«Звездные войны» и рекорд стартовых сборов в России
Эти сборы намного выше кассы аналогичного уик-энда 2014 года (18 - 21 декабря), когда вторую неделю лидировал фильм-фэнтези «Хоббит: Битва пяти воинств» (Каро Премьер); в те дни она составила 539,3 млн рублей ($8.66 млн).
Нынешние успехи, конечно же, связаны с триумфом нового голливудского блокбастера - «Звездные войны: Пробуждение силы» (WDSSPR), седьмой части легендарной киноэпопеи, начатой классическим фильмом Джорджа Лукаса «Звездные войны» / «Звездные войны. Эпизод IV - Новая надежда» (1977). Напомним, что Лукас начал эту космическую сагу, изменившую лицо кинофантастики, как бы с середины, а продолжилась его картина лентами «Звездные войны. Эпизод V - Империя наносит ответный удар» (1980) Ирвина Кершнера и «Звездные войны. Эпизод VI - Возвращение джедая» (1983) Ричарда Марканда. Через много лет Лукас вернулся к истокам противостояния космической Республики и зловещей Империи, сняв трилогию-приквел, включающую в себя фильмы «Звездные войны. Эпизод I - Скрытая угроза» (1999), «Звездные войны. Эпизод II - Атака клонов» (2002) и «Звездные войны. Эпизод III - Месть ситхов» (2005).
Все эти серии стали мегахитами мирового проката, а вторая трилогия произвела фурор и в российских кинотеатрах. «Скрытая угроза» принесла прокатывавшей ее компании «Гемини» $2.3 млн и заняла второе место в списке самых кассовых лент 1999 года. В 2012 году она вышла на экраны повторно в формате 3D и заработала для компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» $4.75 млн (72,64 млн рублей). «Атака клонов» в 2002-м собрала для «Гемини» $5.26 млн (это четвертое место среди самых успешных хитов того года), а «Месть ситхов» положила в копилку этого же дистрибьютора $8.36 млн, или 231,5 млн рублей (пятое место среди кассовых лидеров 2005 года).
Режиссером седьмой серии, действие которой разворачивается через 30 лет после «Возвращения джедая», стал Дж. Дж. Абрамс, а участие в ней приняли как ветераны «Звездных войн» (Харрисон Форд, Марк Хэмилл, Кэрри Фишер, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер, Питер Мэйхью, Уорвик Дэвис), так и «новички» - Джон Бойега, Адам Драйвер, Донал Глисон, Оскар Айзек, Саймон Пегг, Энди Серкис, Макс фон Сюдов, Гвендолин Кристи, Лупита Ньонго, Дэйзи Ридли, Грег Гранберг, Кен Люн. Фильм с бюджетом $200 млн стартовал с кассовым рекордом как у себя на родине, так и в российских кинотеатрах, собрав здесь за первые четыре дня 2 996 копиями 879,5 млн рублей ($12.39 млн). Предыдущий рекорд дебютного уик-энда принадлежал анимационному суперхиту «Миньоны» (UPI), который за уик-энд 9 - 12 июля 2015 года заработал 865,2 млн рублей ($15.18 млн по тогдашнему курсу).
Таким образом, лента «Звездные войны: Пробуждение силы» сразу же стала самой кассовой частью киносериала «Звездные войны» в нашем прокате как в рублевом, так и в долларовом исчислении.
Неизмеримо много уступив безусловному лидеру уик-энда, на втором месте в чарте проката удержалась отечественная новогодняя комедия «SOS, Дед Мороз, или Все сбудется!» (Каропрокат), которой 880 копий принесли за второй уик-энд 34,59 млн рублей, или $487 тыс. (при спаде всего лишь 34%). Общие сборы картины за 11 дней составили 95,51 млн рублей ($1.38 млн). На третью строчку опустилась победительница предыдущих двух недель - историко-приключенческая драма «В сердце моря» (Каро Премьер), за третий уик-энд записавшая в свой актив 814 копиями 26,01 млн рублей, или $366 тыс. (спад - 72%). После 18 дней в копилке ленты Рона Хауарда - 313,2 млн рублей ($4.64 млн).
Четвертую позицию никому не отдала анимационная лента студии Pixar «Хороший динозавр» (WDSSPR), за четвертый уик-энд заработавшая 608 копиями 18,27 млн рублей, или $257 тыс. (спад - 62%) и достигшая отметки 340 млн рублей ($5.15 млн). Замкнула первую пятерку историческая драма Стивена Спилберга «Шпионский мост» (Двадцатый Век Фокс СНГ), которой третий уик-энд принес на 279 копиях 13,29 млн, или $187 тыс. (спад - 68%). Общая касса фильма с Томом Хэнксом за 18 дней достигла 134,5 млн рублей ($1.99 млн).
При наличии очевидного фаворита - новой серии «Звездных войн» - дистрибьюторы не решились выпускать на российские экраны другие крупные картины. В этих условиях единственной лентой-дебютанткой в Топ-10, кроме «Пробуждения силы», стала отечественная музыкально-комедийная мелодрама «По небу босиком» (Storm Cinema) режиссера Султана Хажироко, в которой снялись Алан Кокаев и Милана Карагулова, а также Сати Казанова и Наталья Гулькина. Фильм занял десятую строчку, произведя настоящий фурор в северокавказских кинотеатрах и собрав за первые четыре дня 50 копиями 5,30 млн рублей (около $75 тыс.).
Интересно, что среди новых релизов (всего их в таблице шесть) числятся только американские и российские картины, причем их ровно поровну. Комедии Алены Званцовой «Норвег» (Синема Престиж) с участием Евгения Миронова, Северии Янушаускайте, Дмитрия Марьянова и Ксении Раппопорт досталась 15-я позиция. При бюджете $2.2 млн лента собрала за первые четыре дня 87 копиями 1,38 млн рублей (более $19 тыс.). На 23-м месте идет американский ужастик режиссера Теда Гейгана «Мы еще здесь» (Кинологистика) с Барбарой Крэмптон в главной роли (55 копий; 772 тыс. рублей, или около $11 тыс.).
С 37-й позиции начала свой путь в чарте драма 2014 года No Comment (Экспонента), ставшая режиссерским дебютом в большом кино российского теледокументалиста Артема Темникова. Картина с участием Александра Новина и немецкого актера Леонарда Проксауфа, спродюсированная самим Новиным и уже упоминавшимся Евгением Мироновым, была удостоена ряда кинопризов и номинаций (Гран-при Фестиваля российского кино в Онфлёре, приз за лучший фильм в российской программе фестиваля «Восток - Запад» и др.). Бюджет ленты составил $700 тыс., а первый уик-энд принес ей на 33 копиях 137 тыс. рублей (около $2 тыс.). Четырьмя строчками ниже расположился еще один малобюджетный американский ужастик - «Агорафобия» (АКМ) режиссера Лу Саймон, главные роли в котором исполнили Кассандра (Кэсси) Сербо и Тони Тодд (девять копий; 80 тыс. рублей, или $1.1 тыс.).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»