В Москве завершился I Московский международный фестиваль архивных фильмов
Главной площадкой фестиваля стал кинотеатр Госфильмофонда «Иллюзион». Здесь показали основную программу: рубрики «Реставрации и находки», «Тема: Трудный возраст», «Кино о кино», «Киностолица. Вена» и ретроспективу экранизаций Достоевского к 200-летию писателя — от дореволюционных фильмов до картин Куросавы, Висконти, Брессона и Жулавского. В кинотеатрах «Художественный», «Москино Космос», Музее современного искусства «Гараж» и Центре документального кино прошли показы параллельной программы: реэнактмент показа года открытия «Художественного» (1909), ретроспективы к 90-летию многократного обладателя «Сезар» Алена Кавалье и 100-летию легендарного документалиста Семена Райтбурта, показы с 70-мм плёнки оскароносного советско-японского фильма Куросавы «Дерсу Узала» (1975) и «Повести пламенных лет» Юлии Солнцевой, благодаря которой в 1961 году она стала первой в мире женщиной-режиссером с Каннской ветвью за лучшую режиссуру.
В рамках программы «Реставрации и находки» состоялись 4 мировые премьеры шедевров начала прошлого века, которые были восстановлены старшим искусствоведом Госфильмофонда Тамарой Шведюк. Это завораживающая зрителей и критиков того времени «Юдифь и Олоферн» (1909) Луи Фейада и три итальянские картины, объединенные именем поэта Торквато Тассо. Показы стали долгожданными события среди архивистов всего мира. Картины уже запрошены для показов ведущими зарубежными синематеками.
На фестивале впервые представили зрителям найденную ведущим искусствоведом Госфильмофонда Анастасией Терентьевой и оставшуюся незаконченной «Незнакомку» (1985) Динары Асановой, а также — цифровые реставрации единственной режиссерской работы Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1967), драмы «Молох» Александра Сокурова (1999) и киноконцерта Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» (2005).
"Зрители, а я много беседовал с ними, очень довольны, - утверждает Николай Изволов, художественный руководитель Фестиваля, историк кино. - Пресса — отличная. Я считаю, что перенос фестиваля в Москву на несколько площадок — это просто какой-то тектонический сдвиг в деле продвижения архивного кино. Если фестиваль архивных фильмов закрепится здесь, будет и дальше происходить в Москве, это будет просто замечательно".
"Я очень рада, что фестиваль посетили тысячи молодых и умных любителей кино, - комментирует директор Фестиваля Надежда Степанова. - Мне кажется, нам отлично удалось не растерять постоянную профессиональную аудиторию и одновременно привлечь внимание новой. Я счастлива, что программа I Московского международного фестиваля архивных фильмов будет жить и после его завершения. Так, после премьеры на фестивале в общероссийский прокат вышел фильм Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь». А уникальные реставрации искусствоведа Госфильмофонда Тамары Шведюк запрошены шестью ведущими международными фестивалями.. Наш фестиваль сравнивают с легендарным смотром «Возвращенное кино» в Болонье и уже с нетерпением ждут продолжения в Москве. Все это очень приятно и дарит надежду, что архивное дело в России получило новый стимул для развития".
"Благодаря фестивалю архивных фильмов «Иллюзион» возвращает себе статус центра притяжения московских синефилов, продолжая традиции заложенные 55 лет назад, когда кинотеатр был запущен как площадка для демонстрации фильмов из коллекции Госфильмофонда, - рассуждает арт-директор кинотеатра «Иллюзион» Александра Лаврова. - Мы продолжим развиваться в этом направлении и регулярно радовать публику новыми архивными программами с 35-мм пленки, оставаясь при этом местом, где зрители могут увидеть новинки фестивального и авторского кино, встретиться как с молодыми российскими кинематографистами, так и заслуженными деятелями кино".
В рамках фестиваля состоялся специальный показ памяти Кирилла Разлогова — постоянного гостя и друга фестиваля «Белые Столбы», карьера которого началась в научном отделе Госфильмофонда. В «Иллюзионе» показали один из самых любимых фильмов киноведа — советскую мелодраму Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927).
В рамках программы «Киноклассика. Повторный прокат» в «Иллюзионе» зрители увидели возвращенные на большие экраны классические шедевры: «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Иди и смотри» Элема Климова, «Курьер» Карена Шахназарова, «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Мальчик и девочка» Юлия Файта и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.