278 тысяч зрителей). Замыкает первую пятёрку с 1,65 млн зрителей и €9,1 млн первая часть приключенческой дилогии «Три мушкетёра: Д’Артаньян». Причём релиз на 58 территориях был самым мощным по размаху для французского кино. Треть проданных билетов дали страны Латинской Америки: 378 тысяч зрителей в Мексике, 106 тысяч в Бразилии и 57 тысяч в Колумбии. Кроме того, 329 тысяч зрителей посмотрели первую часть «Трёх мушкетёров» в России, 116 тысяч в Испании и 109 тысяч в Италии.

Самым успешным рынком для французского кино с 7,09 млн зрителей впервые стала Россия. По сравнению с 2022 годом посещаемость выросла сразу на 155%. Второе место заняла Германия (4,21 млн зрителей), далее идут Польша (3,25 млн зрителей), Италия (2,73 млн зрителей) и Испания (1,8 млн зрителей).

По регионам восьмой год подряд лучшей стала Западная Европа (16,9 млн зрителей или 45,1%). Наибольший рост второй год подряд демонстрирует Центральная и Восточная Европа (12,6 млн зрителей или 33,8%). Суммарно на Европу пришлось почти 80% проданных билетов против 48% в среднем с 2010 по 2019 год. Нечем хвастаться зато в Азии (2,59 млн зрителей), Латинской Америке (2,15 млн зрителей) и Северной Америке (1,9 млн зрителей). Необычным образом в США и Канаде 82% проданных билетов пришлось на арт-хаусное кино. 393 тысячи человек посмотрели в американском кинопрокате криминальную драму «Анатомия падения».

В таблице ниже приводятся результаты десяти самых успешных французских фильмов 2023 года в зарубежном кинопрокате.

Фильм Кол-во зрителей, млн  Сборы, млн € Кол-во территорий
Леди Баг и Супер-кот: Пробуждение силы 7,15 31,8 26
Астерикс и Обеликс: Поднебесная 2,74 18,2 41
Приключения аргонавтов 1,76 10,4 40
Жанна Дюбарри 1,72 8,54 30
Три мушкетёра: Д'Артаньян 1,65 9,1 58
Анатомия падения 1,55 13,4 32
Жизнь Мадлен 0,67 5,81 16
Моё преступление 0,58 4,01 32
Догмен 0,56 3,4 28
Дозор джунглей: Кругосветка 0,46 2,33 20

Возврат к списку