Победа на стороне «Стрельцова», но касса падает
В течение семи уик-эндов подряд после выхода российских кинотеатров из всеобщего карантина касса кинопроката поднималась, но вот настал момент, когда она пошла на снижение. По официальным данным отечественных дистрибьюторов, общий сбор кинопроката России и СНГ за последний сентябрьский уик-энд (24-27 сентября) составил 345,7 млн рублей, уменьшившись на 18,9% по сравнению с результатом недельной давности.
В полном соответствии с прогнозами, вершину чарта захватил долгожданный отечественный блокбастер, из-за пандемии перенесенный еще с весны, - спортивно-биографическая драма «Стрельцов» (Централ Партнершип) о великом советском футболисте Эдуарде Стрельцове. Картина Ильи Учителя, сына нашего маститого режиссера и продюсера Алексея Учителя, создана компаниями ТПО «РОК», «Централ Партнершип», Студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и телеканалом «Россия 1», при поддержке Фонда кино, ее продюсерами выступили Алексей Учитель, Рафаел Минасбекян, Антон Златопольский, Вадим Верещагин, Леонид Верещагин и Никита Михалков. Заглавная роль в фильме досталась Александру Петрову, а ассистирует ему в кадре отличный актерский ансамбль: Стася Милославская, Виталий Хаев, Александр Яценко, Виктор Добронравов, Ася Домская, Надежда Маркина, Алексей Морозов, Василий Мищенко, Алексей Колган, Ефим Петрунин, Василий Кортуков, Данил Стеклов, Анвар Халилулаев, Леонид Громов, Анна Уколова, Кирилл Полухин, Павел Усачев, Екатерина Агеева. За первые четыре дня «Стрельцов» взял в 1 619 кинотеатрах (сюда включены и залы IMAX, где также демонстрировалась лента) 114,9 млн рублей. Меньше, чем могло бы быть при более благоприятном развитии общей ситуации, но все же победа.
«Стрельцов» - третий российский фильм после возобновления работы кинотеатров, ставший лидером проката; до него были «Красотка в ударе» (SPPR) и «Вратарь Галактики» (Наше кино). Всего же с начала года это седьмая отечественная лента, возглавившая чарт: до карантина триумф праздновали «Холоп», «(Не)идеальный мужчина» и «Отель «Белград», выпущенные компанией «Централ Партнершип», а также «Лед-2» (SPPR), причем «Холоп» и второй «Лед» одержали по две победы. Для компании «Централ Партнершип» «Стрельцов» - это четвертый релиз в текущем году, выбившийся в лидеры.
Предыдущая картина с Александром Петровым - мелодрама (тоже спортивная) «Лед-2» (2020) Жоры Крыжовникова - вышла 14 февраля нынешнего года, в День всех влюбленных (о коронавирусе мы тогда еще и не думали), и за первый уик-энд собрала в 1 873 кинотеатрах 610,0 млн рублей, без труда опередив «Джентльменов» (Вольга) в борьбе за вершину таблицы, а всего заработала 1,546 млрд рублей. В рейтинге самых кассовых хитов 2020 года «Лед-2» занимает второе место, уступая только «Холопу», а фильм Гая Ритчи «Джентльмены», тоже ставший миллиардером, - третье.
Сравнение со «Льдом-2» явно не в пользу «Стрельцова», однако лента Ильи Учителя дебютировала значительно лучше другого отечественного спортивного блокбастера, о другом великом советском футболисте - «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (2019) режиссера Василия Чигинского: та картина, вышедшая в конце ноября 2019 года, принесла на старте компании Megogo Distribution в 1 379 кинотеатрах 58,50 млн рублей, оказавшись на четвертой позиции в чарте, а всего заработала 113,9 млн рублей. Таким образом, уже на старте «Стрельцов» ровно на миллион превзошел «Яшина» по общей кассе.
На второй ступеньке в чарте обзорного уик-энда удержался хит Кристофера Нолана «Довод» (Каро Премьер), выручивший за четвертый уик-энд на 1 402 киноплощадках 66,42 млн рублей (спад - 45%) и увеличивший свои общие сборы до 720,7 млн рублей. В списке лидеров проката 2020 года фильм с Джоном Дэвидом Вашингтоном и Робертом Пэттинсоном поднялся с седьмой строчки на шестую, потеснив «Соника в кино» (Централ Партнершип), который, кстати, снова появился на экранах и в копилке которого - 693,2 млн рублей.
Победительница прошлой недели, молодежная мелодрама «После. Глава 2» (Вольга), отступила на третье место, взяв за второй уик-энд в 1 193 кинотеатрах 44,90 млн рублей (при ощутимом спаде 69%). Общая касса этой экранизации мирового бестселлера увеличилась до 238,2 млн рублей, и картина обогнала по сборам первую серию, «После» (2019), которая за все время проката обеспечила тому же дистрибьютору 211,0 млн рублей.
С третьей позиции на четвертую опустился диснеевский блокбастер «Мулан» (Дисней Студиос), у которого на 1 374 киноплощадки за третий уик-энд пришлось 39,36 млн рублей (спад - 56%). После 18 дней в копилке историко-приключенческого ремейка насчитывается 329,0 млн рублей.
Замкнула первую пятерку на старте новая российская анимационная комедия «Белка и Стрелка: Карибская тайна» (Каропрокат), тоже, как и «Стрельцов», из-за карантина не дождавшаяся весенней премьеры и выпущенная только сейчас. Это третья часть популярного анимационного киносериала, начатого лентами «Белка и Стрелка: Звездные собаки» (2010) и «Белка и Стрелка: Лунные приключения» (2013). За первые четыре дня фильм Инны Евланниковой, роли в котором озвучили Юлия Пересильд, Ирина Пегова, Евгений Миронов, Сергей Шнуров и Сергей Бурунов, взяла в 1 550 кинотеатрах 24,74 млн рублей. Учитывая довольно внушительный бюджет картины - 200 млн рублей, это явно далеко от окупаемости.
Третья серия дебютировала значительно слабее своих предшественниц. Напомним, что лента Святослава Ушакова и Инны Евланниковой «Белка и Стрелка: Звездные собаки», вышедшая в середине марта 2010 года, за первый уик-энд выручила для компании «Каропрокат» в 578 кинотеатрах 59,05 млн рублей, заняв четвертое место в таблице, а вторая часть, «Белка и Стрелка: Лунные приключения», у которой было аж четыре режиссера - Александр Храмцов, Майкл Д’Иса-Хоган, Инна Евланникова и Вадим Сотсков, стартовала в начале февраля 2014 года и выручила тогда для того же дистрибьютора в 1 236 кинотеатрах 97,56 млн рублей, оккупировав уже третью ступеньку в чарте. В общей же сложности на счету первой серии было 182 млн рублей, а у второй - 207,4 млн рублей. К сожалению, третий фильм о подвигах любимых героев вряд ли повторит успехи предыдущих.
Испано-французский ужастик «Заклятье. Дом 32» (Экспонента) опустился с четвертой строчки на шестую, однако это единственная картина в Топ-10, чьи сборы за уик-энд выросли по сравнению с аналогичным показателем прошлой недели: подъем составил 25%, и произошло это во многом благодаря увеличению числа киноплощадок с 426 до 576. Второй уик-энд принес «Дому 32» 19,60 млн рублей, и после 11 дней в его «закромах» - 43,10 млн рублей.
Еще один хоррор, американский - «Клаустрофобы: Квест в Москве» (Наше кино) - дебютировал на седьмой позиции. В 434 кинотеатрах лента Уилла Верника с Холланд Роден и Кигэном Алленом в главных ролях записала на свой счет 7,02 млн рублей. Отметим, что предыдущий фильм Уилла Верника, «Клаустрофобия» (2017) с весьма похожим сюжетом, стартовал у нас гораздо лучше, впрочем, и экранов у него было больше - 548: выйдя в сентябре 2017 года, он за первый уик-энд заработал для компании «Экспонента» 16,28 млн рублей, тоже заняв седьмое место, а всего выручил 30,94 млн рублей.
В десятку, на предпоследнюю строчку в ней, попала еще одна новая картина - британо-канадская драма Шона Деркина «Гнездо» (Capella Film) с Джудом Лоу и Кэрри Кун, удостоенная нескольких призов и номинаций на престижных кинофестивалях (Довиль, Гент). За уик-энд у «Гнезда» на 171 киноплощадку пришлось 3,37 млн рублей, а за пять дней, с учетом предварительных показов - 3,42 млн рублей.
За пределами Топ-10 оказались четыре ленты-дебютантки, две из которых расположились рядышком - на 12-й и 13-й позициях. Выше в этой паре - аргентинская комедия 2018 года «Супер крейзи» (World Pictures), ремейк чилийской картины «Без фильтра», снятой режиссером Николасом Лопесом в 2015 году. Главную роль в ремейке, поставленном Мартино Сайделисом, исполнила уругвайская звезда аргентинских «теленовелл» Наталия Орейро, пользующаяся у нас немалой популярностью. Однако на кассу фильма, номинированного на Премию Аргентинской киноакадемии за лучший адаптированный сценарий (Андрес Алой, Мартино Сайделис), слава Орейро мало повлияла: в 294 кинотеатрах лента положила на свой счет довольно скромную сумму - 2,58 млн рублей.
Следом за «Супер крейзи» идет британо-итальянская комедийная мелодрама «Сделано в Италии» (Белые ночи), ставшая полнометражным режиссерским дебютом известного английского актера Джеймса Д’Арси. 219 киноплощадок принесли картине с участием Лиама Нисона и Майкла Ричардсона - сына Лиама Нисона и его ныне покойной жены Наташи Ричардсон - 2,23 млн рублей.
Помимо «Супер крейзи», аргентинский кинематограф представлен в обзорный уик-энд еще одним новым релизом - аргентино-испанской криминальной комедией Себастьяна Боренштейна «Героические лузеры» (Престиж Кино), экранизацией романа Эдуардо Сачери «Ночь Усины». Лента с Рикардо Дарином, Луисом Брандони и Чино Дарином (сыном Рикардо) была удостоена целого ряда призов и номинаций, например, высшей испанской кинопремии «Гойя» за лучший ибероамериканский фильм. Она была выдвинута от Аргентины на соискание «Оскара» в категории «Лучший международный фильм» (раньше эта категория называлась «Лучший фильм на иностранном языке»), но в число пяти номинантов не попала. В нашем ограниченном прокате (38 кинотеатров) «Героические лузеры» смогли заработать 180 тыс. рублей и заняли 23-е место.
И наконец, 32-й в таблице оказалась мелодрама российского режиссера Ефрема Назарова «Я украду тебя у всего мира» (Кинолэнд) с Шахином Адыгезаловым и Альвиной Тозлиян в главных ролях, тоже вышедшая в ограниченный прокат (девять киноплощадок, около 51 тыс. рублей).
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»