В России покажут ретроспективу норвежского режиссера Йоакима Триера
МОСКВА, Кинобизнес сегодня - Творческое объединение Arthouse продолжит знакомить зрителей в России с фильмографией норвежского режиссера Йоакима Триера, автора картины «Худший человек на свете», премьера которой состоялась 24 марта. Специальные показы фильмов «Тельма» и «Осло, 31 августа» пройдут в разных городах России с 19 апреля. «Осло, 31 августа» –– второй фильм в трилогии Йоакима Триера об Осло, куда входят его дебют «Реприза» и последний фильм «Худший человек на свете». Фильмы ретроспективы будут эксклюзивно доступны на видеосервисе Wink в мае.
19 апреля первый специальный показ фильма «Осло, 31 августа» пройдет в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт». Со зрителями картину обсудит кинокритик Егор Москвитин.
«Осло, 31 августа»
Премьера прошла на Каннском кинофестивале (картина была участником конкурса «Особый взгляд»). Триер очень любит норвежскую столицу и всегда мечтал запечатлеть её в кино — по трилогии об Осло можно наблюдать, как изменился город за последние 15 лет. «Осло, 31 августа» — признание в любви родному городу, который обычно обходят вниманием кинематографисты.
Драма Триера — это тонкий психологический портрет молодого мужчины, чья меланхолия, внутренний конфликт и сомнения о смысле жизни резонируют с прохладой и сдержанностью скандинавского пейзажа. На поверхности 34-летний Андерс — обычный молодой человек без особенных примет, по внешнему виду которого невозможно догадаться о его борьбе с самим собой. Смятение привело его к зависимостям, а вслед за этим — в реабилитационную клинику. Из рехаба Андерса выпускают на один день 31 августа — чтобы он попал на собеседование и восстановил рабочую практику в качестве стажёра в редакции. В течение дня главный герой пробует собрать воедино куски своей жизни: разорённый дом, который больше не принадлежит его семье, развалившиеся отношения, разладившиеся дружбы. Он все еще молод, но чувствует, что его жизнь не имеет смысла
Экзистенциальная драма Йоакима Триера о разъединении, заброшенности и кризисе среднего возраста — один из шедевров современного европейского авторского кино о вызовах и испытаниях обычного человека. Мягкая скользящая камера, глубокие диалоги, минималистичная постановка подчёркивают стоицизм главного героя, который пытается зацепиться за любые возможности почувствовать себя где-нибудь или с кем-нибудь дома. Исследуя тему зависимости, привязанности и близости, Триер показывает нескольких героев, каждый из которых проживает собственную драму отчуждения и конфликта с другими людьми и обстоятельствами. Многим ли удаётся быть счастливыми, когда юность кончается, и где искать родную душу — герои Триера раз за разом ищут свои ответы перед зрителями.
Главным источником вдохновения для этого фильма Триера стала биография поэта-сюрреалиста Жака Риго и фильм «Затухающий огонёк» Луи Малля — классика французской новой волны о мужчине с зависимостью на трудном пути исправления. Тема усталости, потери цели и сил и поломанных отношений развивается в сценариях Малля и Триера похожим образом. Соавтором «Осло, 31 августа» стал постоянный сценарист и старый друг Триера, с которым они знакомы с подросткового возраста — Эскиль Вогт –– самобытный режиссёр, снимающий авторские минималистские триллеры.
«Тельма»
«Тельма» — мистическая мелодрама Йоакима Триера о молодой девушке, открывающей в себе сверхъестественные способности. Переезд в большой город, первая любовь и новые знакомства будят в ней память, силы и знания, не свойственные обычным людям. Познавая себя, Тельма начнёт сомневаться в семейном прошлом, родительском воспитании и религиозной вере. Самостоятельная жизнь приведёт её к прозрению и катарсису, причиной чему станет освобождающая любовь.
Тельма — скромная и задумчивая девушка из глубинки, которая выросла в далёкой деревне с отцом и матерью и до юности почти не общалась с людьми. Её отец — крепкий мужчина патриархальных взглядов, мать — травмированная женщина в инвалидном кресле. Оба отпускают Тельму в большой город в тревоге, что потеряют её. Но Тельме пора начинать самостоятельную жизнь и учёбу в университете. Там она встречает другую студентку Аню, в которую стремительно влюбляется. Тельма напрасно пытается задавить в себе любовь к Ане, ведь её воспитали, что любовь к человеку своего пола противоестественна и порочна.
Влечение к девушке вызывает у Тельмы стыд и одновременно с этим будит в её теле прежде неизвестные ей силы. Врачи не могут диагностировать сильные эпилептические припадки Тельмы, а она скрывает от всех свои сны, галлюцинации и проснувшиеся в ней паранормальные способности к телекинезу. Люди и предметы могут исчезать и менять местоположение по одному желанию Тельмы. В поисках ответа на вопрос, что с ней происходит, Тельма вспоминает, что в раннем детстве стала причиной смерти младшего брата, и вызвала такое горе матери, что та пыталась покончить собой.
Паранормальные способности в их семье — наследственные, и никому до сих пор не удалось пользоваться ими во благо. Тельма пытается подавить в себе магический потенциал в страхе принести людям вокруг ещё больше страданий. Чтобы освободить себя, Тельме придётся поставить под вопрос всё, чему её учили, и пережить несколько пограничных опытов между жизнью и смертью.
Минималистичный триллер Йоакима Триера об освобождении жизненных сил и силе влюблённости — один из самых изобретательных фильмов о познании себя и энергии человеческих чувств. Изысканные спецэффекты, неожиданные повороты сюжета и тревожный саспенс делают «Тельму» незабываемым кино-опытом, открывающим зрителям путь к исследованию собственных эмоций. «Тельма» — фильм о том, как поставить под вопрос догмы воспитания и сбросить оковы чужих предрассудков, чтобы жить собственную жизнь и позволить себе любить.
Йоаким Триер
Режиссер родился в Дании и вырос в Норвегии в кинематографической династии: его отец работал звукорежиссёром, а дедушка — художественным директором влиятельной европейской студии Norsk Film. C подросткового возраста Йоаким Триер увлекался кино, и даже в тинейджерские годы, когда катался на скейтборде, снимал собственные видео. С первого фильма «Реприза» Триеру сопутствовал успех: его драме о молодых соперничающих писателях получила призы в Торонто, Роттердаме и Карловых Варах. Следующий фильм «Осло, 31 августа» о двух днях из жизни выздоравливающего парня с наркозависимостью, попал в конкурс «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
Первый международный проект Йоакима Триера с Джесси Айзенбергом и Изабель Юппер попал уже в основной конкурс Каннского кинофестиваля: драма рассказывает о семье отца и двоих сыновей, которые пытаются разгадать причину смерти матери. В мистической мелодраме «Тельма» Триер вернулся к теме непокоя в юности: его героиня Тельма, выросшая в консервативной семье, проживает становление и первую запретную любовь в студенческие годы. В пятом полном метре «Худший человек на свете» Триер закрепляет свою позицию как одного из самых ярких современных авторов: фильм был показан в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где получил приз за лучшую женскую роль, и среди прочего был номинирован на Оскар как лучший иностранный фильм и за лучший оригинальный сценарий. Фильмы Триера касаются тем личного поиска и душевных сомнений, загадочности желаний и амбиций, воспалённого самолюбия и потребности в успехе и самореализации человека 21 века.
22 апреля «Осло, 31 августа» покажут в кинотеатре «Иллюзион», 25 апреля –– в кинотеатре «Пионер». Также фильм можно будет посмотреть на большом экране в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах.