В дискуссионном клубе «Валдай» обсудили импортозамещение в кино
МОСКВА, Кинобизнес сегодня – 21 апреля в Международном дискуссионном клубе «Валдай» состоялась публичная дискуссия, посвященная вопросам импортозамещения в области кинематографа. В качестве спикеров в мероприятии приняли участие Александр Акопов, продюсер кино и телевидения, сопредседатель правления АПКиТ, Вадим Соколовский, директор департамента собственного производства IVI, Светлана Сонина, заместитель генерального продюсера Okko, Алена Кремер, управляющий партнер DPG Russia, продюсер («Хочу замуж», «Я худею»), и по видеосвязи – Алексей Гореславский, гендиректор АНО «Институт развития интернета». Модератором дискуссии выступил Андрей Быстрицкий, председатель Совета Фонда развития и поддержки клуба «Валдай».
С самого начала главной темой дискуссии, как ни странно, стали сериалы. По словам Александра Акопова, на них приходится 95% смотрения аудиовизуального контента российским потребителем, а кино занимает в нашем досуге лишь 5%. Вадим Соколовский вспомнил детство, проведенное в СССР за железным занавесом, и назвал попытки выключить россиян из современного мирового культурного пространства культурным преступлением. По его мнению, отечественной киноиндустрии необходимо любыми путями налаживать диалог с западными кинематографистами, дабы положительно решить вопрос с доступом российского зрителя к современным мировым киноновинкам.
Светлана Сонина возразила, что в современных условиях опускание железного занавеса невозможно технологически – сегодняшний уровень развития интернета и видеопиратства предоставляет зрителям в любой точке мира доступ ко всем новинкам кинематографа, пусть и не на большом экране (хотя и здесь могут быть исключения).
Алена Кремер считает кино и все сопутствующие виды дистрибьюции аудиовизуального контента неотъемлемым элементом культурного кода нации и ратует за развитие кинообразования. В частной беседе с нашим корреспондентом после окончания мероприятия она согласилась с необходимостью начинать решение этой задачи с самого «верха», то есть с определения государственной идеологии.
В своем выступлении Александр Акопов заявил, что в сериальной индустрии импортозамещение произошло еще 15 лет назад, и сегодня российские сериалы, производящиеся как для телеканалов, так и для интернет-платформ, полностью вытеснили зарубежные – во всяком случае, на телеканалах в прайм-тайм. По мнению Акопова, из восьми тысяч часов сериального контента, производимого сегодня в России, шесть тысяч можно смело называть «киносериалами» за их высочайшее качество.
Акопов также отметил, что сегодня все большее значение приобретает ориентированность нашей кино- и сериальной продукции на иностранные рынки: продвигая наш контент за рубежом, мы тем самым популяризируем российскую культуру и имеем возможность рассказать иностранцам, как и чем живет современный россиянин. Выразив уважение усилиям компании РОСКИНО, помогающей российским кинематографистам знакомить зарубежных покупателей со своей продукцией, Акопов тем не менее отметил, что на иностранные рынки каждый продюсер прорывается сам.
Все участники дискуссии согласились с выдвинутым Александром Акоповым тезисом о том, что одной из больших проблем современной российской культуры является отсутствие качественной массовой литературы. Продюсер уверен, что на каждый субсидируемый фильм необходимо субсидировать десять литературных произведений - романов, повестей и т.д., и подчеркнул в этой связи особую важность профессии редактора.
По мнению Александра Гореславского, одной из важнейших задач на сегодня остается инвестирование в создание контента. Гореславский также подчеркнул важность наличия в индустрии института издателей и редакторов для того, чтобы иметь возможность отыскивать талантливых авторов и помогать им выражать свои мысли и идеи так, чтобы они были интересны зрителям.
Гореславский отметил, что в условиях жесточайших санкций огромные проблемы испытывает российская игровая индустрия, которая очень тесно связана с кино и другими видами аудиовизуального контента. Однако в то же время, по мнению эксперта, в последние годы во многом благодаря санкциям вырос уровень координации, создаются разного уровня экспертные советы, комитеты и другие объединения отраслевых специалистов для решения большинства возникающих проблем.
Говоря о финансовой составляющей индустрии, Светлана Сонина заметила, что еще несколько лет назад денег на рынке было больше, чем ресурсов для их освоения и тех, кто способен произвести качественный контент. Среди дистрибьюторов, преимущественно онлайн-кинотеатров, каждый из которых стремится развивать линейку собственной продукции, наблюдалась, по ее словам, настоящая «драка за проекты». Однако за последние два года, начиная с пандемии, ситуация выровнялась, и сегодня можно говорить об относительном балансе инвесторов и производителей. По словам Сониной, индустрия ожидает сокращения зарплат ведущих актеров и соответственно стоимости производства контента.
Вадим Соколовский подчеркнул, что производственные отделы всех онлайн-платформ и продюсерские компании продолжают работать, соблюдая все планы и графики. Комментируя ожидаемое снижение зарплат кинозвезд, Соколовский заметил, что в последнее время платформам удается довольно эффективно купировать аппетиты продюсеров.
Александр Акопов в этой связи добавил, что гонорары российских артистов перестали считать в долларах еще в 2008 году, после кризиса.
В самом конце дискуссии наш корреспондент посетовал на то, что основное внимание в ходе беседы было уделено сериалам, тогда как темой дискуссии было заявлено «импортозамещение в области кинематографа», и поинтересовался у Александра Акопова, какие шаги предпринимает Ассоциация продюсеров кино и телевидения для сохранения индустрии кинопоказа. Александр Завенович ответил, что еще со времен карантина 2020 года кинотеатры, как и остальные участники индустрии, получали целевую помощь от государства, и сегодня число ведомств, жаждущих оказать такую помощь, даже выросло. Все спикеры, присутствовавшие на дискуссии очно, принялись в один голос заверять, что индустрии кинопоказа ничто не угрожает, что бизнес кинотеатров – это прежде всего бизнес, и кинопоказчикам необходимо тщательно координировать свои действия с остальными участниками индустрии, чтобы не допустить превращения кинотеатров в казино.
Подводя итоги встречи, Андрей Быстрицкий особо отметил доброжелательность и оптимизм всех участников дискуссии.