Российское кино пятую неделю на вершине, но лидер наконец-то сменился
Согласно официальным данным отечественных дистрибьюторов, общий сбор кинопроката России и СНГ за второй зимний уик-энд (10-13 декабря) достиг 213,3 млн рублей, увеличившись на 9,8% по сравнению с финансовым результатом недельной давности.
После четырех недель лидерства комедии «Непосредственно Каха» (Централ Партнершип) вершину чарта проката захватила другая отечественная картина, выпущенная тем же дистрибьютором, - историко-фэнтезийно-приключенческая мелодрама Михаила Локшина «Серебряные коньки», созданная компаниями «Централ Партнершип», ГПМ КИТ, «Кинослово» и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова». Зрелищный, новогодний по атмосфере фильм с сильным актерским ансамблем (Федор Федотов, Софья Присс, Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте, Кирилл Зайцев, Маргарита (Марго) Адаева, Юрий Борисов, Тимофей Трибунцев, Александра Ревенко, Сергей Колтаков, Дени Лаван, Валерий Кухарешин, Дмитрий Лысенков) вышел в 1 790 кинотеатрах, включая залы IMAX, и за первые четыре дня положил на свой счет 93,45 млн рублей.
«Серебряные коньки» - третий хит компании «Централ Партнершип» после выхода кинотеатров из карантина, ставший лидером проката; до него такими счастливчиками были спортивно-биографическая драма «Стрельцов» и комедия «Непосредственно Каха», одержавшие три и четыре победы соответственно. С начала же года это шестой релиз дистрибьютора, праздновавший триумф: до карантина на самый верх забирались «Холоп» (дважды, и еще одна победа была у него в 2019 году), «(Не)идеальный мужчина» и «Отель «Белград». Все эти ленты - российские, а кроме них в нынешнем году побеждали еще три отечественные картины: «Лед-2» и «Красотка в ударе», выпущенные компанией SPPR (на счету второго «Льда» два триумфа), и «Вратарь Галактики» (Наше кино).
Под натиском нового блокбастера, продемонстрировавшего явное кассовое преимущество, суперхит «Непосредственно Каха» наконец-то уступил «майку лидера» и передвинулся на второе место в таблице уик-энда. Пятый уик-энд принес «Кахе» на 643 киноплощадках 18,53 млн рублей (спад - 41%), и после месяца проката его касса достигла 551,4 млн рублей. Таким образом, фильм Виктора Шамирова вошел в Топ-10 лидеров проката 2020 года, став вторым релизом, которому это удалось после карантина (первым был «Довод» (Каро Премьер)). «Непосредственно Каха» вытеснил с последней ступеньки в этой десятке другую российскую комедию - «(Не)идеальный мужчина» (548,8 млн рублей), и в Топ-10 так и осталось пять отечественных лент: «Холоп» (первое место; 2,782 млрд рублей, всего - 3,179 млрд рублей), «Лед-2» (второе место; 1,546 млрд рублей), «Вторжение» (WDSSPR; четвертое место; 993,6 млн рублей), «Союз спасения» (Двадцатый Век Фокс СНГ; восьмое место; 602,9 млн рублей, всего - 729,1 млн рублей) и «Непосредственно Каха».
Третья и четвертая позиции в Топ-10 чарта уик-энда достались новинкам проката. На третьей - датская анимационная приключенческая картина «Творцы снов» (Megogo Distribution) режиссеров Кима Хагена-Енсена и Тонни Синка, взявшая в 1 125 кинотеатрах 15,47 млн рублей. За ней идет комедийная мелодрама Романа Каримова «Неадекватные люди-2» (Megogo Studios) - продолжение фильма того же режиссера «Неадекватные люди» (2010). Главные роли во второй серии вновь исполнили Илья Любимов, Ингрид Олеринская и Евгений Цыганов, а присоединились к ним на экране Мария Горячева, Никита Санаев, Роман Хан, Артем Цуканов, Алексей Гоман, Александра Булычева, Алексей Гришин, Ирина Савакова, Томас Моцкус, Никита Еленев, Софья Гершевич и Никита Дювбанов. За первые четыре дня 964 киноплощадки обеспечили ленте 9,36 млн рублей. Это гораздо больше, чем было на старте у первой части, которая вышла 13 января 2011 года, сразу после новогодних праздников, и за первый уик-энд собрала для компании «Парадиз» 3,45 млн рублей ($115 тыс.), заняв 13-е место в чарте. Однако тогда было всего лишь 74 кинотеатра, и учитывая культовый статус той картины, все ожидали от ее продолжения намного лучшего дебюта.
Напомним, что первые «Неадекватные люди» принесли своим создателям большую прибыль: при бюджете всего лишь $100 тыс. они за все время проката выручили 18,64 млн рублей ($621 тыс.).
Замкнула первую пятерку таблицы обзорного уик-энда, опустившись с третьей строчки, фантастическая комедия с Мелиссой Маккарти «Искусственный интеллект» (Каро Премьер), у которой за третий уик-энд на 813 киноплощадок пришлось 7,26 млн рублей (спад - 62%). После 18 дней в копилке «Искусственного интеллекта» - 71,13 млн рублей.
С шестой позиции стартовал американский ужастик «Диббук» (Наше кино) режиссера Кита Томаса с Дэйвом Дэвисом в главной роли (547 кинотеатров; 7,10 млн рублей). На этом список новинок в Топ-10 исчерпывается.
Зато за пределами десятки их хоть отбавляй. Ближе всего к ней, на 11-е место, подобралась американская криминальная драма «Кровные узы» (UPI) с Кевином Костнером и Дайан Лэйн. В 390 кинотеатрах фильм Томаса Безуки, снятый по роману Ларри Уотсона «Отпусти его», оприходовал 4,77 млн рублей.
Два ленты-дебютантки оказались на 14-й и 15-й позициях. Выше в этой паре - немецкая сатирическая комедия режиссера Дани Леви «Осторожно, кенгуру!» (Ten Letters), экранизация бестселлера Марка-Уве Клинга «Хроники кенгуру». Картина с Дмитрием Шаадом, завоевавшая Германскую кинопремию за лучшие визуальные эффекты и анимацию, вышла на 292 киноплощадках и записала в свой актив 2,93 млн рублей. За ней обосновался шведско-норвежско-бельгийский триллер Йоакима Хедена «Глубокое погружение» (Russian World Vision) с Муа Гаммель и Мадлен Мартин в главных ролях (242 кинотеатра; 2,74 млн рублей). Ну а десятью ступеньками ниже расположился еще один триллер о борьбе за выживание в холодных условиях - американский «Ледяной капкан» (СБ Фильм) с Дженезис Родригес и Винсентом Пьяццей. 86 киноплощадок принесли фильму Брендана Уолша 739 тыс. рублей.
Дуэт новинок можно также увидеть на 30-й и 31-й строчках. Лидер в этом тандеме - французская мелодрама «Мужчина и женщина: Лучшие годы» (Capella Film), продолжение знаменитых лент «Мужчина и женщина» (1966) и «Мужчина и женщина 20 лет спустя» (1986), поставленное их автором - классиком французского кино Клодом Лелушем. Главные роли в третьей части, разумеется, сыграли те же Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян, а дополнили актерский ансамбль Суад Амиду, Антуан Сир, Марианна Деникур и Моника Беллуччи. В 65 кинотеатрах ностальгическая картина о незабываемой любви выручила 358 тыс. рублей. Ступенькой ниже, с небольшим отставанием по кассе - детский приключенческий фильм производства Нидерландов «Пираты по соседству» (Планета Информ) по одноименной книге Регги Науса. На 97 киноплощадок у ленты Пима ван Хуве с юным актером Матти Стокером в центральной роли пришлось 346 тыс. рублей.
На 33-м месте дебютировала франко-алжирская драма «ДНК» (A-One Films) - очередная режиссерская работа известной французской актрисы и режиссера Маивенн (она же Маивенн Ле Беско). Кроме самой Маивенн, в картине снялись Фанни Ардан, Луи Гаррель и Марина Вакт. В ограниченном прокате (30 киноплощадок) фильм, участвовавший в конкурсе нескольких престижных кинофестивалей (Сан-Себастьян, Гент и др.), положил на свой счет 306 тыс. рублей.
Все остальные новые релизы тоже демонстрировались в ограниченном прокате. Два фильма-дебютанта оказались в пятой десятке - на 42-й и 44-й позициях. 42-я досталась итальянской романтической комедии Фаима Буйяна «Итальянец» (ПилотКино) с самим Буйяном и Карлоттой Антонелли в главных ролях. В активе ленты - несколько призов и номинаций; так, она получила четыре номинации на высшую итальянскую кинопремию «Давид ди Донателло», в том числе за лучший оригинальный сценарий (Фаим Буйян, Ванесса Пиччарелли), лучшего продюсера (Доменико Прокаччи, Аннамария Морелли) и лучшую песню (Festa), и была удостоена этой награды за лучшего нового режиссера (Фаим Буйян, конечно же). В 34 кинотеатрах «Итальянец» взял 195 тыс. рублей.
Двумя строчками ниже - австралийская комедийная драма «Бараны» (Парадиз), ремейк одноименной исландской картины 2015 года (реж. Гримур Хауконарсон). В новой киноверсии, поставленной Джереми Симсом, сыграли Сэм Нилл, Майкл Кейтон и Миранда Ричардсон. 46 киноплощадок принесли «Баранам», получившим номинацию на Премию Австралийской академии кинематографических и телевизионных искусств за лучшую мужскую роль (Сэм Нилл), 153 тыс. рублей.
Еще два стартовавших фильма расположились ровно двадцатью ступеньками ниже - на 62-м и 64-м местах. Оба являются копродукцией наших и зарубежных кинематографистов. Тут выше стоит японо-российская историческая мелодрама Масаки Иноуэ «В плену у сакуры» (Кинологистика) с участием Дзюнко Абэ, Родиона Галюченко, Иссэя Огаты и Александра Домогарова (19 кинотеатров, 32 тыс. рублей), а ниже - российско-американская документальная лента «Штетл» (Центр документального кино, или ЦДК) режиссера Екатерины Устиновой (семь кинотеатров, около 26 тыс. рублей).
Ну и в заключение: нам стало известно, что еще месяц назад в Белоруссии вышла военная драма «Уроки фарси» (Белые ночи), выпуск которой в России намечен этим же дистрибьютором лишь на конец апреля 2021 года. Картину совместного российско-германо-белорусского производства, в основе которой лежит рассказ немецкого писателя и сценариста Вольфганга Кольхаазе «Изобретение языка» (также публиковался под названием «Персидский для капо»), поставил известный американский и российский режиссер Вадим Перельман, одним из ее продюсеров выступил наш видный хитмейкер Тимур Бекмамбетов, а основной актерский дуэт составили аргентинец Науэль Перес-Бискаярт и немец Ларс Айдингер. За месяц проката фильм, удостоенный нескольких призов и номинаций на кинофестивалях, заработал в братской стране сумму, равную 259 тыс. рублей.
Михаил Полежаев
«Кинобизнес сегодня»