Финал 2018 года в точных цифрах

Финал 2018 года в точных цифрах
12.01.2019 Хотя со времен последнего уик-энда завершившегося 2018 года прошло уже две недели, нелишне еще раз обратиться к нему, поскольку появились точные данные о кинопрокатной кассе этих дней. Общий сбор предновогоднего уик-энда (27 - 30 декабря) в России и СНГ составил 845,7 млн рублей ($12.21 млн), уменьшившись по сравнению с финансовым показателем предыдущего уик-энда на 10,2% в нашей национальной валюте и на 12,2% - в долларах (при этом курс американской валюты достиг самого высокого значения с начала года - 69,25 рубля). По окончании года можно констатировать, что самым успешным его уик-эндом стал рождественский - с 4 по 7 января, когда касса достигла 1,894 млрд рублей ($32.89 млн), а самым провальным - первый полный уик-энд нового учебного года, с 6 по 9 сентября, со сборами в размере 399,8 млн рублей ($5.82 млн).

Предновогодние дни прошли под знаком отечественного кино. Триумфатором оказалась комедия с Александром Петровым «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» (Каропрокат), одержавшая вторую победу подряд. Число кинотеатров, в которых она демонстрировалась, увеличилось с 1 275 до 1 767, но спад кассы перед Новым годом все же составил 26%, и за второй уик-энд фильм заработал 249,1 млн рублей, или $3.60 млн. Общий сбор «Полицейского...» за 11 дней вырос до 711,2 млн рублей ($10.54 млн), и это уже была серьезная заявка на вожделенный миллиард.

В этот же уик-энд дебютировала еще одна картина с Александром Петровым в главной роли - военная драма-боевик «Т-34» (Централ Партнершип), один из самых ожидаемых российских блокбастеров года. В широкий прокат фильм о советских танкистах, сбежавших из фашистского плена на угнанном «Т-34» в разгар Великой Отечественной войны, вышел 1 января, а 27 декабря он стартовал в формате IMAX. Продюсерами ленты Алексея Сидорова стали Рубен Дишдишян и Антон Златопольский при участии Никиты Михалкова и Леонида Верещагина, другие роли исполнили Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум, Винценц Кифер, Петр Скворцов, Семен Трескунов, Артем Быстров и другие актеры. Производственный бюджет «Т-34» достиг очень внушительной суммы - 600 млн рублей. За первый уик-энд 151 киноплощадка премиального формата принесла картине 15,45 млн рублей ($223 тыс.) и девятое место в таблице проката. Победоносное шествие «34-ки» по нашим экранам было тогда еще впереди.

Напомним, что это уже третья лента о танках, появившаяся в 2018 году в наших кинотеатрах. Первая - «Танки» Кима Дружинина - вышла в апреле и заработала для компании «Двадцатый Век Фокс СНГ» в общей сложности 99,13 млн рублей ($1.59 млн), а вторая - «Несокрушимый» Константина Максимова - была выпущена тем же «Фоксом» в октябре и записала на свой счет 258,1 млн рублей ($3.93 млн).

Но вернемся к верхним позициям чарта уик-энда. Второе место, вслед за «Полицейским с Рублевки», заняла на старте еще одна российская новогодняя комедия - «Елки последние» (Bazelevs). Это седьмая (а если учесть «Елки лохматые», то восьмая) и, как уверяют создатели фильма, последняя часть популярного праздничного киносериала, идущего с 2010 года. Продюсером, естественно, снова выступил один из главных отечественных хитмейкеров - Тимур Бекмамбетов, он же вместе с тремя другими режиссерами - Егором Барановым, Анной Пармас и Александром Коттом - стал автором пяти новогодних историй, вошедших в картину, в которой, по традиции, занят звездный актерский ансамбль: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Дмитрий Нагиев, Елена Яковлева, Юлия Александрова, Даниил Вахрушев, Юрий Кузнецов, Александр Головин, Александр Домогаров-мл., Марк Богатырев, Саша Спилберг.

Прежде чем оценить коммерческий успех «Елок последних» в их дебютный уик-энд, вспомним кассовую историю киносериала. Компания Bazelevs (иногда - совместно с компанией «Двадцатый Век Фокс СНГ») всегда выпускала эти ленты в середине или в конце декабря, и они неизменно делали отличные сборы. Первые «Елки» (2010) заработали в общей сложности 700,9 млн рублей ($22.79 млн по тогдашнему курсу), «Елки-2» (2011) - 836,6 млн рублей ($26.35 млн), а «Елки-3» (2013) преодолели миллиардный рубеж - у них было 1,245 млрд рублей ($38.07 млн). Вторая серия заняла девятое место в списке лидеров проката 2011 года, а третья по итогам 2013-го завоевала уже четвертую ступеньку. «Елки 1914» (2014) слегка затормозили нараставший до того темп киносериала, собрав 703,9 млн рублей ($13.34 млн), а «спин-офф» (фильм-ответвление) «Елки лохматые» (2014), дебютировавший уже после праздничных каникул - в конце января 2015 года, положил на свой счет довольно скромную по «елочным» меркам сумму - 138,3 млн рублей ($2.03 млн). «Елки-5» (2016) превзошли результат предыдущей серии, собрав 778,2 млн рублей ($12.76 млн). Шестая часть, «Елки новые» (2017), стартовавшая 21 декабря 2017 года, за первые четыре дня положила на свой счет в 1 587 кинотеатрах 182,4 млн рублей ($3.12 млн) и заняла вторую строчку в чарте уик-энда, уступив голливудскому хиту «Джуманджи: Зов джунглей». Всего в активе «Елок новых» было ощутимо больше, чем у «Елок-5», - 910,4 млн рублей ($15.56 млн).

Ну а «Елки последние» опередили шестую часть по стартовой кассе, взяв за первые четыре дня в 1 835 кинотеатрах 191,6 млн рублей ($2.77 млн). Таким образом, новогодний потенциал заключительной серии кинофраншизы был очень высок.

На третьей строчке в таблице уик-энда удержалась анимационная рождественская сказочная комедия «Гринч» (UPI), у которой за третий уик-энд на 1 730 киноплощадок (это на 144 больше, чем неделей раньше) пришлось 125,0 млн рублей, или $1.81 млн (спад - 24%). После 18 дней у «Гринча» стало 466,8 млн рублей ($7.02 млн).

С четвертой позиции начала свой путь в чарте российская анимационная «героическая комедия» «Три богатыря и наследница престола» (Наше кино) - шестой фильм кинокомпании «СТВ» и студии анимационного кино «Мельница» о трех богатырях и девятый, если считать «сольные» картины о былинных витязях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Режиссер ленты - двукратный «оскаровский» номинант Константин Бронзит, сценаристы - братья Максим и Вадим Свешниковы, продюсеры - глава «СТВ» Сергей Сельянов и руководитель «Мельницы» Александр Боярский, роли озвучили Дмитрий Быковский-Ромашов, Валерий Соловьев, Олег Куликович, Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Екатерина Гороховская, Юрий Кузнецов, Александр Боярский и Константин Бронзит.

Напомним вкратце историю «кассового восхождения» «богатырских блокбастеров», которые с самого начала, с 2004 года, пользовались устойчивым и все возрастающим интересом со стороны отечественной киноаудитории, что выражалось и в поступательном росте сборов (по крайней мере, до недавнего времени):
«Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) Константина Бронзита: касса в России и СНГ - 44,76 млн рублей ($1.73 млн);
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006) Ильи Максимова: 100,5 млн рублей ($3.62 млн) (в отличие от других частей, эту серию «Наше кино» прокатывало не самостоятельно, а вместе с компанией «Каро Премьер»);
«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (2007) Владимира Торопчина: 239,1 млн рублей ($9.74 млн);
«Три богатыря и Шамаханская царица» (2010) Сергея Глезина: 575,1 млн рублей ($19.01 млн);
«Три богатыря на дальних берегах» (2012) Константина Феоктистова: 949,7 млн рублей ($31.51 млн);
«Три богатыря: Ход конем» (2014) Константина Феоктистова; 963,0 млн рублей ($19.39 млн);
«Три богатыря и Морской царь» (2016) Константина Феоктистова; 802,4 млн рублей ($13.15 млн).
«Три богатыря и принцесса Египта» (2017) Константина Феоктистова: лента дебютировала в рамках «превью» (предварительного проката) 21 декабря 2017 года в 697 кинотеатрах и за первые четыре дня взяла 19,77 млн рублей ($338 тыс.), замкнув первую пятерку чарта уик-энда. Выйдя в широкий прокат неделю спустя, 28 декабря, она поднялась на третье место, собрав за второй уик-энд в 1 711 кинотеатрах 116,0 млн рублей ($2.02 млн) и увеличив свою общую кассу до 136,3 млн рублей ($2.33 млн). Всего же в ее копилке - 811.6 млн рублей ($13.87 млн).

Кроме «Добрыни Никитича», все остальные фильмы о богатырях стартовали накануне Нового года, что обеспечивало им отличные сборы. Однако «Морской царь» несколько снизил нараставшие до того обороты франшизы, а «Принцесса Египта» заработала ненамного больше. Как встроится в этот кассовый график «Наследница престола», мы увидим по итогам новогодних праздников и последующих недель, пока же можно сказать, что за первый уик-энд картина заработала в 1 961 кинотеатре 86,87 млн рублей ($1.25 млн), а за пять дней, включая предварительные показы, - 87,77 млн рублей ($1.27 млн).

Замкнул первую пятерку, опустившись со второй ступеньки, кинокомикс «Аквамен» (Каро Премьер), которому 1 401 киноплощадка принесла за третий уик-энд 73,90 млн рублей, или $1.07 млн (спад - 64%). Таким образом, хит с Джейсоном Момоа добрался до отметки 991,9 млн рублей ($14.92 млн), и ему осталось всего ничего до заветного рубежа 1 млрд рублей. По состоянию на 30 декабря, фильмов, вышедших в 2018 году и собравших миллиард и более, было девять (как и за весь 2017 год), но это число должно вырасти благодаря огромным новогодним сборам - как минимум за счет «Аквамена», «Полицейского с Рублевки» и «Т-34».

Новых релизов в обзорный уик-энд, в преддверии «новогодней битвы», оказалось совсем немного. Помимо уже названных, в нашей таблице их еще два, и оба они далеки от Топ-10. На 21-й строчке расположилась франко-бельгийская романтическая комедия «Любовь и прочий зоопарк» (ПРОвзгляд), участвовавшая в 2018 году в основном конкурсе Московского международного кинофестиваля под названием «Гаспар едет на свадьбу». В ограниченном прокате (40 киноплощадок) лента Антони Кордье с Феликсом Моати и Летисией Дош в главных ролях положила на свой счет 203 тыс. рублей ($3 тыс.). А в глубине чарта, на 38-й позиции, оказалась музыкальная программа «Йонас Кауфман: Под звездами» (Невафильм Emotion) - запись концерта знаменитого немецкого оперного певца Йонаса Кауфмана; за уик-энд она собрала в трех кинотеатрах 29 тыс. рублей ($424), а с учетом предварительных показов - 78 тыс. рублей (чуть более $1 тыс.).

Осталось добавить, что уже 368 дней, то есть больше года, идет в прокате австралийская фантастико-приключенческая картина для семейного просмотра «Мой любимый динозавр» (Кинологистика), вышедшая на экраны 28 декабря 2017-го. Сейчас фильм Мэтта Драммонда, конечно же, идет только одной копией, а за все время проката он положил в свою копилку 2,32 млн рублей ($40 тыс.).


Михаил Полежаев

«Кинобизнес сегодня»

Материалы по теме

Третья неделя лидерства анимационной комедии в России 09.02.2021

Третья неделя лидерства анимационной комедии в России

По официальным данным отечественных дистрибьюторов, общий сбор кинопроката России и СНГ за первый февральский уик-эн..
«Душа» снова помогла российской кассе вырасти 02.02.2021

«Душа» снова помогла российской кассе вырасти

По официальным данным российских дистрибьюторов, общий сбор кинопроката России и СНГ за последний январский уик-энд ..
Первый уик-энд после праздников в точных цифрах 19.01.2021

Первый уик-энд после праздников в точных цифрах

По официальным данным отечественных дистрибьюторов, общий сбор кинопроката России и СНГ в первый послепраздничный уи..
Рождественский уик-энд в точных цифрах 13.01.2021

Рождественский уик-энд в точных цифрах

Общий сбор кинопроката России и СНГ в рождественский уик-энд (7-10 января) составил 1,186 млрд рублей, уменьшившись ..

Возврат к списку