«Российский кинопрокат – перезагрузка»
В конференции приняли участие ответственные руководители и ведущие эксперты отрасли — руководители прокатных сетей страны, дистрибьюторских компаний, телеканалов, Интернет-порталов, профессиональных объединений и союзов, авторитетных исследовательских служб, а также ведущие кинематографисты, продюсеры и режиссеры.
За два дня работы в мероприятии приняли участие Вячеслав Тельнов, Сергей Толстиков, Андрей Смирнов, Константин Эрнст, Александр Роднянский, Вячеслав Муругов, Александр Кушаев, Сергей Сельянов, Игорь Толстунов, Александр Акопов, Валерий Тодоровский, Андрей Звягинцев, Сергей Лобан, Алексей Попогребский, Виталий Манский, Сергей Семенов, Андрей Прошкин, Евгений Гиндилис, Даниил Дондурей, Иван Засурский, Александр Герасимов, Матвей и Нина Ромодановские, Сергей Бондарев и мноие другие.
Собравшиеся обсудили самые острые проблемы, стоящие перед современным российским кинематографом, в том числе о пиратстве в сети Интернет, о низкой заполняемости кинозалов, где идут фильмы российского производства, и о вовлечении телевидения в процесс создания кино.
Организаторам удалось собрать за одним столом самых ярких антагонистов кинопроцесса, обеспечив, таким образом, широту представительства. Дискуссия прошла весьма эмоционально.
При обсуждении проблемы развитого в нашей стране интернет-пиратства было принято решение о необходимости доработки Положения 4-ой части ГК РФ в части защиты прав интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях. Собравшиеся пришли к выводу, что в законодательстве должна быть четко прописана ответственность частных (пользователей) и юридических лиц (провайдеров) за распространение и использование нелегальной аудиовизуальной продукции в Сети.
«Легально разместив в сети сериал «Краткий курс счастливой жизни», мы провели своего рода эксперимент и попытку оценить аудиторию, скачивающую фильмы в Интернете, - рассказал Константин Эрнст. - К сегодняшнему дню мы получили 5 млн скачиваний. Для борьбы с интернет-пиратством, конечно, в первую очередь необходимо принимать законы, запрещающие размещать пиратскую продукцию в Сети. А как заставить государство это сделать? В первую очередь, давлением профессиональной среды»
Участники конференции попытались выяснить причины скептического отношения зрителей к картинам отечественного производства. Было высказано мнение, что низкий зрительский интерес не в последнюю очередь связан с негативным отношением к отечественному кинопродукту со стороны букеров российских кинотеатральных сетей.
«На кинорынках нам нередко показывают только трейлеры будущих картин, в которых, как правило, собирают самые лучшие моменты фильма, - говорит Юлия Денисова из воронежского кинотеатра «Спартак». - И отбор фильма превращается в гадание на кофейной гуще. С другой стороны, самим букерам порой не хватает компетенции, чтобы оценить реальный потенциал картины. Часто бывает, что кинотеатры просто списывают друг у друга роспись тех или иных фильмов. Думаю, было бы полезно организовать какие-то дополнительные мастер-классы и конференции для закупщиков кинофильмов».
Собравшиеся также отметили, что сегодняшнего зрителя очень сложно привести в кинотеатр на просмотр отечественного фильма. Прозвучала ужасная цифра - средняя заполняемость существующих кинозалов в России составляет 18%. Это уже не кризис, а поведенческая и мотивационная катастрофа. И даже если построить еще 2-3 тысячи кинотеатров, как загнать туда зрителя, не желающего смотреть отечественную продукцию? Собравшиеся пришли к выводу, что одной из основополагающих причин низкого зрительского интереса к отечественному кино является низкий уровень кинообразования населения. В этой связи в очередной раз встал вопрос о необходимости восстановления Музея кино. И здесь Константин Эрнст сделал громкое заявление о готовности Первого канала предоставить площади для Музея кино и телевидения в рамках проектируемого на территории завода «Серп и молот» Медиа-Сити.
Участники конференции вновь обсудили законопроект о принятии Единого электронного билета, который был отвергнут Госдумой во всех трех чтениях. Вместе с тем все понимают, что эта весьма полезная мера не способна нгарантировать заполняемость залов на российских и артхаусных сеансах. Александр Роднянский выдвинул предложение о необходимости создания альтернативной сети кинозалов, которая существовала бы не за счет частных предпринимателей, которые владеют нынешним мультиплексами, а за счет государственной поддержки.
Самые жаркие дискуссии вызвало обсуждение диалога между кинопроизводителями и телевизионными каналами. Кинопродюсеры и режиссеры говорили о необходимости введения жестких законодательных мер по определению объема демонстрируемой на телеканалах кинопродукции, а руководители телеканалов ссылались на низкий интерес телезрителей к инопродукции.
«Кинотеатральная и телевизионная аудитории сильно отличаются, уверяет Константин Эрнст. - Сегодня даже крупный голливудский релиз вроде фильма «Король говорит» не в состоянии собрать перед телеэкранами большое количество зрителей. Опыт показывает, что размещенный в том же временном промежутке чисто телевизионный продукт собирает гораздо большую аудиторию. И если раньше телеканалы боролись за подписание эксклюзивных контрактов на показ пакетов фильмов с крупными голливудскими мэйджорами, то сейчас эта ситуация сильно изменилась. Телевидение – это бизнес, поэтому обкладывать данью в нем никого нельзя».
На конференции прозвучало еще немало интересных инициатив. А итоги двухдневного семинара подвел Сергей Толстиков, заявив о необходимости проведения внятной госполитики в области кинематографии и разработки четкой структуры кинематографического сообщества. Глава Фонда Кино возразил Константину Эрнсту, отметив, что поддержка кинопроизводства телеканалами все же очень важна, и привел в пример опыт Франции.